АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ В ФУКУОКА

imagesCAKDAR5R В японском городе Фукуока (Япония) с 6 по 10 июня 2012 г. проходил 5-й международный Конгресс по археологии Восточной Азии. Главный координатор и организатор конгресса – Общество археологии Восточной Азии (Society for East Asian Archaeology), объединяющее исследователей Великобритании, США, Канады, Японии, Китая, Республики Корея, России, Монголии, Австралии.

Ранее конгрессы Общества проходили через каждые четыре года в разных странах, на этот раз для встречи археологов была выбрана Япония, о-в Кюсю. Это не случайно – Кюсю широко известен своими интереснейшими археологическими памятниками, свидетельствующими о давней и богатой событиями истории архипелага. Например, именно здесь в 60-х гг. ХХ в. в пещере Фукуи 福井洞窟 на западном побережье была открыта древнейшая в мире керамика возраста более 12 тысяч лет. В I тысячелетии до н.э. на Кюсю и юге Хонсю появились мигранты с полуострова Корея, принесшие на острова технологии рисоводства и получения металла. Смешавшись с носителями аборигенной культуры Дземон, материковое население образовало новый культурный субстрат, представленный многочисленными памятниками культуры Яей. На востоке Кюсю находится уникальный комплекс погребальных курганов, относящихся к периоду Кофун, 3 – 6 вв. н.э., когда происходило становление ранней японской государственности. Словом, побывать на Кюсю и увидеть своими глазами разнообразные древности – мечта многих специалистов по археологии Восточной Азии. Эта возможность и была предоставлена ученым из разных стран японской стороной – Университетом Кюсю и Университетом Сэйнан-гакуин, выступившими в качестве организаторов научного мероприятия в г. Фукуока.

 

Работа конгресса проходила в основном в корпусах Университета Сэйнан-гакуин, расположенными компактно в той части города, которая примыкает к морскому побережью. Территория комплекса интересна тем, что здесь находится старейшее здание Сэйнан-гакуин, построенное в 1921 г. Сам же университет ведет свое историю с 1916 г. У истоков этого учебного заведения стояли в основном американские ученые и преподаватели – их имена можно прочитать на мемориальном памятнике в виде открытой книги из черного мрамора у входа в здание, в котором сейчас находится университетский музей. Первое университетское здание выстроено в так называемом краснокирпичном стиле, популярном в Англии и США в XIX в. Современные корпуса университета повторяют эту архитектурную идею и образуют единый ансамбль.

Пленарное заседание, открывшее конгресс, было построено как панорамный обзор древней истории Японского архипелага – от палеолита до периода Кофун. Доклады представили ведущие ученые – Хироюки Сато, Казуо Миямото, Кодзи Мизогути, Дзюитиро Цудзита. Акцентированы наиболее важные аспекты археологического изучения прошлого – начальные этапы заселения островов 40 – 15 тысяч лет назад, развитие хозяйственной адаптации и социальной структуры в периоды Дземон и Яей, формирование классового общества и государства в период Кофун. Заключительный доклад пленарного заседания, сделанный Кацуюки Окамура, был посвящен очень интересной и актуальной теме диагностики следов сильных землетрясений в культурных слоях археологических памятников. В докладе использованы материалы анализа последствий разрушительного землетрясения в восточной Японии в марте 2011 г.

Разнообразная тематика 24-х рабочих секций конгресса отражена в их названиях – «Китай и соседние регионы», «Археология Северо-восточной Азии и Монголии», «Керамика и процесс неолитизации в Восточной Азии», «Новые материалы по археологии Японии», «Новые материалы по археологии Кореи», «Восточноазиатские археологические материалы в музеях Европы», «Взаимодействие естественных и гуманитарных исследований в археологии», «Археология Юго-восточной Азии и сопредельных районов», и др. Большое число докладов было представлено молодыми исследователями – аспирантами и стажерами. Поддержка научной молодежи является одной из задач Общества археологии Восточной Азии.

Лейтмотивом конгресса явилась интерпретация обширного региона Восточной Азии как целостного культурного пространства, формирование которого началось еще в глубокой древности. Одинаково важны как общие закономерности исторических процессов, так и их частные локальные и временные проявления – образно говоря, надо видеть «и лес, и отдельные деревья». Укреплению этой тенденции в современной археологии весьма способствует практика международного сотрудничества. Это касается не только научной кооперации «Запад – Восток», которая развивается достаточно давно и успешно. В последние годы начали активно взаимодействовать исследовательские организации Японии и Китая. На конгрессе были представлены доклады японских ученых по материалам изучения китайских памятников древности, доклады молодых китайских археологов, проходивших стажировку в Японии. Надо отметить и сотрудничество японских и монгольских археологов, что также нашло отражение в серии докладов.

Российские исследователи представили на конгрессе семь докладов, из которых три были связаны с изучением археологических материалов культуры Дземон (авторы – Е. Соловьева, И. Жущиховская. О. Данилова), один доклад посвящен древним ритуальным практикам Юго-восточной и Восточной Азии (С. Лаптев), два доклада рассматривали археологические материалы Российского Приморья периодов неолита и раннего металла (А. Попов, О. Яншина), и один доклад рассказывал о древних памятниках Чукотки (С. Гусев).

На заключительном организационном заседании Общества археологии Восточной Азии было решено, что в дальнейшем конгрессы будут проводиться уже не через четыре, а через два года. Следующий конгресс должен состояться в столице Монголии Улан-Баторе в 2014 г.

Заседания секций конгресса остались позади, но программа научного общения включала еще два экскурсионных тура по наиболее интересным археологическим памятникам Японии. Один маршрут – на север о. Хоккайдо, в район Тохоку, на поселения периода Дземон. Другой тур – по острову Кюсю, с посещением не только древних археологических памятников, но и более поздних объектов историко-культурного наследия. Этот тур выбрала и автор данной заметки.

Маршрут экскурсии: Фукуока – префектура Кумамото – префектура Кагосима – префектура Миядзаки – Фукуока. В Кагосиме, расположенной на юге Кюсю, находится широко известный сейчас памятник культуры Дземон Уэнохара и связанный с ним большой музейный комплекс. Памятник интересен тем, что здесь представлены два временных горизонта – ранний возраста 9100-9500 лет назад, и более поздний, датируемый около 7500 лет назад. Остатки жилищ, разнообразный охотничий и рыболовный инвентарь из камня, украшения из раковин, керамическая посуда и прочие находки свидетельствуют о том, что жизнь древних обитателей южного Кюсю была отнюдь не примитивна. Очень ярким индикатором культурного своеобразия этого района является керамика, обнаруженная на памятнике в большом количестве. Для раннего горизонта характерны высокие узкие сосуды с необычным четырехугольным поперечным сечением – японские археологи подчеркивают, что такой тип керамических емкостей не известен в других районах архипелага. Еще одной своеобразной чертой является декор из отпечатков раковин на стенках сосудов. Однако еще больший интерес вызывает у исследователей керамическая посуда из позднего горизонта памятника Уэнохара. Ее отличают разнообразие и сложность форм, четкость орнаментальных композиций, и вместе с тем достаточно простая технология изготовления. Сосуды с округлым туловом и высоким горлом, горшки, миски – такой набор емкостей характерен обычно для посуды ранних земледельческих обществ. Однако 7500 лет назад носителям культуры Дземон – рыболовам, охотникам и собирателям – земледелие было еще не известно. По уровню сложности форм посуда южного Кюсю далеко опережает керамику одновременных археологических комплексов других районов Японии. В чем причина такого явления? Особенности ли это внутреннего развития локальной культуры или, возможно, результат какого-то влияния извне, например, из районов юго-восточного Китая, где в это время уже зарождалось земледелие? Только дальнейшие исследования позволят ответить на этот вопрос.

Музейный комплекс Уэнохары включает экспозиционные залы в современном здании и обширную зону, где на месте раскопанных древних жилищ теперь находятся их достоверные реконструкции. Дома раннего периода представляли собой округлые в плане конусообразные сооружения, напоминающие высокий шалаш. Строительные материалы – сухой тростник и деревянные жерди, прутья и ветки.

Центральная часть пола — четырехугольное углубление, в котором находился очаг для обогрева и приготовления пищи. Надо подчеркнуть, что экспериментальные реконструкции – это очень важный аспект сегодняшней японской археологии. Через воссоздание внешних образов и моделей древней культуры происходит приобщение к ней современных людей. Практически в каждом археологическом музее есть возможность не только посмотреть, но и «в живую» прикоснуться к прошлому.

Еще один археологический объект экскурсии – знаменитый музейный комплекс погребальных курганов периода Кофун Сайтобару в префектуре Миядзаки. Период Кофун – это время, когда на островах Кюсю и Хонсю шли интенсивные процессы распада первобытнообщинных отношений и формирование нового, социально стратифицированного общества. Военные конфликты, борьба за власть и лучшие земельные угодья, быстрое распространение металлургии железа – таковы важнейшие характеристики жизни людей периода Кофун. События этого времени нашли отражение в историко-мифологических преданиях «Кодзики» и «Нихонги». Местность в районе Сайтобару связана с именами многих легендарных героев и правителей древнего Ямато. Вероятно, не случайно именно здесь, на равнине в окружении лесистых гор разместился огромный некрополь, состоящий из более, чем трехсот курганов возраста от IV до начала VII вв. Наряду с обычными круглыми в плане курганами здесь есть курганы, очертания которых очень напоминают классическую замочную скважину – с круглой «головкой» и длинным «язычком». Поэтому они и получили уже достаточно давно название «курганов в виде замочной скважины». Такие курганы сооружались в периоде Кофун на о-вах Кюсю и Хонсю. В круглой части кургана расположена собственно погребальная камера, к которой ведет длинный коридор. Насыпь кургана может достигать 10-ти метров и более. Именно с курганами периода Кофун связана широко известная керамическая скульптура ханива – ее ставили снаружи, на насыпи. Ханива в виде людей, животных, жилищ, транспортных средств должны были служить покойному в загробном мире.

Курганы Сайтобару очень варьируются по своим размерам, что, как полагают, отражает социальный статус погребенных в них людей. Маленькие курганы принадлежали рядовым членам общества, крупные курганы – представителям элиты, а два гигантских кургана, получивших имена собственные (Осахо-зука и Мизахо-зука), вероятно, предназначались для верховных правителей. Курганы Сайтобару были открыты еще в начале ХХ в., тогда же произведены здесь и первые раскопки. Однако впоследствии, в 70-х гг., первоочередной задачей стало сохранение этого уникального историко-культурного комплекса в его первоначальном природном ландшафте. Раскопанные ранее курганы были тщательно музеефицированы, т.е. подготовлены для открытой экспозиции. Дальнейшие раскопки курганов прекращены, и в обозримом будущем вряд ли нам суждено узнать, кто же был погребен в кургане Осахо-зука, длина которого составляет 154 м, диаметр круглой части – 132 м, а высота – 19 м, или в кургане Мизахо-зука (его длина – 176 м, диаметр 96 м, высота 14 м). В павильонах музейного комплекса можно увидеть древности, найденные в погребальных камерах раскопанных ранее курганов – бронзовые зеркала, железные мечи, части воинского доспеха, украшения, и др.

Интересная деталь – на территории музейного комплекса Сайтобару, рядом с информационно-туристическим блоком находит гончарная печь традиционного типа ноборигама, конструкция которой сложилась окончательно к концу XVI в.

 

 «Ноборигама» в переводе с японского означает «печь на склоне». Она представляет собой ступенчатый тоннель, состоящий из отдельных обжигательных камер прямоугольной формы. В нижней части печного тоннеля находится топка, в верхней – дымовая труба. Печи подобной конструкции, работающие на древесном топливе, весьма эффективны для обжига больших партий керамических изделий. В японском гончарстве они используются и до сих пор. Как нам объяснили, ноборигама в Сайтобару работает четыре раза в год – в ней обжигают сувенирную продукцию, изделия местных гончаров, керамику, изготовленную в экспериментальном археологическом центре при музее.

В ходе экскурсии удалось побывать и на объектах, которые изучает сегодня так называемая индустриальная археология. Это особое направление археологической науки, очень динамично развивающееся в Европе, США, а в последние годы – и в Японии. Исследуются остатки ремесленных центров, промышленных предприятий XIX – начала XX вв. Результаты изысканий представляют интерес не только для воссоздания отдельных страниц историко-культурного развития, но и реконструкции производственных технологий, которые и сегодня могут оказаться востребованы. На Кюсю одним из мест, где ведутся подобные исследования, является район г. Кагосима. В этих местах на протяжении нескольких веков жили представители могущественного самурайского клана Симадзу, контролировавшего весь юг Кюсю и имевшего самостоятельные торгово-экономические связи не только с соседними азиатскими территориями, но и с некоторыми европейскими государствами.

В 50-х гг. XIX в. тогдашний глава клана Симадзу Нариакира (1806 – 1858) предпринял ряд шагов по пути модернизации и индустриализации Кюсю. Это было еще до начала эпохи Мэйдзи, когда процесс «равнения на Европу» охватил всю Японию. Проект Симадзу Нариакира под названием Сюсэйкан, включал сооружение предприятий для кораблестроения, плавки железа, производства артиллерийских орудий, выпуска стеклянных изделий, и др. Остатки некоторых производственных объектов (железоплавильная печь, и др.) были исследованы археологическими раскопками, и в настоящее время являются частью обширного музейного комплекса «Сюсэйкан». Рядом с музеем находится и усадьба семьи Симадзу Сенган-эн со знаменитым садом, созданным в лучших традициях японского садово-паркового искусства.

Помимо памятников археологии – древних и не очень – во время поездки по Кюсю была возможность посмотреть некоторые известные исторические и культовые места – самый большой на Кюсю средневековый замок Кумамото, синтоистский храм Кирисима, который образно называют «Тосёгу острова Кюсю» по сходству с прославленным святилищем Тосёгу в Никко, основанный в VIII в. буддийский храм Кандзёндзи, в котором находится самый старый в Японии храмовый бронзовый колокол. Однако замки и храмы острова Кюсю – это уже другая тема, о которой можно поговорить в следующий раз.

И. Жущиховская, доктор исторических наук,

Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН

Добавить комментарий