АЛЛЕЯ 47

или как отметить Год японо-российских межрегиональных и побратимских обменов 2020-2021

Решение отметить этот Год необычным способом пришло Марине САВЧЕНКО, генеральному директору ООО «Новый сад – Находка», само собой. А не создать ли на территории японского сада «Эниси» символическую «Аллею 47», на которой будут представлены растительные символы всех префектур Японии. Как правило, у каждой префектуры есть символ–дерево и символ–цветок.

аллея

Справка: число 47 для японцев можно назвать метафорой верности благодаря истории о 47 самураях (ронинах), которые предпочли умереть, защищая честь своего господина. Данная история – вечный сюжет для литературы и искусства. В буддийском храме Сэнгакудзи (Токио) находятся их могилы, которые стали объектом поклонения. Храм действующий, в него может попасть любой желающий. Всего в Японии — 47 префектур.

Торжественная закладка Аллеи планировалась на начало июня 2020 г. во время цветения древовидных пионов. Однако в связи с карантином ряд намеченных мероприятий приостановлен, и торжественное открытие перенесено на осень 2020 г. Но уже сейчас ландшафтные работы идут полным ходом. Начать Аллею решено с посадки символов острова Хоккайдо: Picea jezoensis (ель аянская) и Rosa rugosa (шиповник морщинистый). Специально для Аллеи 47 питомник «ЭкоСфера» предоставил ель аянскую.

Справка: японский сад «Эниси» празднует пятилетие в 2020 г. Название сада придумано Кувагаки Кадзунари, главным селекционером древовидных пионов префектуры Симанэ (Япония). Название «Эниси» означает «судьбоносная связь». Основа коллекции сада — 70 кустов древовидных пионов – дар от компании «АН-2» эксклюзивного импортёра древовидных пионов. Сад расположен на берегу залива Восток (+ 50 м над уровнем моря) Приморского края.

Марина Юрьевна, будучи топографом и строителем по образованию, создала силуэт острова с помощью геопластики. Если взобраться на небольшой холм на территории сада, то вы увидите очертания острова Хоккайдо, который, к слову, сориентирован по сторонам света. Обустройство Аллеи решено начать с тех префектур, чьи флористические символы можно найти в наших богатых растительностью лесах.

В Год межрегиональных и побратимских обменов Находка заслуживает отдельного внимания. Именно этот город стал пионером побратимского движения между Россией и Японией, посудите сами: уже в 1961 г. подписано побратимское соглашение с портом Майдзуру (преф. Киото) – сюда через Находку возвращались японские военнопленные, это первое (!) такое соглашение между нашими странами; в 1966 г. – с Отару (преф. Хоккайдо), а в 1982 г. – с Цуруга (преф. Фукуи).

В ходе подготовки «Аллеи» мы поговорили с Мариной Савченко об идее заняться таким сложным делом, как японский сад:

— Отвечает ли ваш сад японским канонам?

— Переварив ту информацию, которую я получила в поездках по японским садам и храмам, прочитав много литературы, я могла бы сделать нечто каноническое, но мне это было не очень интересно, — гораздо важнее авторское переосмысление. Себе бы я не хотела просто повторять японский сад. Должно быть что другое, другая игра. Развитие садово-паркового искусства, наверное, и состоит в том, чтобы пробовать соединять разные традиции и удивлять людей. Но! При создании этого сада я соблюла главные критерии японского сада: холмистость (понимание рельефа), использование камней и растений, «стрижка» сосен и формирование направления их роста — по японской технологии. Японская сосна – неотъемлемый элемент японского сада, это очень красиво и символично. Как нам говорили японские учителя, мы стрижем таким образом, что даём доступ солнцу внутрь хвои. И в то же время мы показываем силуэтом ствола, который формируем искусственно, как именно растение сопротивляется разным стихиям — так же, как человек жизненным невзгодам. Поэтому, когда вы любуетесь сосной, у вас бессознательно возникает уважение к этому растению.

аллея02

— Сад «Юсиэн» вдохновил?

— Конечно, «Юсиэн» www.yuushien.com (преф. Симанэ), куда мы ездили с командой проекта «Папа Ботан», стал школой понимания, что посетителю надо от сада. Забыть цветение пионов невозможно. Юсиэн показал принцип обустройства сада. Самое сильное впечатление — от павильона вечноцветущих пионов. Как мне кажется, самой красивый была экспозиция в этом павильоне в первый год нашего посещения – традиционно японская, потому что потом начали добавлять элементы европейского декора — чувствовалось влияние модных мировых тенденций (вертикальное озеленение и пр.), а этого я видела много на других площадках. Традиционно японское мне понравилось больше: защита пионов (соломенный шалашик над цветком), подсветка, искусственный снег и т.п. — это было самое красивое. Кстати, можно сказать, что мы давно приступили к Аллее 47 – как только высадили коллекцию пионов из префектуры Симанэ.

Справка: проект «Папа Ботан» (торговая марка зарегистрирована в 2013 г.) начался в 2007 г. после встречи Елены Андреевой (генеральный директор компании «АН-2») с представителями Администрации префектуры Симанэ (Отдел по продвижению брэндов префектуры) и Агрохолдинга JA Kunibiki. Во время встречи в Киото было принято решение начать импорт древовидных пионов из Симанэ в Россию через Владивосток. Для того, чтобы сделать японский пион узнаваемым и близким российскому менталитету, был придуман брэнд – «Папа Ботан». «Ботан» — по-японски значит «древовидный пион». Слово «папа» интернационально, его понимают все. Папой этого проекта стал селекционер пионов, один из вдохновителей распространения культуры пионов во всем мире – г-н Кувагаки, директор цветочного центра г. Мацуэ (столица префектуры Симанэ). После получения официально зарегистрированной торговой марки (ТМ) был создан сайт проекта, на котором отражаются все новости и события, связанные с культурой пионов www.papa-botan.ru Частный сад «Юсиэн» в префектуре Симанэ является демонстрационной площадкой успехов селекционеров пионов этой префектуры.

— А как вам идея другого сада в префектуре Симанэ тоже частного – «Адачи» www.adachi-museum.or.jp. Кстати, Мишлен присваивал этому саду звезду несколько лет подряд как одному из лучших садов Японии?

— Это невозможно повторить у нас пока. Это бесконечный труд, и невероятно дорого, и даже я не представляю как это возможно сделать в наших условиях, хотя я трудностей не боюсь. С другой стороны, те три фундамента для домиков, которые мы заложили, и планируем построить в самое ближайшее время, имеют три эстетические зоны, и у каждого — свой ландшафт. Который содержится и сохраняется в неизменном виде по определенным правилам круглый год. Таким образом, что из домика вы видите пейзажную картину. По такому же принципу создан «Адачи», где по экскурсионному маршруту расположены окна – они же рама для пейзажа снаружи – где происходит смена сезонов в идеально сделанном пейзаже.

— Как планируете возвращать инвестиции, вложенные в сад?

— Возвращать будут уже мои дети. Но я, безусловно, просчитывала экономику, прежде, чем браться за это дело. Пока я вкладываю то, что зарабатываю как ландшафтный дизайнер. Я давно на этом рынке и благодаря своему образованию могу сделать с ландшафтом больше, чем просто озеленение. Понимаю, как могу вернуть инвестиции, приглашаю к сотрудничеству партнеров-визионеров, но по большому счету – это наследство для моих детей.

004

— Реально ли вернуть инвестиции только входными билетами?

— Когда я писала бизнес-план, то у меня выходило следующее: достаточно было бы 50 человек в день, заплативших за вход на самые сезонные моменты — цветение пионов, сакуры, кувшинок, лотосов и т.п. Но чтобы сад приносил доход, нам необходимо реализовать то, о чем мы мечтали с моим бизнес-партнером с самого начала – создание ресторана или кафе, потому что место для ресторана идеальное.

— Вы уверены, что посетители понимают, что это частный проект, и сколько труда стоит такой сад создать и содержать?

— Уверена, что процентов 30 понимает, и это немало. Не стоит удивляться, что не все 100 %. Ведь это новое дело для нас. Малый и средний бизнес пока не тратит средства на эстетические проекты, потому что настроен получать прибыль как можно скорее, а лучше всего здесь и сейчас. Это связано с ограниченным потенциалом и структурой малого бизнеса. Я могу себе позволить работать в свое удовольствие, повторюсь, я зарабатываю на ландшафтных проектах и трачу почти все средства здесь. Нашему саду в этом году исполнилось только 5 лет, у нас все еще впереди. Знаю, что человек, приходя в сад, должен получить два удовольствия: созерцательное и вкусовое. Если первое он получил, а второе – нет, не порадовал свой язык, то второй раз может не прийти. Без ресторана или другого вида питания мы теряем от 50% до 60% посетителей-репитеров. Работаем над этим. Я обычно говорю посетителям, которые мало знакомы с нашим проектом, что сад — это бесконечная история, ее можно только начать. Приглашаю следить за развитием этой территории вместе, любоваться сменой сезонов и наслаждаться энергией этого удивительного места.

005

— Сдается ли в аренду территория сада для фотосессий, мероприятий типа любования луной, цветением сакуры и т.п.?

— Я бы с удовольствием приглашала для таких мероприятий, здесь было бы интересно не только знатокам и любителям японских традиций, но и художникам и фотографам на пленэре, как только мы четче обозначим периметр территории.

— Вы находитесь в непосредственной близости к территории ТОРа (Территория опережающего развития), что вы ждете от этого соседства?

— Мы рассчитывали на то, что для ТОРа будет создана транспортная и иная инфраструктура, для нашего сада это было бы весьма кстати, а сотрудники предприятий, расположенных на территории ТОРа, станут нашими клиентами. Мы ведь как зона отдыха очень привлекательны. Но для того, чтобы предоставить полный комплекс досуговых услуг, нам необходимо продолжить строительство, к сожалению, опять же из-за строительства ТОРа нам пока не хотят регистрировать строения. Мы надеемся, что ситуация разрешиться в пользу здравого смысла, и мы станем украшением ТОРа.

Справка: по образованию М.Ю. Савченко топограф, строитель ПГС. Уроженка Урала. Романтика геологоразведки привела в юные годы в Находку. Кумиры — О. Куваев («Территория»), Т. Кампанелла («Город Солнца»). Прошла много сложных строек, была востребованным специалистом: от коттеджей до домов культуры. Шесть лет отданы гидротехнике, знакома с дорожным строительством, работала в сухом доке, где прошла международную школу коммуникаций с иностранными партнёрами. Состоялась как индивидуальный мастер ландшафтного дизайна, который может всё.

— Создание сада можно сравнить со строительством?

— Это и есть строительство. Не зная геодезии, горизонтов геопластики, и как они должны выходить один из другого, ты ничего не сделаешь. Многие ландшафтники, не имея такого образования, «тонут». Посадить растения могут все, но таких специалистов много. А заказчику нужен полный комплекс услуг, иногда заказы невероятно сложны.

003

— Каким ты видишь сотрудничество с японской стороной в рамках создания Аллеи 47?

— В идеале хотелось бы создать лекционный зал — он же ресторан или кафе, чтобы приглашать специалистов из Японии с лекциями и мастер-классами. Готова выделить территорию для классического японского сада, созданного японским специалистом. Я готова рассмотреть предложения от инвесторов. Мне интересна идея приглашения японских практикантов-студентов из сельскохозяйственных вузов, надеюсь, мне помогут с переводом российские волонтеры японисты. Привлекают эксперименты по выживаемости растений, непривычных к нашему климату, считаю, что надо популяризировать достижения науки. Не только ради просвещения, но и для новых бизнес-проектов. Вообще, связь науки и бизнеса на базе нашего сада как экспериментальной площадки меня очень вдохновляет.

В заключение. Сангарский пролив (Цугару) соединяет два крупнейших острова Японского архипелага: Хоккайдо и Хонсю. Под ним – самый глубоко залегающий под морским дном и второй по длине железнодорожный тоннель (расположен на глубине 240 м — на 100 м ниже уровня морского дна). В Аллее 47 через условный Сангарский пролив будет перекинут традиционный японский горбатый мостик, который станет изысканным украшением сада «Эниси» и местом для инстабаэ (инстаграм + хаэру 映える (блестеть, сверкать) – этим термином японцы обозначают самые удачные снимки для инстаграма. Обычно это касается, например, сэлфи в красивых необычных местах.

А по поводу цветочных символов. В Японии цветок-символ есть у каждого насленного пункта, не только у префектуры, поэтому наполнение Аллеи – проект на долгие годы. Положить ему начало в Год межрегиональных обменов, как нам кажется, не только логично, но и символично.

Сад «Эниси» в Инстаграме @ensiiaponskii

Похожие записи:

  • ВСТРЕЧА В НАХОДКЕ
    марта, 26, 2010 | Литература |
    18 марта 2010 г. в Находке прошла творческая встреча А.Ф.Прасола, автора книги «Япония: Лики времени», с заинтересованными читателями. Эту книгу уже хорошо знают в Москве, во Владивостоке. Мы непременно рекомендуем ее нашим стажерам, выезжающим в Японию. Кстати, первыми читателями этой книги в Находке стали наши стажеры по теме «Управление персоналом», среди которых была Наталья
  • КИТАЙСКИЙ САД В НИИГАТА
    мая, 12, 2008 | ИкебанаТуристические ресурсы, ПутешествияЯпонский сад |
    «Литературное сочинение — это пейзаж: на столе. Пейзаж: — это литературное сочинение на земле».
    «Прозрачные тени снов» Чжан Чао, литературное имя Синъчжай
    Сад Тэндзюэн в городе Ниигата (Япония) уникален по своему замыслу и воплощению — сад состоит из двух частей и дает возможность посетителям увидеть садовое искусство и японской, и китайской традиций. Если взглянуть на сад
  • ПОГРУЖЕНИЕ ФЛОРИСТА В УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ГАРМОНИИ ЦВЕТОВ И ПТИЦ
    июня, 2, 2010 | Пионы из СиманэТуристические ресурсы, Путешествия |
    (23-25 апреля 2010 г.)
    Префектура Симанэ одно из замечательных мест Японии, где мне удалось побывать уже не первый раз…
    Я, как руководитель Студии флористического дизайна, занимаюсь обучением флористике и приглашаю в Студию всех, кто интересуется современной флористикой и ее направлениями. На занятия приходят люди разных профессий, разного рода деятельности, и с разным чувством мировосприятия, со

Добавить комментарий