АГРОБИЗНЕС: MADE WITH JAPAN

TITUL Best Gift from Hokkaido «Было время «сделано в Японии», а теперь пришло время «сделано вместе с Японией»,- подвел итоги впервые проведенной для Дальнего Востока стажировки по теме «Агробизнес» начальник отдела планирования HIT (Hokkaido Intellect Tank) [1] г-н ТОГАСИ Такуми 1 ноября 2013 г. на церемонии окончания стажировки в МИД Японии. Оператором стажировки выступил HIT совместно с сектором по развитию агробизнеса Банка Хоккайдо (Hokkaido Bank) [2].

Проблема продовольственной безопасности, обсуждаемая в рамках АТЭС, членство Японии в различных международных альянсах[3], в том числе TPP[4]ставит перед страной новые задачи по обеспечению населения безопасными и экологически чистыми продуктами и соблюдению взятых на себя обязательств перед другими участниками международных альянсов. В этой связи сотрудничество с Россией[5] выглядит как альтернатива сложившейся ситуации. На стажировке, прошедшей с 27 октября по 1 ноября 2013 г. участвовали стажеры, отобранные тремя Японскими центрами — на Сахалине, в Хабаровске и Владивостоке. Данная стажировка OJT (On-Job Training) состоялась в рамках реализации Программы «подготовки кадров, готовых вести будущую экономику России (Президентская программа), а также поиска и подготовки кадров, от которых ожидается ведение деятельности в сфере бизнеса между Россией и Японией».

Хоккайдо – житница-здравница Японии

В известных универмагах больших городов Японии регулярно проводятся выставки различных префектур, чаще всего приходилось попадать на подобные выставки из Хоккайдо: от продуктов питания до декоративной продукции, которой славятся города Хоккайдо. Многие из продуктов питания нам либо знакомы не понаслышке (крабы, икра и рыба), либо подходит под наш вкус, далекий от диетических ограничений, например, в кондитерских изделиях: компания «Роккатей» 「六花亭」, ROYCE, «Белоснежный влюбленный» 「白い恋人」 и т.п. Переводчик группы стажеров Алексей ЗИНОВ, сказал, что за Хоккайдо прочно закреплен имидж «всеяпонской житницы и здравницы». На Хоккайдо-житнице используется четвертая часть пахотных земель всей страны, в 2011 г. производилось 20% от национального обеспечения продукцией в пересчете на калории, общий объем сельхозпроизводства составил 12% всей страны. А что касается здравницы, горнолыжные курорты и просторы Хоккайдо хорошо известны далеко за его пределами.

Как известно, в Японии развит внутренний туризм, причины, по которым люди из одной префектуры с удовольствием посещают другую, разные: знакомство воочию с историческими артефактами, паломничество в известные храмы или на священные горы, поэтические маршруты любимых поэтов и писателей (в последнее время это могут быть места, где снимали известные телесериалы), событийный туризм (концерты, спортивные соревнования и т.п.), отдых в известных онсэнах и курортах и, конечно, гурман-туры.

На Хоккайдо едут в первую очередь вкусно поесть только что выращенное или выловленное. Хоккайдо известно главным образом рисоводством, полеводством, молочным хозяйством. Здесь выращивают самое большое количество риса и гречихи – первое место в Японии, сахарную свеклу, пшеницу (главным образом для производства лапши), 60% репчатого лука, 30% моркови, сою, половину всего количества белокочанной капусты, 3/4 объемов всего выращиваемого картофеля, производят более половины объемов молока. В долгосрочных планах у Хоккайдо повышать экологическую «безопасность» продуктов и расширять ассортимент для общества, разборчивого в еде.

Шестой сектор «абэномики»

Тема стажировки включала в себя технологии выращивания овощей и фруктов в холодном климате, поэтому один из дней стажировки был посвящен выращиванию помидоров и других овощей в теплицах: голландского производства и японского. Организаторы решили показать пример энергетической компании «Air Water» как успешный вариант сотруднчиества частного капитала и сельхозпредприятия. Дело в том, что устоявшаяся в Японии система сельхозкооперации, с одной стороны, направлена на поддержку фермера – ему не приходится заниматься планированием и сбытом, страхованием, — этим за него занимается кооператив, но, с другой стороны, этот устоявшийся симбиоз фермеров и кооператива не оставляет свободного места на рынке для тех, кто решил заняться сельским хозяйством, не вступая в кооператив. Закостенелость в известной степени такой системы делает пример «Air Water» интересным экспериментом по выживанию в рамках нового экономического курса, названного абэномикой по имени премьер-министра Синдзо Абэ. «Air Water» перекинула капиталы в агросектор, используя свой топливный ресурс. 22 млн. долларов стоит теплица по голландской технологии, однако она построена вскладчину с государством, несмотря на то, что эта компания не входит в кооператив. Всего 4 года данному предприятию, и в ближайшем будущем они хотят перейти на биотопливо, поэтому присматриваются к соседней животноводческой ферме на предмет сотрдуничества в этом вопросе.

ГЛОТОВ А.А., менеджер ООО «Приморский ЭМ-центр»: «В настоящее время животноводческие фермы и птицефабрики в различных регионах России имеют накопления помета свыше сотни тысяч тонн. Это органическое сырьё, которое, вместо того чтобы приносить экономическую выгоду, превращается в гигантский источник загрязнения окружающей среды. Этот источник является пристанищем для огромных стай диких птиц, здесь же находят приют самые различные виды грызунов. Всё это вместе взятое превращает открытую со всех сторон площадь хранения помета в мощный инкубатор возникновения, роста и распространения патогенной микрофлоры, самых разнообразных вирусов и инфекционных заболеваний. Но это одна сторона дела – экологическая. Другая – экономическая».

Энергетические компании, имея средства, могут выступить флагманами модернизации экономики, потому что могут позволить себе такие эксперименты. Японская экономика, как и остальной мир, находится в стадии поиска новых решений для стабильного роста. Но объективная реальность такова, что традиционно защищаемый от внешнего влияния сельскохозяйтсвенный сектор уже более невозможно держать герметично закрытым. К слову, в Японии давно работает американская сеть продовольственных супермаркетов COSTCO, к тому же более дешевые китайские сельхоз товары заставляют создавать новые формы сотрудничества и типы предприятий.

Следующая компания, с которой нас познакомили — «Ёго ноэн» 「余湖農園」 представляла собой пример т.н. «шестого сектора экономики»: умеет и вырастить, и обработать, и транспортировать, и продать. Выработана концепция «местное производство – местное потребление», фермы рассказывают потребителю, как они выращивают, что используют в процессе роста, люди доверяют им больше, нежели пришлому товару. Владельца предприятия нам представили как человека с головой работающего в сельском хозяйстве, способного найти гибкие ходы, неожиданные для устоявшейся и цикличной сферы, каким является сельское хозяйство.

Особенностью этой фермы назвали стремление к сокращению химических удобрений, они же используют 4 вида эффективных микроогранизмов, которые на государственных землях не получают почему-то развития. ГЛОТОВ А.А., менеджер ООО «Приморский ЭМ-центр»: «С древнейших времен известно, что органические отходы успешно использовались земледельцами для повышения плодородия своих участков. На сегодняшний день многие ученые и практики доказали, что эту, на первый взгляд безобразную массу, можно использовать в качестве основного компонента при производстве экологически чистых и высокоэффективных органических удобрений. И пример тому – ферма «Ёго», расположенная в г. Титосэ на о. Хоккайдо.

На этом предприятии с помощью Эффективных Микроорганизмов ферментируют органические отходы, которые поставляют сюда организации по сбору и вывозу отходов. Получившийся компост вывозят на поля, где возделывают зерновые культуры и сою, а также распределяют по теплицам, где выращивается около 60 видов различных овощей. Применение такого рода удобрения привело к тому, что урожаи повысились на 20-30%, а грунт в теплице теперь меняют в 2 раза реже, что очень важно, т.к. замена грунта – это весьма затратный и трудоёмкий процесс. Следовательно, применение микробиологических препаратов в животноводстве и птицеводстве позволит повысить экономическую эффективность как в этой отрасли, так и в сфере растениеводческих хозяйств, причём с надежным обеспечением защиты окружающей среды от загрязнения этим видом отхода, – ввиду его полного отсутствия».

Генератор обогрева теплиц в этом хозяйстве работает на переработанном машинном масле, а масло ему свозят со всей округи сами же соседи. Эта компания работает в сфере агротуризма – пускает к себе тех, кто хочет пасторальных картин и рустикальных пейзажей, физического труда и научиться самим делать пасту мисо, томатный соус, собу, в конце концов, барбекю и пиццу, и таких желающих 30 тыс. в год. Агротуризм – мера вынужденная, но необходимая не только для получения дополнительного дохода, но и для популяризации труда фермеров. Дети владельца компании «Ёго» почему-то такой беспокойный бизнес наследовать не хотят, и эта тенденция повсеместна. Г-н НИСИЯМА, советник банка Хоккайдо по сельскому хозяйству отметил во время своего доклада, что тенденция сокращения наследников у сельхозпредприятий приведет к тому, что через 20 лет число фермерских хозяйств сократится вдвое. Фермеры согласны брать стажеров в том числе из Китая, чтобы было кому передать секреты производства.

УСТИМЕНКО О. П., доцент кафедры технологий производства и переработки сельхозпродукции Института земледелия и природообустройства Приморской государственной сельскохозяйственной академии: «Необходимо продолжать сотрудничество с МИДом Японии и Банком Хоккайдо в сфере проведения стажировок для преподавателей, фермеров, руководителей и специалистов предприятий как производящим сельхоз продукцию, так и перерабатывающим её. Некоторые японские хозяйства, как мы поняли, готовы принять и обучать стажеров, некоторые из них — бесплатно.

Приморская государственная сельскохозяйственная академия имеет огромный опыт в подготовке кадров для сельского хозяйства. Преподаватели академии будут очень рады узнать опыт организации образовательного процесса не только в образовательных учреждениях, но и на предприятиях. С этой целью наша Академия проводит 15-16 мая 2014 г. международный форум «Аграрное образование в странах АТР: проблемы и перспективы», надеемся на встречу с японскими коллегами».

Манго с Хоккайдо

Просторы «причесанных» лугов и тучные бычки открываются взору тех, кто посещает фермерский комплекс «Дзиннай фаму 21». Jinnai farm 21

«В 70 лет только и можно тратить деньги на мечту», — говорит Е. А. ДОБРЖАНСКАЯ, директор компании «Эйлан» (импорт фруктов и овощей из Японии), в ответ на мой скептический взгляд на идею вложить миллионы долларов в такой сельхозкомплекс. Дело в том, что владелец этого хозяйства Дзиннай-сан на пенсию решил уйти в 70 лет оригинальным способом — исполнив мечту своей юности иметь ферму. Надо сказать, миссия компании сформулирована весьма дерзновенно: «укротить зиму и контролировать лето» 「克 冬制夏」 смысл в том, чтобы найти для фермы занятие зимой, а летом работать вдвойне сильнее, пока позволяет солнце и тепло. Такая концепция привела к тому, что здесь не только теплицы и коровники, но и конюшни для скаковых породистых лошадей. Кстати, по данным г-на НИСИЯМА, большая часть лошадей для скачек выращивается на Хоккайдо, а те, что стали чемпионами, почти поголовно хоккайдосцы. В Дзиннай отдают предпочтение тяжеловесам – ломовым лошадям. На Хоккайдо в Обихиро существуют гонки этой породы, в заездах принимают участие как с грузом, так и без него.

horse

Подобного масштаба частное хозяйство вряд ли появится в ближайшем будушем в Приморье, но, тем не менее, посещение этой компании может быть полезным для тех, кто думает о позиционировании на рынке своей фермы. PR-специалисты г-на Дзинная нашли отличную идею выращивать манго в его теплицах. Самый главный принцип японского сервиса — все время удивлять. В этом простой секрет успеха японского маркетинга. Сломать стереотип восприятия Хоккайдо как снежной равнины, где холодно и неуютно, очень дерзкий ход. Манго с… Хоккайдо. Наш водитель — местный житель, на мой вопрос, насколько известна фирма Дзинная, сказал, что не очень, но все слышали, что здесь выращивают манго. Коммерческую прибыль бизнесу приносят совсем другие направления: хозяин намерен сосредоточиться на увеличении поголовья рыжих бычков, их мясо более диетично, нежели черных. В стареющем японском обществе диетическое мясо более полезно, но для того, чтобы донести эту мысль до потребителя, Дзиннай-сан решил объединить усилия всех производителей мяса рыжих бычков и создать цеховую Ассоциацию. Сообща можно многое сделать.

Их сиятельство барон

Быть на Хоккайдо и не встретиться с культурой картофеля невозможно. Недалеко от Хакодатэ, например, есть музей картошки, содержание экспозиции посвящено аристократу-народовольцу КАВАДА Рёкити, ратовавшему за развитие сельского хозяйства на Хоккайдо, даже есть сорт, названный в его честь «Дансяку» (男爵), что значит по-японски «барон». Надо сказать, Хоккайдо сыграл особую роль в развитии Японии в 19 в. История Хоккайдо, к сожалению, не так широко известна, но можно без преувеличения сказать, что дух передовых идей хорошо знаком жителям Хоккайдо.

Из картофеля можно произвести немало продуктов, один из самых популярных в Японии – картофельные котлетки короккэ с разными наполнителями от овощных до мясных и рыбных. Нам показали очень компактное производство короккэ: здание, где были расположены склад, холодильные камеры, мойка-сушилка, аппарат для измельчения, линия по формированию и обваливанию котлеток, подсобные помещения составляло всего 30 на 13 метров. На японское умение использовать максимально эффективно сколь угодно маленькое пространство для производства первыми несколько лет назад обратили внимание наши стажеры по теме «сфера услуг», занятые в ресторанном бизнесе. К тому же вопрос соблюдения санитарно-гигиенических норм в таких компактных помещениях нисколько не страдал, — процесс чистки картофеля был отдан на откуп другой компании. А внутрь помещения мы могли заходить только после облачения в халаты-сапоги-шапочки.

ВОРОНИН Е. А., глава фермерского хозяйства: «Переработка картофеля — вполне реальная затея, главное в результате получить конкурентоспособный продукт, который будет востребован на рынке. Это не относится к крахмалу, мы по нему не сможем составить японцам конкуренцию (уровень урожайности не тот, да и 50% госсубсидий, как в Японии, за него нам никто не даст). На заводе по производству короккэ я уже озвучивал возможность испытания японского сорта картофеля «Дансяку» в условиях Приморского края (можно даже на базе моего хозяйства). Я уточню у Россельхознадзора, возможно ли провезти его через границу, и если так — то дело только за согласием японской стороны».

Furano Potato2

Правда, после компактного производства нас познакомили с масштабным комплексом по производству чипсов из картофеля в Фурано. Депопуляция этого района стала причиной создания здесь этой фабрики, построенной сельхозкооперативом при поддержке государства, кооператив является собственником завода и партнером токийской компании «Коикэя» правообладателем торговой марки. Урбанизация – основной бич сельского хозяйства. Тенденция эта не прерогатива Японии, такова ситуация по всему миру. Можно сказать, что Япония еще долго держится благодаря своему менталитету «монодзукури бунка» (культура создание вещей) и вниманию к удаленным от столицы регионам. Завод «Сирэра Фурано» надеется внести «большой вклад в активизацию и развитие района».

Furano Potato1

В заключение

Выступая в МИДе от группы из Владивостока, Евгений Воронин назвал те магистральные идеи, на которые нам надо обратить внимание, где возможно наше сотрудничество с японской стороной, и только о мелиорации не было времени более подробно высказаться, поэтому даем слово Евгению здесь: «Японский подход к мелиорации, точнее — его масштабы произвели на меня впечатление. Но, честно говоря, никаких новых технологий в мелиоративных работах там я не увидел: делается все просто и грамотно. У нас в советские времена строились аналогичные системы, но к сожалению, большинство из них теперь находятся в плачевном состоянии. Сейчас начинает действовать целевая программа по мелиорации (точное название можно посмотреть на сайте Министерства сельского хозяйства РФ), суть такова — возмещается до 50% от фактически произведенных или планируемых затрат на мелиоративные работы. Там конечно есть подводные камни и куча различных бумажек, но, в целом, идея рабочая. Проблема лишь в том, что стоимость мелиоративных работ по минимуму обойдется в 300-500 тысяч рублей за 1 гектар, и даже половину этой суммы сложно выдернуть из оборота среднестатистического хозяйства. Поэтому пока так и работаем — своими силами, точечно, и на самых сложных участках».

Организаторы стажировки подошли очень комплексно к объектам для посещения: показали не только сами фермы, где производится продукция, но и перерабатывающие производства, а также в Токио для нас нашла время японская логистическая компания «Ниппон экспресс», представительство которой есть во Владивостоке. Логичным завершением стажировки стало посещение оптового рынка Ота. Таких рынков 60 по всей стране, организуют их органы местного самоуправления (муниципалитеты или префектуральные управления). Рынок исторически был сначала на Канда,[6] как сказал директор рынка

Экологичность и безопасность продукции стала острой проблемой, особенно после аварии на АЭС «Фукусима», потребители стараются избегать продуктов, маркированных производителями из этого района. К тому же обеспечение самих районов, пораженных в той или иной степени радиацией – тоже серьезный вызов. Нам показали мобильные теплицы «Гранпа» круглой формы, весь период установки и развертывания такой теплицы занимает 2 недели, внутри происходит ротация лунок созревших овощей (например, салат-латук) по кругу: вырастая в объеме, их автоматически выталкивает ближе к внешнему краю.

«Сделано с Японией» – это приглашение к совместному решению продовольственной безопасности России и Японии. Сельхозугодья России на Дальнем Востоке, оставшиеся без внимания после распада СССР, ждут своего часа для восстановления на них фермерских хозяйств. Однако сельское хозяйство, как и культура без господдержки выжить не сможет, в РФ существуют программы поддержки фермеров. Однако в век выскоотехнологичных производств невозможно обойтись без НИИ, без разработок об изменении климата, борьбы с вредителями биометодами и т.п., возможно, совместных с сопредельными государствми. А также без финансовой поддержки банков и финансовых институтов, цель которых разработать взаимовыгодную систему кредитования и дотаций как на краткосрочные, так и на долгосрочные перспективы.

Фото: О. Сумарокова

Ю.С. Тютюма, финансовый директор ООО «Черниговскагропромхимия»:

По результатам стажировки в Японии и общения с представителями бизнеса можно сделать следующий вывод: проблемы в области сельского хозяйства как для России, так и для Японии одинаковы и имеют общие причины:

  • низкая рентабельность производства с/х продукции и необходимость дотаций государства;
  • высокие цены на энерго- и материально-технические ресурсы;
  • старение населения занятого в сельском хозяйстве и сокращение подготовленных кадров;

Для Дальнего Востока России отдельно необходимо добавить проблему ограниченности рынка сбыта с/х продукции, вследствие небольшого количества конечных потребителей (населения), а так же сложность и дороговизна логистики (железная дорога, морское судоходство). Решение указанных выше проблем возможно, о чем говорит опыт японских сельхозпроизводителей, при решении последовательно следующих задач:

а) наличие постоянного и гарантированного спроса на производимую с/х продукцию;

б) наличие дешевых кредитных ресурсов;

в) оптимизация схем логистики;

Решение указанных задачи достигаются в Японии с помощью различных инструментов, среди них следующие:

а) постоянный и гарантированный спрос на производимую с/х продукцию:

  • применение на практике концепции «местное производство – местное потребление». Суть ее заключается в потреблении производимой сельхозпродукции в первую очередь в тех префектурах, где данная продукция производится, т.е. местным населением. Достигается путем повышения самосознания местного населения, последовательного культивирования данного принципа среди потребителей. Применение данного принципа в условиях Дальнего Востока России практически не применимо по ряду объективных причин, среди которых небольшое количество конечных потребителей (населения) и низкая платежеспособность потребителей при наличии более дешевой аналогичной продукции из приграничных районов Китая.
  • дотирование производимой сельхозпродукции (по отдельным видам продукции) государством, в результате чего уровень цен на сельхозпродукцию для конечных потребителей сохраняется на приемлемом для потребителя уровне при одновременном обеспечении приемлемого уровня рентабельности для производителя сельхозпродукции. Данный способ влияния государства на обеспечение рентабельности производства и ценообразование, и соответственно, на спрос, применяется и в Российской Федерации, что приносит свои положительные плоды.
  • производство значительной доля сельскохозяйственной продукции с более высокой добавленной стоимостью. Практически на всех предприятиях, которые удалось посетить во время стажировки, производится хотя бы первичная переработка выращенной продукции, готовая для отправки конечному потребителю. Значительная роль в данном вопросе принадлежит сельскохозяйственным кооперативам, которые повсеместно распространены в Японии. Практически все сельхозпроизводители (фермеры) Японии объединены в сельскохозяйственные кооперативы (в большей части по территориальному признаку). Сельхозкооперативы, являясь некоммерческой организацией, выступают от имени членов сельхозкооператива, являясь своего рода звеном между фермером и иными субъектами рынка: банками, оптовыми рынками, поставщиками материально-технических ресурсов.

Объединение фермеров в сельхозкооперативы и ресурсов их членов позволяет:

  • на выгодных условиях привлекать банковские кредиты, приобретать необходимые ресурсы;
  • проводить единую ценовую политику при продаже готовой продукции;
  • создавать крупные перерабатывающие предприятия, создание которых на базе одного фермерского хозяйства было бы экономически не эффективным, либо не возможным.

Примером удачного опыта по организации сельхозкооперативом крупного перерабатывающего предприятия является завод Сирэра Фурано. Местный сельхозкооператив фактически обеспечил себе постоянный гарантированный спрос на выращиваемый картофель, при одновременном получении дополнительного дохода в результате производства чипсов.

б) наличие дешевых кредитных ресурсов:

  • решение данной задачи зависит как от банковской политики в целом, так и от макроэкономической ситуации в стране. Для сельхозпроизводителей Японии кредитные ресурсы предоставляется банками на уровне 2-3% годовых. В частности, на о. Хоккайдо активную роль играет банк «Хоккайдо».

Касательно России, государство предпринимает ряд мер по снижению стоимости кредитных ресурсов через систему предоставления субсидий на уплату части процентов по кредитам. Однако инфляционные процессы, опережение динамики роста цен на материально-технические ресурсы над динамикой цен на сельскохозяйственную продукцию в ряде случаев нивелирует усилия государства в этой области. Кроме того, запрет на предоставление в залог земель сельхозназначения зачастую ограничивает сельхозпроизводителей в части объемов привлекаемых кредитов.

В случае выхода банка «Хоккайдо» на рынок банковских услуг России и Дальнего Востока в частности, возможно, позволило бы привлекать кредитные ресурсы по более низким ставкам, но самое главное – дало бы мощный толчок для развития совместных с японским бизнесом проектов. Присутствие японского капитала повысит доверие бизнесменов Японии к рынку Дальнего Востока и даст мультипликативный эффект не только в отрасли сельского хозяйства, но и в других отраслях Дальнего Востока.

в) оптимизация схем логистики:

  • определенную роль в оптимизации схем логистики, как мне кажется, сыграли оптовые рынки, количество которых в Японии строго регламентировано и составляет на сегодняшний день не более 60. Данные оптовые рынки помимо функции определения оптовой цены на продукцию, являются одновременно логистическими центрами, откуда идет дальнейшая транспортировка продукции.

Касательно России необходимо отметить, что неразвитость и дороговизна схем доставки продукции потребителям, является одним из сдерживающих факторов развития сельского хозяйства. Как по моему мнению, так и по мнению представителей крупных трейдеров Японии, в случае продолжения Российскими железными дорогами политики по поддержанию монопольно высоких цен на транспортировку по железной дороге продукции, перспективы по развитию сельского хозяйства Дальнего Востока, в т.ч. экспорта продукции в Японию, весьма туманны. Транспортные издержки не позволяют конкурировать российским произвовдителям на мировом рынке. После решения данной проблемы возможна реализация каких либо крупных проектов в области экспорта сельскохозяйственной продукции, в т.ч. на японский рынок. В противном случае мы будем вынужденно ограничиваться мелкими проектами, в которых транспортное плечо от места производства до порта будет весьма незначительно.

Развитие портовой инфраструктуры и стабильного морского сообщения между портами Дальнего Востока и Японии зависит от наличия продукции, наличие которой в свою очередь зависит от тарифной политики Российских железных дорог.

***

Благодарим Банк Хоккайдо за организацию бизнес-встречи с представителями компаний:


[1] Хоккайдское информационно-аналитическое агентство

[2] Банк Хоккайдо входит в Hokuhoku Financial Group, имеет представительство в Южно-Сахалинске, планирует открыть представительство в г. Владивостоке, сотрудничает с такими российскими банками как Сбербанк и ВТБ.

[3] Йокохама принимала саммит АТЭС в 2010 г, где была принята Ниигатская декларация. Кстати, г. Ниигата в следующем году открывает т.н. АгриПарк

[4] TPP (Trans Pacific Partnership) Данная структура должна стать альтернативой АСЕАН и АТЭС, её создание является продолжением американской политики по сохранению контроля над Тихоокеанской зоной, созданию экономического блока для противостояния растущему влиянию Китая и России.

[5] Итоги председательства России в АТЭС, включая видение продовольственной безопасности, изложена в докладе Исполнительного директора Российского центра исследований АТЭС П.Кадочникова

[6] Примерно в то же время и по такой же схеме для замка Эдо был назначен поставщик овощей – его звали Кацугоро. В начале XVII века вокруг его овощной лавки в районе Канда возник городок из лавок 150 оптовых торговцев. Цит.по Прасол А.Ф. «От Эдо до Токио и обратно», стр.337

3 thoughts on “АГРОБИЗНЕС: MADE WITH JAPAN

  1. Людмила Коноплёва

    Оля-сан! Поздравляю! Очень серьёзная и ёмкая статья,
    понятно, что и актуальная. Читать и рассматривать фотографии интересно, т.к. о сельском хозяйстве Японии вряд ли где почитаешь на русском языке. Чувствую, что обогатилась совершенно новой информацией.Очень жаль, что в Японии хотят привлекать в с/х китайцев. А вот посмотреть на Крестьянское (фермерское) хозяйство Воронина Евгения Александровича, посмотрев на его (особенно пейзажные с картофелем) фотографии, захотелось!

  2. Japan Center

    Спасибо! Попросимся в гости к Жене, думаю, не откажет, вот пусть только сбор урожая пройдет окончательно 🙂

  3. Статья великолепная, рекомендую к прочтению и обдумыванию некоторых положений:)

Добавить комментарий