Экопсихологические подходы к работе в дизайне среды

Lichmanyuk Абстракт – Исследование посвящено проблеме формирования профессионального экологического мировоззрения студентов и выпускников специальности «Дизайн среды» технологиями эколого-психологического расширения сознания. Изменение сознания дизайнера посредством процесса осознания себя частью Природы меняет систему познавательных, эмоциональных и личностных отношений не только к природной среде, но и к проектируемой им искусственной среде в интерьере или ландшафте. В результате происходит гуманизация пространства через привнесение дизайнером природных компонентов в среду урбанизированных интерьеров. Живые природные формы смягчают и уравновешивают геометрическую жесткость техногенной «второй природы», участвуют в создании психологического климата социальной среды.

Согласно экопсихологическому подходу к развитию психики, одаренная личность – дизайнер — должен не только антропоцентрически изменять природу вокруг себя, но и психологически изменять самого себя посредством развития собственной природы (своих способностей) в соответствии с универсальными принципами развития всей Природы. Показано, что применение традиционных японских методик координации тела и сознания, подхода дзэн – проникновение в объект и видение его изнутри — выводят японцев на суперсовременные инновационные решения в дизайне .

Ключевые слова: экология; психология; психические процессы и состояния; дизайн среды; комфортная среда; интерьер; природные компоненты.

1. Одаренность как психическая реальность Миллионы лет назад человек жил в мире саванн, окружённый множеством цветущих растений, в непосредственном контакте с животными, птицами, рыбами и насекомыми. Системы отношений с растительным и животным миром в той или иной мере остались генетически закреплёнными, определяя наше поведение и сегодня.

В живом мире прошлого образовался целый мир одомашненных животных, который выполнял буферную и посредническую функцию между агрессивной средой и человеком. Они и сейчас своими визуальными и аудиальными образами воссоздают давно утраченную гармонию единства человека и окружающей среды, выполняют промежуточную, буферную функцию между естественной и психической реальностями.[1]

В качестве фундаментальных проявлений психической реальности обычно выделяют три ее вида:

· психические процессы (зрительные, мыслительные, эмоциональные и т.д.);

· психические состояния (страсть, скука, творческий порыв и т.п. состояния

_______________________

1. Самохвалов В. «Введение в проблемы психотерапии/Картины мира 11»,с. 41.

психики индивида, для которых характерно единство восприятия, переживания и поведения);

· личностные свойства данного индивида (например, "талантливый человек", одаренный дизайнер).

При определении талантливости, одаренности особо подчеркивают, что это системное качество, в котором в индивидуально-своеобразной форме интегрированы и познавательная, и эмоциональная, и личностная и иные сферы психики данного человека. Оно (системное качество) создает его предрасположенность к достижению высоких и сверхвысоких результатов в выполняемой им деятельности. При этом, как отмечают ведущие специалисты по одаренности, она не сводится к тем или иным способностям или их сочетанию [2].

При таком подходе одаренность выступает как психическая реальность, которая, проходя разные этапы своего становления, обретает разную степень и индивидуальную форму своего проявления в психике конкретного человека (дизайнера) в его взаимодействии с окружающей средой. Отсюда следует, что основная задача современного дизайнерского образования заключается в создании образовательной среды развивающего (творческого) типа, т.е. среды, обеспечивающей возможность проявления и развития потенциальных способностей обучающихся.

2. Микрокризис как метод развития. Психолого-педагогическим условием и методом для развития одаренности с позиции экопсихологического подхода к развитию должно быть создание для данного учащегося проблемной ситуации, которая является критической (предельной) для его, дизайнера, познавательных и личностных возможностей. В психологическом плане такая ситуация приводит к тому, что учащийся начинает переживать особое критическое психическое состояние (микрокризис), содержанием которого является осознание (рефлексия) ограниченности своих познавательных и личностных возможностей для решения заданной проблемной задачи (ситуации).

Отличительной чертой экопсихологического подхода является онтологический взгляд на одаренность как на особую форму психической реальности (бытия), обретающей актуальную форму своего проявления во взаимодействии индивида с окружающей средой (ситуацией) и последовательно приобретающей в своем становлении форму психического процесса, психического состояния и личностной структуры (черты) сознания индивида. Согласно экопсихологическому подходу к развитию психики в виде экологического сознания, дизайнер должен не только антропоцентрически изменять природу вокруг себя, но и психологически изменять самого себя посредством развития собственной природы в соответствии с универсальными принципами развития Природы вообще [2].

Природоцентрический тип сознания – это такой тип сознания, психологической основой которого является непосредственное переживание единства с миром природы. Фитофилия и флористическая ритуальная увлеченность современного человека, вероятно, восходят именно к этим корням. Система коммуникаций человека с другими живыми существами включает все каналы коммуникации. Привлекательность различных объектов живого мира может быть связана с _______________________

2. Лебедева В.П., Орлов В.А., Панов В.И.» Практико-ориентированные подходы к развивающему образованию»//Педагогика,№5,1996, с39.

индивидуальными особенностями нейрофизиологии каналов коммуникации, и, следовательно, с их помощью можно развивать отдельные каналы.

Художники Японии говорят: чтобы нарисовать ручей, нужно уподобиться ручью. Суть подхода дзэн проста – проникновение в объект и видение его как бы изнутри. Отвлекаясь от собственного "я", художник сливается с природой, как бы воплощаясь в бамбук, травинку, которые ему предстоит нарисовать. Предельное выражение эстетика дзэн находит в поэзии хайку – трёхстишьях, состоящих из 17 слогов. Хайку возникает в момент наивысшего единения поэта и предмета созерцания, когда поэт достигает духовного единства с ним и через него приобщается к ритму Вселенной. Басё писал: "Учись сосне у сосны, бамбуку у бамбука. Уходи от самого себя. Учись – значит, проникай в предмет, открывай его сущность, чувствуй его, тогда родится стихотворение. Поэзия рождается в единении душ человека и природы."

3. Специалист как экологический субъект развития природы: самого себя (своих способностей) и окружающей его среды. Ощущения единения человека и природы могут стать структурными компонентами сознания только в том случае, если они пройдут поэтапную трансформацию. В результате происходит расширение способности индивида испытывать такие перцептивные ощущения (включая и так называемые экстрасенсорные), такие психические состояния и состояния сознания (включая измененные), содержанием которых становится осознанное переживание своей принадлежности к миру природы и осознание уникальности объектов, создаваемых природой. Только в этом случае человек будет ощущать и вести себя как экологический субъект развития природы, в том числе самого себя (своих способностей) и окружающей его среды [2].Разработанные в настоящее время комплексы методик построены на методах социально-психологического тренинга развития личностных способностей, методах практического и медитативного взаимодействия (с объектами живой природы, с другими людьми, с самим собой и др.) Примером онтологии целенаправленного формирования экологического сознания по экоцентрическому типу могут служить тренинговые методы коррекции и формирования экологического сознания (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, 1995; В.А. Ясвин, 2000), экологические имитационно-игровые методы (Д.Н. Кавтарадзе, 1998), методы психологического расширения экологического сознания (Н.В. Лапчинская, 2001; В.И. Панов, Т.Е. Егорова, Н.В. Лапчинская, 2000, 2002) [2],[3].

К сожалению, современный человек все больше заменяет живое общение с другими людьми и объектами природы их искусственными аналогами, меняет их на общение с компьютером, на беговую дорожку, тренажер – т.е. на отчужденные формы общения с людьми и Природой. Жизнь есть обмен энергетическими потоками. В случае компьютерной связи энергетические потоки минимальны, а информационные – проходят практически без физических, телесных затрат. [4]

4. Взаимосвязь икебаны, координации тела и сознания и инновационности японского дизайна. Практика показывает, что экологическое расширение самосознания посредством повышения психологической грамотности

_______________________

2.. Лапчинская Н.В. Экологическое расширение сознания как метод развития гуманистической «Я-концепции» личности на примере клубной работы,с. 280.

3.. Панов В.И., Егорова Т.Е., Н.В. Лапчинская Н.В.Психическое состояние в структуре экологического сознания //Психология психических состояний: Сб-к статей.Вып.4,с.100-118.

4. Горовая Т.П. Отчужденная телесность в современном информационном обществе, с. 18.

в условиях основного или дополнительного экологического образования (семинары, творческие мастерские и мастер-классы по икебане и фитодизайну с использованием природного материала) приводит к появлению ощущения и осознания своего единства с миром окружающей природы, ее самоценности и субъект-партнера по совместному процессу жизни на планете. Икебана воплощает мировидение одного человека, который стремиться преодолеть свою отдельность, чтобы прожить свою жизнь как часть всей Природы, подчинив свое "Я" целому [5]. Японскую культуру часто называют "культурой пространства" или "свернутого пространства". Это пространство помогает включить воображение зрителя и более полно выразить идею произведения. Многое принципы и ментальные состояния являются универсальными для всех видов Японского Пути, одна из самых значимых концепций — концепция координации тела и сознания. В японской каллиграфии учителя говорят о единстве сознания и кисти: «Если сознание работает правильно, то кисть тоже работает правильно». Скоординированная работа сознания и тела может рассматриваться как собственная гармония человека. [6].Знакомство с различными исторически сложившимися школами и стилями икебаны дает реальное представление об эволюции системы «человек-природа», этапах и видах экологического сознания. Эти традиции, безусловно, не могли не влиять на формирование современного японского дизайна. Применение традиционных, казалось бы, методик координации тела и сознания (в том числе и икебана) выводит японцев на суперсовременные инновационные решения. Японский дизайн сохраняет свои уникальные отличительные черты, идущие от высокой культуры изобразительного искусства в его единении с природой. Вспомним: «Учись сосне у сосны…проникай в предмет, открывай его сущность…».

5. Гуманизация пространства через привнесение природных компонентов в интерьерную среду Особую актуальность технологии эколого-психологического расширения сознания приобретают при решении задач формирования профессионального мировоззрения и мироощущения студентов и выпускников специальности «Дизайн среды». Изменение сознания дизайнера посредством процесса осознания себя частью Природы меняет систему познавательных, эмоциональных и личностных отношений не только к природной среде, но и к проектируемой им искусственной среде в интерьере или ландшафте. Роль природных компонентов в формировании комфортной и экологичной «устойчивой» — среды сложно переоценить. Американцы ввели особый термин — «биофильный дизайн» (буквально: «любящий живую природу). Живые» природные формы смягчают и уравновешивают геометрическую жесткость техногенной «второй природы» — урбанизированных интерьеров транспортных комплексов, торговых моллов, офисов, квартир [7].

Главная черта «природного» генерирования форм и образов — многообразие приемов и средств: от применения небольшой детали (камня или цветочной композиции) до использования сложных многоуровневых систем, полностью определяющих собой интерьерную среду. Эффект этой деятельности настолько очевиден, что сегодня ни одно серьезное сооружение не обходится без активного внедрения компонентов ландшафта в его среду, либо — выходящих за пределы

_______________________

5.. Kudo. «Masanobu The history of IKEBANA»,с. 121.

6. Хейви Х.И. «Искусство и Путь по-японски: 45 дорог к медитации и красоте», с. 144.

7. Ефимов А.В., Лазарева М.В., Шимко В.Т. «Специальное оборудование интерьера», с. 127.

физических границ интерьера, поскольку природные или городские пейзажи за окном являются столь же образно и художественно значимой частью визуального окружения.

Заключение. Привнесение природных компонентов в интерьерную среду становится синтезом художественных и технических задач, средств и приемов реализации дизайнерской идеи, сложнейшим актом комплексной архитектурно-дизайнерской и инженерной деятельности, заставляющим совместно работать самые разные сферы научно-практических, художественных и экопсихологических знаний и умений. Подобная гуманизация пространства при проектировании средовых объектов позволяет снимать несоответствие виртуально-компьютерного, телесно отчужденного проектирования в дизайне среды реальному миру человека, связанному биологическими корнями с не всегда осознаваемой им истиной: «Человек — существо Природное».

Личманюк Н.Н.
e-mail: lichmanuk@mail.ru
ВГУЭС, Россия

Список использованной литературы

1. Самохвалов В. Введение в проблемы психотерапии/Картины мира 11:-СПб: Издательство «Скифия»,2001.-384с.

2. Лапчинская Н.В. Экологическое расширение сознания как метод развития гуманистической «Я-концепции» личности на примере клубной работы//Ученые записки- Н.НовгородВВАГС,2001,280с.

3.. Панов В.И., Егорова Т.Е., Н.В. Лапчинская Н.В.Психическое состояние в структуре экологического сознания //Психология психических состояний: Сб-к статей. Вып.4/Под ред. А.О. Прохорова.- Казань: Изд-во «Центр инновационных технологий»,2002.100-118с.

4. Горовая Т.П. Отчужденная телесность в современном информационном обществе.//Вестник ДВО РАН №5, 2007.

5. Kudo Masanobu The history of IKEBANA — Tokyo: Shufunotomo Co., Ltd.. 2003.

6. Хейви Х.И. Искусство и Путь по-японски: 45 дорог к медитации и красоте [Пер. с англ. Д.Е. Киселева]. – Ростов — на- Дону: "Феникс", 2005. — 144с.

7.Ефимов А.В., Лазарева М.В., Шимко В.Т. Специальное оборудование интерьера//М: Архитектура-С»,2008.207с.

Похожие записи:

  • Стажировка в Японии «Экологический бизнес»
    октября, 24, 2008 | Ассоциация стажеров |
    февраль 2008 г.
    Написать данную статью меня сподвигло желание что-то изменить в моём родном городе, любимом Приморском крае и вообще на всей нашей Родине – необъятной и прекрасной России…
    Существует много глобальных проблем в нашем городе: это и отсутствие очистных сооружений для сточных вод; и высокая загазованность центральных районов города; и чрезмерный износ коммунальных сетей;
  • Стажировка «Экологический бизнес»
    марта, 13, 2012 | Ассоциация стажеров |
    20 февраля – 6 марта 2011г.
    Мы, стажеры из Владивостока, побывали на стажировке в Японии с 20 февраля по 6 марта 2011 года. Но, к нашему большому сожалению, беда постигшая Японию в марте 2011 года не позволила нам своевременно подготовить отчет о стажировке. Может, это и к лучшему. По прошествии года мы вновь можем оглянуться назад
  • ВОПРОС ЛИЧНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАЖДОГО
    февраля, 2, 2015 | Ассоциация стажеровИнтервью |

    Уважаемые друзья, предлагаем вашему вниманию интервью с нашим стажером по теме «Экология» СКОГОРЕВЫМ Иваном Анатольевичем, генеральным директором ООО «ПримТехнополис». За всю историю существования Японского центра во Владивостоке были реализованы только две стажировки по этой теме, тем ценнее для нас мнение и опыт этих стажеров. Выступление Ивана Анатольевича в СМИ не редкость, думаю, многие помнят

  • МОРСКАЯ…
    сентября, 2, 2015 | Ассоциация стажеровИнтервью |
    ЗГУРОВСКИЙ Константин Александрович, к.б.н., руководитель программы по устойчивому рыболовству Всемирного фонда дикой природы www.wwf.ru (WWF), в компании — с 1999 г. В Японском центре Константин Александрович прошел обучение на многих семинарах, был слушателем курсов японского языка, стажировку по теме «Управление малым и средним бизнесом» прошел в 2000 г. Константин Александрович владеет пером, вы можете ознакомиться

Добавить комментарий