Японская версия Владивостока

image С 7 по 14 ноября в японском городе Иокогаме пройдут мероприятия саммита АТЭС-2010. Если в свое время Никита Хрущев сравнивал Владивосток с Сан-Франциско, то сегодня куда уместнее представляется сравнение именно с Иокогамой, пусть и не лишенное ряда натяжек.

Во-первых, как сказано выше, в Иокогаме открывается саммит АТЭС, подготовка к которому для Владивостока стала событием поистине историческим. Во-вторых, этот японский город буквально год назад отметил свое 150-летие, то есть Иокогама и Владивосток — практически ровесники (и к тому же — порты; кстати, Иокогаму связывают побратимские отношения с Одессой, с которой, в свою очередь, нередко сравнивают и Владивосток). В-третьих, Иокогама — когда-то обычная рыбацкая деревушка — по-настоящему разрослась после того, как Япония во второй половине XIX века пересмотрела политику самоизоляции. Именно Иокогама тогда была избрана «воротами в мир» — еще одна параллель с «открытым портом Владивостоком», который, правда, почти полвека из своих полутора был закрытым портом. Наконец, автопарк Иокогамы, как можно догадаться, сильно напоминает владивостокский, а у наших автомобилистов давно в почете японские покрышки Yokohama.

Несмотря на все эти исторические рифмы, очевидно, что два сопоставляемых города живут в разных временах. И если в буквальном смысле японские часы, несмотря на близость к восходящему солнцу, отстают от приморских, то в историческом контексте Иокогама однозначно живет в том будущем, которое к нам еще не пришло. И объекты саммита здесь давно построены, и сам саммит проходит двумя годами раньше, и упомянутый автопарк заметно свежее нашего.

Почему Иокогама?

Ранее, как сообщалось в прессе, правительство Японии рассматривало для проведения саммита АТЭС самые разные города — от Хиросимы до Саппоро (то есть, переходя на русскую систему координат, от Краснодара до Анадыря). В итоге выбор был сделан в пользу Иокогамы — центра префектуры Канагава. Иокогама сегодня практически срослась с Токио: города расположены рядом, на одном побережье Токийского залива, и, несмотря на имеющуюся административную границу между префектурами Канагава и Токио, невооруженным глазом оба города смотрятся как один супергород.

Саммит пройдет в комплексе Pacifico Yokohama В дни саммита Япония должна принять около 7–8 тысяч гостей — первых лиц стран АТЭС со своими министрами, представителей деловых кругов, журналистов. Если добавить организаторов, обеспечивающий персонал и охрану, то Иокогама должна будет «переварить» нашествие в общей сложности 30–40 тысяч человек. Именно поэтому было решено выбрать местом проведения саммита именно ее — один из крупнейших японских мегаполисов (под четыре миллиона человек) с развитой современной инфраструктурой; «город, который никогда не спит». В секретариате АТЭС при японском МИДе дают понять, что страна сегодня испытывает серьезные бюджетные трудности, поэтому стояла задача найти такое место, где можно было бы обойтись вообще без строительства. В случае с Владивостоком, как мы знаем, подход был ровно противоположным (это не значит, что плохим): саммит рассматривался как повод для развития подзаброшенного Владивостока и вообще восточной окраины России. Просто так, мол, Москве лениво выделять много денег на мосты, дороги и прочие бонусы; а «под саммит» — вроде бы и ничего, можно.

image В этом, думается, и состоит главное отличие саммита-2010 от саммита-2012. В Японии подготовка к мероприятию носит в основном чисто организационный характер: разместить гостей и обеспечить их безопасность. Главные встречи пройдут в комплексе Pacifico Yokohama, на возведение которого с нуля могло бы уйти, по осторожным прикидкам, около 60 млрд йен. Тогда как правительство Японии выделило секретариату АТЭС бюджет на 2010 год в размере 13 млрд йен (около 5 млрд рублей), причем стоит задача по возможности обойтись даже меньшей суммой (сюда не входят средства, выделяемые префектурой и городом, но они сравнительно невелики и исчисляются десятками миллионов йен).

Минато Мирай — «порт будущего»

Один из крупнейших в мире многофункциональных комплексов для проведения разного рода конференций и выставок Pacifico Yokohama, куда на днях прибудут главы стран АТЭС, находится в районе Иокогамы под названием «Минато Мирай» (удивительно — оно звучит совершенно по-русски: «Минатом и рай»; причем в Японии с Минатомом все в порядке, и с раем земным, похоже, тоже). Минато Мирай — район в центральной части города, причем сравнительно новый: не так давно на его месте плескалось море. Стесненные нехваткой свободного места, японцы освоили технологию отсыпки акваторий, причем на этих отнятых у океана пространствах немедленно вырастают впечатляющие небоскребы. Именно так в начале 80-х и появился Минато Мирай, архитектурный облик которого называют «футуристическим». В Минато Мирай, например, находится самое высокое здание страны — Landmark Tower, 70-этажный небоскреб 296-метровой высоты.

Комплекс Pacifico Yokohama в основном был построен еще на рубеже 80-х и 90-х,так что к саммиту АТЭС (и ко всему подобному) город был готов давно. Говорят, первоначально рассматривался (как и у нас) вариант с размещением части гостей на круизных судах, но в итоге было решено, что все поместятся в отелях Иокогамы. Непосредственно в комплексе отелей имеется три, еще два находятся рядом. Гости, вероятно, приземлятся в токийском аэропорту Ханэда, который только что (и очень кстати) получил международный статус, тогда как до этого обслуживал преимущественно внутренние линии. Ханэда (в отличие от известного иностранцам токийского аэропорта Нарита) расположена непосредственно в Токио, дорога от Ханэды до Иокогамы измеряется 25 километрами и 20–30 минутами на автомобиле, тогда как от Нариты — около 100 км и полтора часа.

— В Минато Мирай живут около 7300 человек, но еще около 60 тысяч человек каждый день приезжают сюда на работу, — рассказал г-н Хирано, начальник отдела мэрии Иокогамы по подготовке к саммиту АТЭС. С жителями и сотрудниками расположенных здесь офисов проводили разъяснительную работу, убеждая с пониманием отнестись к неизбежным неудобствам. На период саммита будет привлечена целая армия волонтеров, чтобы у гостей не возникало никаких неудобств, например с ориентированием на местности.

Минато Мирай, что по-русски означает «порт будущего», в каком-то смысле можно сопоставить с островом Русским, где пройдет саммит АТЭС у нас. Это новый район, к тому же отвоеванный у моря, — и Русский тоже позиционируется как «территория перспективного развития Владивостока». Главное отличие, пожалуй, в том, что в Японии объекты саммита строились не аврально и вообще не к саммиту, а как бы сами собой, в силу естественного развития города. Поэтому и проблема дальнейшего использования данных сооружений здесь не стоит — они были и будут, и вообще, строго говоря, это не объекты саммита, а просто городская инфраструктура делового района Иокогамы. Вопросом «Есть ли жизнь после 2010 года?» здесь не задаются. Район «Минато Мирай» — деловой, оживленный. Недаром, к примеру, в прошлом году головной офис компании «Ниссан» переехал из центра Токио именно сюда.

image Еще одно отличие от нас — куда более мягкий климат. В Японии (мы не говорим о Хоккайдо) в эти дни тепло, у берегов плещется еще не остывшее море, по улицам ходят люди без теплых курток, вокруг зеленеют пальмы и бамбук. Пока мужчины-президенты будут заниматься делом в комплексе Pacifico Yokohama, их жен повезут гулять в здешний знаменитый парк Санкэйен. Помимо чудесной природы, это место известно различными национальными памятниками культуры (прежде всего архитектуры) Японии.

Дембельский аккорд инспектора Исикавы

Как отмечают японские должностные лица, в период саммита АТЭС в Иокогаме придется ограничивать движение автотранспорта, что, безусловно, повлияет на образ жизни местных обитателей и работу многочисленных коммерческих учреждений. Именно данный вопрос кураторы саммита-2010 называют главной сложностью — добиться понимания у населения. Кстати, несмотря на повышенные меры безопасности, закрывать в районе «Минато Мирай» станции метро и торговые центры не планируется.

Некоторое время назад приморские милицейские начальники уже озвучивали информацию о том, что саммит-2012 во Владивостоке будут охранять 8,4 тысячи милиционеров (или уже полицейских), из которых около 3 тысяч приедут из других регионов; кроме того, к охране привлекут около 2 тысяч бойцов внутренних войск МВД. Похожий подход взят на вооружение и в Японии: полицию привлекут не только из префектуры Канагава, но и из других регионов. Причем, по данным ИТАР-ТАСС, в Японии охраны будет даже больше, чем у нас: «В обеспечении безопасности саммита АТЭС… примут участие свыше 21 тысячи полицейских… В гавань рядом с конференц-залом Pacifico… вошли около десятка кораблей береговой охраны. Всем иокогамцам, проживающим в прилегающих кварталах, будут выданы спецпропуска».

Чтобы минимизировать неудобства, которые будут испытывать иокогамцы, решено отозвать с пенсии местного «дорожного гуру». Помощник главного инспектора Норифуса Исикава много лет дирижировал дорожным движением Иокогамы, работая в полиции префектуры Канагава, и снискал славу настоящего виртуоза. Если приходится перекрывать какую-то дорогу, он умеет отдавать соответствующий приказ только в самый последний момент, чтобы автомобилисты не теряли ни секунды драгоценного времени. В японской прессе г-на Исикаву называют «навигатором в режиме реального времени, у которого в голове хранится карта всех дорог». Он учитывает мельчайшие нюансы — день недели, время, погоду… Так как заменить Исикаву некем, его снова наняли на работу в полицию специально на период саммита. Исикава-сан считает, что блокировать весь район нет необходимости, достаточно в тот или иной момент проводить точечные перекрытия, чтобы автомобили с главами государств двигались по «зеленой улице». Исикава-сан полон энтузиазма и готов как обеспечить безопасность движения VIP-машин, так и свести к минимуму неизбежные неудобства для всех остальных (неплохо бы, кстати, пригласить ветерана японской ГАИ и во Владивосток через пару лет).

Не стройкой единой…

И чайная ложка дегтя напоследок. Огромное внимание Москвы, прикованное к стройкам саммита АТЭС, очевидно: перечисляются средства, возводятся мосты и корпуса, то и дело приезжают во Владивосток всевозможные министры и т. д. Вместе с тем участие в международном форуме АТЭС предполагает еще и постоянную рутинную работу — например в рамках ABAC (APEC Business Advisory Council, то есть Деловой консультативный совет АТЭС). «Россия, на мой взгляд, не очень активно участвует в АТЭС, не воспринимает эту организацию серьезно, что чувствуется со стороны как правительства, так и деловых кругов, — поделился своим личным мнением Кадзуюки Кимбара, представляющий бюро по международным экономическим связям Федерации деловых кругов Японии «Ниппон Кэйданрэн». — Российские представители в ABAC не всегда участвуют в мероприятиях. Надеемся, что к 2012 году, когда саммит будет принимать Россия, интерес к АТЭС со стороны российского правительства и деловых кругов увеличится».

Действительно, стройки стройками, но кто во Владивостоке — столице АТЭС-2012 — слышал о том, что Россию в этом самом ABAC представляют такие персоны, как глава «Базэла» Олег Дерипаска, президент ВТБ Андрей Костин и предсовдир ООО «Сумма Капитал» Зиявудин Магомедов?

Авченко Василий

Источник: Новая газета во Владивостоке

Добавить комментарий