В ГОСТЯХ У ХАЯО МИЯДЗАКИ

image Анимационные фильмы, созданные в Японии, называются «аниме». Было бы не совсем корректно назывыть аниме мультиками. Равно как не правильно называть монитор компьютера телевизором, хотя оба имеют в основе экран. Явление это исключительно японское, нигде более не встречающееся, давно стало визитной карточкой этой страны наравне со многими другими. Очень быстро аниме из коротких развлекательных фильмов начала двадцатого века выросло до полнометражных фильмов конца пятидесятых. С увеличением времени показа у фильмов стало больше возможности для реализации сложного сценария. С усложнением сюжета фильмы аниме ничуть не потеряли своей сказочной непосредственности, тонкости грани между реалистичностью и фантазией. Быть может, кот, прошедший мимо, — обычный кот, а, может, и говорящий. Он обернулся и посмотрел на тебя, а, может, он просто заметил пролетающую за тобой птичку.

Существует множество историй, которые могут быть рассказаны только в виде аниме, так же как и истории, существующие только в виде кинофильмов или книг. Попытки экранизировать «Мастера и Маргариту» не получили известности и признания, книги под названием «Звёздные войны» заинтересуют только фанатов.

Аниме даёт большую возможность для реализации режисёра. Всегда можно нарисовать любые декорации и поставить актёров так, как считаешь нужным. Создание аниме это весьма долгий процесс, требующий слаженой работы многих людей. От режисёра в этом случае зависит самое главное – он творец всего, он решает, как будут выглядеть все персонажи, как будет разворачиваться сюжет с точностью до кадра. Команды создателей аниме образуют анимационные студии, которые, собственно, и занимаются выпуском фильмов. Создать полноценный аниме-фильм в одиночку крайне сложно.

В Японии существует множество анимационных студий, чаще всего таковые специализируются на производстве фильмов определённых жанров, ориентированных на отдельную аудиторию. Поэтому есть аниме для самых маленьких и для зрителей постарше. Для мальчиков и для девочек, для любителей машинок или кукол. Пересмотрев некоторое количество полнометражных аниме фильмов и сериалов можно даже узнать творения отдельных студий.

Но есть одна студия в равной степени завоевавшая симпатии как малышей так и их родителей. Построив свой собственный мир, каждым своим фильмом она только расширяет его границы. Среди большого списка мультфильмов студии Dhibli любой зритель найдёт для себя фильм по вкусу. Своим успехом студия Dhibli полностью обязана своему создателю Хаяо Миядзаки. Среди фильмов известного режиссёра есть простые истории про большого доброго медведя-панду, трагичные повести о второй мировой войне и волшебные и в то же время глубоко философские сказки. Однажды открыв для себя мир фильмов студии Dhibli, вы вряд ли останетесь равнодушными и будете ждать продолжения истории. Многие фильмы Хаяо Миядзаки косвенно связаны друг с другом, в них есть тонкие намёки на существование других историй. От того становится более приятно узнать, что эти истории действительно существуют.

Студия Dhibli была основана Хаяо Миядзаки в 1985 году с выпуском полнометражного фильма «Навсикая из долины ветров». Название своё студия получила от названия итальянского двухмоторного самолёта. Этот самолёт активно использовался в северной Африке и получил своё название от слова «гибли», так ливийцы называли южный ветер. Страстный поклонник авиации, Средиземноморья и творчества Экзюпери, погибшего в Сахаре, Миядзаки назвал свою студию именем самолёта и сам взялся за штурвал. Один из фильмов студии под названием «Порко Россо» стал одной из ярких реализаций этой идеи.

Однажды я нашёл у себя дома старый ящичек, в нём были всякие детские мелочи, которые маленький мальчик, ваш покорный слуга, сложил до лучших времён. Ничего примечательного, стеклянные шарики, игральные кости, карта для поиска сокровищ – обычный набор мальчишки. Я хранил их по тому, что каждая вещь хранила в себе историю, часть воспоминаний. Так и с каждым фильмом студии Dhibli связаны свои вещи, образы, рисунки. Все они собрались в одном доме под  Popov Iназванием «Музей студии Dhibli». «Что остаётся от сказки потом, после того как её рассказали?» – спрашивал Владимир Высоцкий в своей песенке к Алисе. Все истории студии Dhibli уходят в свою маленькую страну чудес, в которой живут и по сей день.

Пройдясь по комнатам этого полного чудес и необычных деталей домика, вы найдёте там все истории, рассказанные Миядзаки. Вот стоит в углу ружьё неизвестной конструкции из «Навсикаи», а в другом углу лежат очки Порко Россо, на полке перед рядами книг стоит глобус и маленькая блестящая модель самолёта — летающей лодки. На столе стоит старый кассетный магнитофон, пепельница, сигарета будто потушена совсем недавно, а палитра с красками всё ещё влажная. Будто художник всего лишь вышел ненадолго на крылечко размять спину, а персонажи его уже полезли из набросков прямо на стол. И только Ёжик в тумане никуда не выходит за свою деревянную рамку. Миядзаки, проходивший в своё время практику на студии Мосфильма, стал большим поклонником нашего задумчивого колючего философа.

Каждый фильм студии Dhibli в стенах этого музея представлен всеми своими гранями, в том числе и скрытыми от зрителя. Вам откроется «заэкранный» мир набросков и макетов кадров, на всех стадиях отрисовки кадра вы увидите, как рождается шедевр, такой простой и понятный, обыкновенное чудо. Пусть слово «музей» вас не пугает, в этом музее экспонаты не заспиртованы в банках и не пахнут нафталином. Это скорее дом, где живут все истории Миядзаки, когда-либо рассказанные зрителям. Как фильмы Dhibli интересны взрослым и детям, так и музей студии станет приятным времяпровождением как для детишек, так и для их родителей. Каждый запоминает в фильмах Dhibli свои детали и находит их в этом SavinaS музее, восклицая — «Он ведь знал! Всё было именно так.» «Конечно знал» — молча улыбнётся художник, ведь это он нарисовал их всех.

Когда я был маленьким, у меня не было фильмов студии Dhibli, да и отечественные мультики я смотрел не так часто, как мне бы хотелось. Но сейчас, пересмотрев большую часть всех произведений этой студии, я могу с уверенностью сказать, что смотрел бы их во все времена. Многие люди незнакомые с аниме говорят, вообще-то аниме не смотрю, но «Шагающий замок Халла» видел. Говорят, что ностальгия это когда хочется вернуться, а некуда. Музей Dhibli дал такую возможность. Возможность вернуться в мир фантазий, несуществующий, но такой близкий каждому мир.

Уютный особнячок с башенками и черепичной крышей утопает в зелени парка городка Митака, что в пригороде Токио. Билет вам придётся приобрести заранее на выделенное время, небольшое здание музея просто не может вместить единовременно всех желающих. Распространяются билеты в специальных автоматах, расположеных в магазинах сети Lawson по цене 1000 иен. Так же билет можно приобрести у агентов-распространителей за пределами Японии, но, к сожалению, не в России. Добраться до музея весьма просто – на поезде JR по линии Chuo Line до Mitaka. Уже на станции вас встретит характерного вида автобус-кот. Найти остановку можно по большому количеству желающих уехать, много родителей с детьми. Так же схема проезда и название остановки указаны на конверте с билетом в музей.

Экспозиция музея состоит из нескольких частей, постоянной, временной и активной. В постоянной экспозиции вы найдёте множество экспонатов и демонстраций по истории развития аниме, проследите все этапы производства от эскизов ключевых кадров до съёмок и монтажа. Во временной экспозиции  находятся экспонаты, посвящённые различным фильмам студии, выпущеным относительно недавно.

foto Museum MitakaТакже в музее есть внутренний дворик, в котором стоят стульчики, чтобы можно было отдохнуть среди цветов в горшках, там же есть и колонка, дети могут качать воду и наливать ее в ведра — очень увлекательное занятие. Можно залезть на крышу и увидеть окрестности — с обзорной площадки открывается живописный вид на парк, выполненый в стиле сада города Лапуты из одноимённого фильма студии.

Когда мы в следующий раз поедем в Японию, то обязательно еще раз навестим этот особнячок в Митака, чтобы еще раз попасть в удивительный и загадочный мир мультипликации Хаяо Миядзаки.

Полезные ссылки:

http://www.nausicaa.net/wiki/Main_Page о студии Ghibli.

http://www.ghibli-museum.jp/en/ официальный сайт музея. Здесь можно узнать о том, как добраться до музея, правилах поведения в музее.

http://www.lawson.co.jp/loppi/ghibli/english.html инструкция по приобретению билетов в автоматах магазинов Lawson.

Иван Попов, Светлана Савина

21 апреля 2010 г.

Похожие записи:

  • ЕСЛИ ТЫ НЕ ПОБЫВАЛ…
    сентября, 7, 2010 | Anime Интервью |
    Родина движения анимешников, это, конечно же, Япония. Аниме, манга, косплей – всё это пришло к нам оттуда. Китайцы говорят: «Если ты не побывал на Великой Китайской стене, ты не китаец». Неужели, если ты не побывал в Японии, ты не можешь называть себя анимешником?!
    Нет, это, конечно же, всё глупости. Но, наверное, каждый уважающий себя любитель
  • НЕ ПРОСТО ИГРАТЬ, А СТАТЬ ИМ
    июля, 30, 2010 | Anime |
    В июне месяце у меня появилась возможность попасть в ВДЦ «Океан». Понятное дело, отказываться не стала. Смена профильная – «Шоу мастер», для КВНщиков, участников театральных студий, танцоров-бальников. Попасть хотелось именно на эту смену, потому что занимаюсь косплеем.
    Именно в «Океане» первый раз столкнулась с проблемой непонимания термина «косплей». Все знакомились, рассказывали о себе, кто чем
  • Мама, я теперь косплеер!
    августа, 9, 2010 | Anime |
    Субкультура анимэ в российских городах приобрела статус чуть ли не «самособойразумеющегося» явления, однако, к сожалению, как и почти все остальные субкультуры, обречена на внимание к себе только как на «диковинную зверушку», а между тем увлекаются анимэ те, кого мы хорошо, как нам кажется, знаем, — наши дети. Мы решили попробовать вместе с ребятами обратить
  • ТОТТОРИ В МУЗЕЙНОМ ЛАНДШАФТЕ ВЛАДИВОСТОКА
    декабря, 12, 2009 | Туристические ресурсы, Путешествия |
    Делегация Приморского государственного объединенного музея им. В.К. Арсеньева – 10 человек – была приглашена губернатором префектуры Тоттори г-м Хираи Синдзи с целью провести переговоры с представителями Префектурального музея Тоттори и других музеев Тоттори в период с 26 по 29 ноября 2009 года. Мы бюджетники. Летать – дорого. Поэтому открытие паромной линии – это серьезная
  • Особенности японской культуры в контексте межкультурных коммуникаций
    марта, 1, 2010 | Декоративно-прикладное искусство |
    Масаёси КАМОХАРА
    Генеральный консул Японии во Владивостоке 2006-2009 гг.
    Границы понятия «японская культура» очень широки. Если обратиться к временной классификации, то здесь можно назвать «национальную японскую культуру» периода Хэйан 9-го века, когда появилась японская азбука – «кана» и Мурасаки Сикибу написала «Повесть о Гэндзи», культуру периода Муромати, когда появился театр Но, культуру периода Адзути-Момояма, когда родилась

Добавить комментарий