УПРАВЛЕНИЕ МАЛЫМИ И СРЕДНИМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

Комментарии стажеров о стажировке OJT в Японии с 25 ноября по 4 декабря 2018 г., организатор стажировки: МИД Японии, оператор стажировки: Global Mice&P Communications INC.

Titul

ВАСЕНКО О.: «По окончанию всех лекций и мероприятий, я разделила выводы и впечатления по трем направлениям: 1) непосредственно контакты, полученные на встречах как первый шаг к совместной деятельности; 2) субъективные наблюдения после посещения компаний и заведений: деятельность, история, этапы производства, иерархия;

“При постоянном изменении нет смысла открывать свое производство — проще и дешевле отдать на аутсорс” (с) из ответа руководителя компании на вопрос о собственном производстве. Рост производства и инноваций в Японии это еще и стратегическое планирование.

3) наблюдения в городе: работа заведений, сервис, чистота, особенности городской среды, т.е то, что стоит замечать в чужой стране.

Разделение мусора, вежливость, при суете большого города нет спешки — есть порядок и спокойное аккуратное выполнение действий будь то магазин или очередь на остановки для такси или в метро. “Перемены — это и есть неизменные традиции” — цитата на одной из первых лекций, которая стала основой для понимания японских компаний

Впечатления и наблюдения:

  • Японские компании — это компании с историей, которая насчитывает десятилетия. Они меняются, но остаются семейными компаниями, с принципами и контролем качества. Компания может закрыться только потому, что не нашлось преемника.
  • Японцы бережно относятся ко всему, в том числе и ко времени. Пунктуальность сродни религии или неукоснительно соблюдаемой традиции. Для России подобная пунктуальность больше исключение, чем правило, и японцы снисходительно делают скидку на это.
  • Производство в Японии это постоянно меняющийся (я бы сказала постоянно усовершенствующийся) алгоритм действий, направленный на качество продукции. Они планируют, как будут развиваться дальше. Компания нацелена на будущее, а не на сию моментный заработок. Это именно восприятие защищенности страны в целом и компании в частности. Наверно, в этом и есть задача руководителя создать условия и план развития компании, чтобы создать ощущение стабильности.
  • Чистота, четкие алгоритмы работы, безопасность сотрудников, забота о городе, окружающей среде и жителях — это то, чтобы было заметно на обоих заводах по переработке отходов. 10 лет уже японцы разделяют мусор. Вопрос о регулировании или штрафных санкциях на законодательном уровне вызвал легкое замешательство. Это уже обычный бытовой уровень, это знают и понимают дети, потому что о важности переработки мусора рассказывают в школе. Осознанное потребление не тренд, а лайфстайл.

Лекция от компании по подготовке кадров.

Одна из самых запоминаемых и обсуждаемых лекций была от компании, занимающейся подготовке кадров (Hospitality & Growing Japan). На экскурсии по предприятию один из участников группы задал вопрос: “Есть ли у вас проблема с тем, что обученные сотрудники уходят в другую компанию?”. Тема работы с персоналом, обучением сотрудников, сервисом — это насущные вопросы, мне кажется, в любое время, в любой организации независимо от профиля деятельности. За эту лекции стоит отдельно поблагодарить организаторов с японской стороны, потому что ее добавили в программу специально для нас, так как много было запросов, связанных с этой темой.

Несколько моментов, которые я для себя отметила:

  • Сервис — это навыки (одинаковые услуги)
  • Гостеприимство — индивидуальный подход
  • Сервис — фундамент, на котором построено гостеприимство

Правило: QSC — качество, сервис, чистота.

Информация, которую рассказывал господин Тецу-сан отличалась своей системностью. Это отличает японские компании от российских — системный подход даже в таком понятии как “гостеприимство”. Лучшее качество проявляется в первую очередь в деталях. Для Японии (а именно всех заведений, компаний и магазинов, которые мы видели в Токио) это правило является не теорией, а практикой, обязательным условием выполнения.

В заключение

Такие стажировки полезны не только как новый опыт знакомства с новой страной, качество продукции которой известно во всем мире, но и с возможностью заглянуть в работу компаний, послушать, как создается продукт или как работает производство в режиме реального времени. Это действительно очень ценно. Также не менее ценно, что группа собирается из разных городов, мы знакомимся, мы обсуждаем общие проблемы, мы обмениваемся опытом. Данная стажировка как площадка по обмену опытом и между Японией и Россией, и между российскими городами в том числе.

Пожелания:

— возможно, стоило собрать группу в первый день или во второй по прилету, чтобы познакомиться всем вместе. Знакомство проходило самостоятельно и хаотично.

— Возможно, в курс про управление МСП стоит добавить больше лекций с темами HR, маркетинг, обучение персонала. Так как участники группы это руководители организаций разного уровня и эта тема вызвала большой отклик».

Vasenko

 

БАЛКОВСКАЯ А.В.: «Во время стажировки нам довелось посетить ряд предприятий и прослушать лекции по обзору экономической ситуации в малом и среднем бизнесе Японии, по управленческому мышлению и конкретным задачам в МСП Японии, а также поучаствовать в специально организованном бизнес-матчинге. Безусловно, посещение всех предприятий вызвало большой интерес и где-то даже зависть.

Так, приехав на мусоросжигательный завод Ota Incineration Plant, мы не сразу поняли где оказались – в парке или на мусоросжигательном заводе. Везде царила чистота, полностью отсутствовали какие-либо запахи, было очень много красивых зеленых насаждений. Но все-таки это был мусоросжигательный завод.

Поразила технология уничтожения мусора и отсутствие какого-либо дыма в трубах этого завода. На лекции стало понятно, какая работа ведется с населением (начиная с самого детского возраста) по информированию о необходимости сортировки отходов и внимательному отношению к соблюдению этих правил. Удивительно, что предприятия этой компании размещены в самых густонаселенных районах Токио, что возможно только благодаря соблюдению высоких стандартов безопасности. И именно такое размещение дает им преимущество в логистических вопросах (сбор с домовладений и доставка отходов на завод).

Наиболее интересным для меня стало посещение компании AIOI, компания по разработке автоматизированных систем сортировки и обработки, применяемых на складах и сортировочных центрах всех видов. Применение этих систем позволяет значительно повысить конкурентноспособность предприятий, путем сокращения сроков поставок, исключения ошибок, возникающих из-за «человеческого фактора», позволяет оптимизировать работу операторов посредством смарт-карт, снижает использование бумаги на производстве. При демонстрации использования данных технологий многим стажерам пришла на ум «Почта России», которая явно могла бы много выиграть при внедрении подобных технологий.

Компания TOSHIN проиллюстрировала поговорку, которая очень точно характеризует промышленный район Ота: «Если с верхнего этажа здания уронить чертеж, то на земле уже окажется готовое изделие». Немного не хватило рассказа лектора именно о стартапах, но из документации о компании, которую нам предоставили, можно понять, что компания занимается воплощением идей в изделия. Этакая фабрика стартапов. Достаточно прийти с идеей, а компания поможет в подготовке дизайна, чертежей и собственно изготовлении изделия.

Если добавить к вышесказанному информацию полученную на лекциях от SEIBU SHINKIN BANK и DELOITTE TOHMATSU CONSULTING LLC, основной деятельностью которых помимо стандартных (в нашем понимании) банковских услуг является консультационное сопровождение клиентов (поиск партнеров на внешних рынках, сопровождение сделок и многое другое), то становится понятно, почему появилась вышеуказанная поговорка про район Ота.

На бизнес-матчинг была приглашена компания SOL-STYLE, которая занимается деятельностью, аналогичной моей компании. Данное деловое знакомство, надеюсь окажется полезным и перспективным, учитывая, что они также работают и на внешних, в том числе и российском, рынках. Для себя я отметила их экологичный подход к дизайну, а также креатив, который основан на поиске интересных решений, не требующих больших вложений и ресурсов.

Безусловно, всю стажировку нас сопровождали такие истинно японские подходы как омотенаси, кайдзен, немаваси (и не только на лекциях, это было видно и в подходе организаторов к самой организации стажировки, в магазинах, кафе, да и везде в Японии). Это именно то, что хотелось бы привнести и в работу наших предприятий, лучше понять. Спасибо большое Японскому центру за лекции о кайдзен, теперь я точно знаю, что хочу их посещать.

Благодаря данной стажировке, у меня появились идеи, как можно улучшить клиентское обслуживание, как упростить и упорядочить некоторые процессы у себя в компании. Я думаю, что эффект от стажировки будет иметь долгосрочный характер, и не один раз я буду возвращаться к полученному опыту.

А еще, так совпало, что в эти же даты проводилась одна из 2х ежегодных выставок собак породы акита, под Нагоя, в городке Син-Кани. Организаторы пошли мне на встречу и разрешили посетить это важное для меня, как заводчика, событие. 2 декабря я смогла вместе с представителями русского АКИХО (общество по сохранению породы акита-ину) присутствовать на 139-м Хонбутене и посмотреть направления в селекции японских бридеров. Однако, теперь я смотрела на работу бридеров другими глазами, я видела и понимала, что кайдзен присутствует во всех сферах деятельности Японии.

Спасибо за возможность оказаться в числе стажеров и пройти эту стажировку, это невероятно полезно.»

Balkovskaya

 

ГОЛИКОВ С.О.: «Наибольшее впечатление на меня произвели следующие предприятия: Deloitte и Sojitz – благодаря тому, что оба спикера долгое время проработали в России и знают об особенностях ведения бизнеса между японскими и русскими партнерами не понаслышке. Благодаря этим семинарам появилось более глубокое понимание, как строить деловые отношения с японскими партнерами и что для них действительно важно. Также стало ясно, как лучше понять ожидания японских клиентов.

AIOI — компания, которая смогла успешно реализовать на практике решение, которое увеличивает эффективность труда на огромном количестве предприятий, где есть складские комплексы. Причем их система Pick to light, очень проста, логична и понятна даже для низкоквалифицированного персонала и тем не менее она способна увеличить прирост производительности на 200%. Также не могу не отметить еще один продукт этой компании – SmartCard, замечательное изобретение, которое в перспективе может заменить множество карт, которые мы вынуждены постоянно носить с собой, такие как скидочные, накопительные, проездные и идентификационные

В работе как у себя, так и в любой сфере можно и нужно применять практику «кайдзен». Впервые этот термин я услышал достаточно давно, но никогда не вникал в его суть, но после посещения японских предприятий увидел, что практически на всех предприятиях «кайдзен» используется и приносит свои плоды в оптимизацию рабочих процессов.

В будущем, если мой бизнес будет развиваться благоприятно, есть желание выйти на рынок Японии и тогда очень бы пригодились такие предприятия как The Seibu Shinkin Bank и Deloitte, которые оказывают различные консалтинговые услуги для МСП.

Благодаря этой стажировке я стал лучше понимать японский менталитет и культурные традиции, что, в свою очередь, непременно мне поможет более эффективно работать и налаживать партнерские связи с потенциальными японскими партнерами.

Следующим стажерам я хотел бы посоветовать в первый день стажировки сказать организаторам о каких-либо дополнительных пожеланиях по бизнес-мэтчингу – не исключено, что у организаторов получится осуществить ваши пожелания. Во время нашей стажировки организаторы предвосхитили наши ожидания.»

Golikov

 

ГАВРИШ К.С.: «Предприятия и лекции, которые произвели наибольшее впечатления. В первую очередь я хотел бы отметить лекцию компании H&G, в ходе которой было рассказано о принципе «OMOTENASHI», который подразумевает под собой целую философию клиентского обслуживания. Особенно мне понравился способ проведения лекции, где наглядно были продемонстрированы конкретные кейсы достижения высоких стандартов клиентского подхода и гостеприимства. При этом важно то, что единая система распространяется на всю сеть той или иной компании. Т.к. я сам непосредственно работаю в клиентском подразделении и в мою зону ответственности входит организация работы с юридическими лицами по всей структурной сети, то для себя я извлек много полезного от данной лекции.

Далее я хотел бы отметить посещение компании AIOI SYSTEMS. Хоть сфера деятельности данной организации и не родственна моей, все равно я остался под впечатлением от наглядной демонстрации работы систем. Для меня важность увиденного заключалось в расширении кругозора и понимания японских принципов создания продуктов. Данный подход включает в себя прежде всего принцип экономичности (минимизация бумажного документооборота, сокращении временных трудозатрат), принцип постоянной работы по минимизации влияния человеческого фактора, принцип долгосрочного планирования, принцип постоянного совершенствования. Косвенно данные принципы можно распространять на любую сферу деятельности.

Что можно применить у себя в компании, а что нет.

Что можно:

  • Принципы клиентского обслуживания и гостеприимства (я бы хотел закрепить некоторые из них на уровне нормативных документов);

При общении с представителем Shinkin Seibu банка было рассказано о принципах работы финансовой организации с точки зрения не просто кредитора и оператора сделок, но и о банке как о постоянном партнере. Говорилось о привлечении консультантов сод стороны банка — данный принцип также можно внедрить в той или иной мере;

  • Контроль качества работы на всех этапах;
  • Закрепить в планировании на постоянной основе внедрение новых решений.

Что нельзя:

  • Минимизировать бумажный документооборот ввиду требований различных государственных органов — нет возможности комплексного ухода от «бумаги»;
  • Принцип «клиент-партнер» не всегда работает ввиду большего объема рисков в российской экономике, соответственно при финансировании необходимо более консервативно подходить к оценке рисков. Объем проблемных долгов в России намного больше (в 10 раз);
  • Высокий уровень доверия к персоналу невозможен ввиду особого влияния человеческого фактора.

Возможно ли сотрудничество с представленными предприятиями. Для себя я вижу возможность сотрудничества с компанией JETRO, т.к. имеется представительство в России и компания заинтересована в организации сделок между российскими и японскими компаниями. Среди моих клиентов есть те, кто заинтересован в поставке своей продукции на японский рынок. Я буду рекомендовать обратиться в JETRO.

Изменилось ли мое восприятие о Японии и японцах после стажировки. Я бы хотел отметить, что если ранее я имел представление о японских ценностях с точки зрения туриста, то после стажировки я познал, как данные принципы реализуются. Знакомство с предприятиями изнутри, посещение лекций, в которых говорилось о японской бизнес-культуре, сформировали у меня более комплексное впечатление о стране. Я теперь на собственном опыте понимаю, почему в стране реализовано максимальное качество продукции, почему очень небольшое количество дефолтов компаний, почему везде такие высокие стандарты, как достигается большой уровень экологичности. С последним пунктом в ходе посещение мусороперерабатывающих предприятий у меня сложилось особое впечатление. Я понял, что чистота достигается не только в ходе переработки мусора, а прежде всего это работа каждого члена общества, это особая психология и менталитет. Причем достигается это ни штрафами, ни принудительными мерами, а обычными жителями, которые сделали выбор в пользу чистоты. И это, на мой взгляд, показатель развитого общества.

Что бы я хотел посоветовать последующим стажерам и организаторам стажировки.

Стажерам:

  • Заранее запланировать план мероприятий на свободное время;
  • Познакомиться с японской культурой до поездки в Японию, особенно с принципами ведения переговоров;
  • Задать себе вопрос: «Что нового в мою профессиональную деятельности сможет привнести стажировка?». И в ходе стажировке пытаться ответить на этот вопрос.
  • Общаться с другими участниками стажировки. Они также потенциальные друзья и партнеры.

Организаторам:

  • Больше сделать упор на предприятия, которые работают с Россией (на данной стажировке их было немного);
  • На лекциях привести больше контактных данных, куда можно обратиться заинтересованным российским компаниям, если они хотят начать работы с японской стороной;
  • Больше примеров реального сотрудничества (это хотят видеть стажеры);
  • Участникам с японской стороны необходимо провести более подробное знакомство с культурой России (у многих представителей компаний отсутствовало данное понимание).»

Gavrish

 

ГРИЧАНОВСКИЙ Н.Н.: «Вот и завершилась стажировка в Японию, накоплено много материала. В Японии я не был до этого, поэтому собственных впечатлений об этой стране у меня не было совсем, все мои впечатления предстояло приобрести.

25 ноября 2018 года самолёт приземлился в Токио. Температура воздуха была выше чем во Владивостоке на целых 17 градусов, зелёная трава, ощущение лета витало в воздухе. В первый же вечер мы отправились на прогулку по району Shinagawa, заходили в магазины и сразу же оценили уровень сервиса, продавцы улыбались, были обходительны и благодарили за покупки, уровень сервиса был крайне высоким.

Большое впечатление произвело планирование городской среды. Озеленение, фонтаны, подземные парковки даже в относительно небольших зданиях. На улицах, метро и переходах стоят указатели движения, интерактивные световые экраны — всё для того чтобы человек не заблудился. Лифты и эскалаторы в самых неожиданных местах, там где возможен слишком резкий спуск или подъём, всё для людей и их комфорта. Общественные, бесплатные и чистые туалеты в том числе и для людей с ограниченными возможностями — чтобы человек чувствовал себя комфортно. Все эти вещи складываются в общую картину и производят огромное неизгладимое впечатление. В Токио проживает огромное количество людей, тем не менее пробки в городе редкость!

Токио город велосипедов. На трассе можно увидеть часто как мама с детьми едет на велосипеде в магазин за продуктами по трассе, по специальной выделенной велосипедной полосе, со слов организаторов аварии с участием велосипедистов случаются крайне нечасто. Полагаю это стало возможным за счет хорошей организации дорожного движения и высокой культуры участников дорожного движения, в России мне бы очень хотелось увидеть подобные вещи.

На мой взгляд организаторы качественно подошли к своей работе, раздаточные материалы, планирование в графике посещения предприятий и семинаров, подбор компаний для посещения были на высоком уровне.

Целью моей поездки в Японию было понять, как японским компаниям удается создавать и воспитывать идеальных работников, я хотел понять одну вещь — это всё-таки система или особенность менталитета Страны Восходящего солнца?

Из обмена опыта с японскими коллегами удалось вынести несколько ключевых мыслей:

  1. Миссия компании важна, её необходимо транслировать всем сотрудникам.
  2. Технологические процессы и обязанности необходимо выстраивать в соответствии с миссией.
  3. Клиент — БОГ, высокий уровень сервиса и удовлетворенности клиента — обязанность каждого сотрудника компании.

Все семинары и предприятия которые мы посетили я считаю полезными и важными, информация которая была получена складывается в большую мозаику — становиться видна общая картина, каким образом государство и бизнес совместно создают мощную и конкурентную экономику, какая важная роль при этом принадлежит малым и средним предприятиям процентное соотношение которых более 90% к общему количеству компаний.

Лично на меня большое впечатление произвела компания AIOI SYSTEMS которую мы посетили 29 ноября 2018 года. Компания специализируется на автоматизации распределительных центров, автоматизации производства и является создателем смарт карт( технология электронной бумаги). Метод “pick to light” помогает автоматизировать многие процессы. Особенно те, где есть шанс срабатывания человеческого фактора, в момент усталости или невнимательности отдельного человека. Таким образом удается снизить количество ошибок практически до нуля! Всё, что нужно сделать оператору или сотруднику при сортировке или сборке, так это нажать мигающую кнопку, потом следующую и так далее, следовать простым инструкциям и действиям достигается выполнение сложных операций без ошибок, существенно сокращается время операций! А время это ключевой ресурс, особенно в логистических процессах и сортировке! Отказ от использования бумаги и картонной упаковки, использование чипов и визуальным выводом информации вместо бирок (смарт карт) и многоразовых пластиковых ящиков вместо картонной упаковки — тренды ближайшего будущего в Японии.

На семинаре проведённым компанией HOSPITALITY&GROWING Japan, один из руководителей компании Тетсу Сайто рассказал нам о передовых методах подготовки персонала и ознакомил с японской философией гостеприимства и практикой «душевного настроя» с целью предоставления «экстраординарного» сервиса ОМОТЕНАСИ.

Для реализации философии «японского гостеприимства» также обязательно соблюдение «формального этикета». При любой встрече с клиентом обслуживающий подчеркнуто вежливо здоровается и делает поклон. Эти поклоны отточены и доведены до совершенства. Совершенство достигается ежедневными тренировками. В магазинах, кафе, везде можно наблюдать поклоны, и стандартные фразы приветствия : «Здравствуйте! Добро пожаловать!», «До свидания! Приходите ещё!». Именно высокие стандарты сервиса, вот что отличает в первую очередь российские предприятия от японских.

Первое что я сделал вернувшись в Россию, так это предложил пересмотреть миссию компании, чётко прописать её на бумаге. Также ввести стандарты поведения и внешнего вида для продавцов в рознице и других сотрудников, с целью повышения уровня сервиса и удовлетворенности клиентов.

Если говорить о сотрудничестве с представленными на стажировке японскими компаниями, то считаю это возможным. С компанией JETRO нам уже удалось наладить диалог и начать консультацию по новому направлению которое как нам кажется будет перспективным и взаимовыгодным для нас и наших японских партнёров.

Впечатление о Японии изменилось очень сильно. Я увидел страну для людей, страну, где хочется побывать снова, я понял что японцы любят свою страну и уделяют огромное внимание экологии.

Я увидел страну, где инновации внедряются очень быстро, а уровень бюрократии находиться на низком уровне.

Попав в Японию у меня возникло ощущение, что я попал в будущее. Кстати такое же ощущение возникло у многих людей, кто побывал в Японии, особенно впервые.

Новым стажерам я хочу посоветовать по возможности записать и заснять на аудио и видео всё что возможно, чтобы впоследствии уже дома, когда эмоции утихнут, обратиться к полученному материалу и взять от этого для себя что-то полезное, то, что ускользнуло вначале, на что сразу от переизбытка впечатлений не обратили внимание.»

Grichanovskyi

Похожие записи:

  • Отчет о стажировке по теме «Управление малыми и средними предприятиями»
    ноября, 7, 2012 | Ассоциация стажеров |
    9-20 октября 2012 г.
    Начать отчет хочется с того, что лучше всего специфику прошедшей стажировки характеризует слоган, выбранный нашей группой в своей презентации в МИД Японии
    Делегация Владивостока свою презентацию выразила словами, отразивших суть своего пребывания:

    Десять дней — 21 участник! 4 лекции! 3 города!

    Две бизнес-встречи — 7 компаний! 7 технологий!

    Две технологические площадки для предприятий малого и

  • Отчет о стажировке по теме «Управление малыми и средними предприятиями»
    октября, 15, 2010 | Ассоциация стажеров |
    сентябрь-октябрь 2010 г.
    Отличительную особенность нашей группы в 20 человек отметила в заключительной речи стажер с Сахалина Наталья ТКАЧЕНКО, назвав нас «однородной». Это действительно очень важное свойство любого коллектива, благодаря которому группа не осталась традиционно разделенной по региональным подгруппам (Сахалин, Хабаровск, Владивосток), а вся «перемешалась» и подружилась между собой, что редко случается на подобных стажировках.
  • Управление малыми и средними предприятиями
    марта, 27, 2010 | Ассоциация стажеров |
    Уважаемые читатели! Разрешите представить Вам отчет камчатской группы, проходившей стажировку в Японии с 15.02.2010 по 25.02.2010 г. по теме «Управление малыми и средними предприятиями «Дальневосточная часть России)».
    В могучую семёрку после тщательного отбора по результатам курсов повышения, проходивших в октябре 2009 года в Петропавловске-Камчатском, вошли лучшие из лучших, чьи имена не грех озвучить: Бартоломей Данил,
  • Управление персоналом (группа из г. Магадан)
    декабря, 7, 2010 | Ассоциация стажеров |
    С 17 по 31 октября 2010 г. группа из пяти магаданских специалистов в числе 21 слушателя из разных регионов России прошла стажировку в Японском центре промышленности в г. Токио по программе «Управление персоналом». В состав группы кроме меня вошли два выпускника Президентской программы подготовки управленческих кадров, которую Северо-Восточный государственный университет ведет с 2003 г.
  • Отчет о стажировке по теме «Контроль качества на малых и средних предприятиях»
    декабря, 14, 2012 | Ассоциация стажеров |
    Для многих участников стажировки «Контроль качества на малых и средних предприятиях» данный визит в Японию оказался первым. Очевидным плюсом в графике владивостокских стажёров было наличие трех свободных дней перед началом официальных мероприятий. Достаточное количество времени для знакомства с местными традициями, укладом жизни и менталитетом населения содействовало формированию полной картины специфики контроля и управления качеством

Добавить комментарий