«Светлячки» ждут очистки

С 20 февраля по 6 марта 2011 г. в Японии побывала очередная группа стажеров Японского центра по теме «Экологический бизнес». Подготовку традиционного письменного отчета от группы для нашего сайта прервала трагическая новость о разрушительном землетрясении и цунами 11 марта. Как все мы знаем, последствия природной катастрофы Иван Скогоревсказались на окружающей среде. На мнение экологов ориентируемся мы в эти дни в большей мере, чем когда либо.

Один из наших стажеров этой группы – Иван Скогорев – терпеливо вел разъяснительную работу с теми, кто спрашивал его мнения, как специалиста, комментировал происходящее с точки зрения объективных факторов, вот и на днях мы увидели интервью с ним в «Новой газете» (см. ниже), а  его самого – в местной телепередаче по поводу «фонящих» японских автомобилей, ввозимых через порт Владивосток.

Иван Скогорев: японские автомобили с бета-загрязнением следует дезактивировать

Предприятие «ПримТехнополис» специализируется на обеспечении радиационной безопасности и поэтому не только реализует и обслуживает аппаратуру радиационного контроля, но и непосредственно работает с радиоактивными веществами и отходами. На вопросы «Новой во Владивостоке» отвечает генеральный директор ООО «ПримТехнополис» Иван Скогорев.

— Во Владивостокском морском торговом порту скопилось уже около полусотни автомобилей, которые, согласно сообщениям Дальневосточного таможенного управления, имеют повышенный радиационный фон. Эти машины действительно опасны?

— Опасность – понятие относительное. Я бы сказал по-другому: есть определенные нормы, если мы переходим эту грань – мы оказываемся в потенциально опасной зоне. В средствах массовой информации – сплошная путаница: никто не говорит о том, какое именно излучение имеется в виду и какие нормы нарушены. Следует понимать, что существует пять видов излучения. Есть рентгеновское, которое используется в больницах (например, при флюорографии) – его мы можем контролировать. Есть нейтронное, которое характерно для ядерных реакторов или взрыва атомной бомбы. Эти крайние случаи мы можем опустить. Остаются гамма-, бета- и альфа-излучение. Это разные излучения, их уровень измеряется разными приборами, они имеют разные последствия и разный вред. Когда говорят или пишут о «превышении уровня радиации», надо сразу задаться вопросом: превышение чего?

— На таможне говорят о повышенном гамма- и бета-излучении, зафиксированном у ввезенных из Японии во Владивосток автомобилей.

— Правильно говорят. Но превышение уровня гамма-излучения в этой ситуации — незначительное. Основная проблема – бета-загрязнение автомобилей. Все остальные разговоры только усугубляют путаницу. Сказали бы просто: фон в норме, но зафиксировано бета-загрязнение. Гамма-излучение может составлять 5, 8, 15 микрорентген в час… Нормой называют 30 микрорентген, но я бы даже не говорил о норме, потому что абсурдно нормировать то, что естественно. 30 – это скорее такой условный порог, вешка. В порту гамма-излучение может равняться 5-8 микрорентгенам, но стоит зайти в помещение – будет 10-12, в другом помещении – уже 15-16, и все это нормально. А вот бета-загрязнения быть не должно вообще, и то, что его фиксируют, — уже плохо. Кстати, нашли его только потому, что было небольшое превышение гамма-фона. Если альфа-излучение надо искать специальными приборами, то «бету» отдельно никто не ищет, потому что обычный гамма-дозиметр способен зафиксировать и бета-излучение. Обнаружили небольшое, неопасное превышение гамма-фона, стали изучать — нашли бета-загрязнение.

— Говорят также, что наиболее загрязнены бамперы, кузова, колесные арки автомобилей. То есть источник — пыль?

— Это пока гипотеза. Может, пыль, может, осадки, может, какие-то молекулы, проникшие в лакокрасочное покрытие… Важнее другое: этого загрязнения быть не должно. Отсюда главный вопрос – что теперь с этим делать. Раньше были «топлячки», теперь появились «светлячки»… Выбор небогат: либо отправлять машины назад в Японию, либо дезактивировать, либо на свой страх и риск отдавать людям и ждать, что будет. Роспотребнадзор принял решение о необходимости проведения дезактивационных процедур. С другой стороны, года три назад автоцистерну, покрытую изнутри налетом с высоким содержанием радионуклидов, вернули в Японию. То есть имеется опыт как реэкспорта, так и дезактивации. Но просто так выпускать эти машины, убежден, нельзя. Прямой опасности при таких уровнях загрязнения, может, и нет, но есть потенциальная опасность. Скажем, возможен рост определенных заболеваний в течение ближайших трех лет у 0,5% людей, которые будут контактировать с этими машинами – риск, казалось бы, небольшой. Но и на «Фукусиме» вероятность аварии была минимальной, а все же она произошла. Если есть возможность избежать риска – его надо избегать. Эта возможность у нас сегодня есть. Сами японцы, уверен, использовали бы такой шанс.

— Как можно дезактивировать «грязную» машину?

— Есть разные методы, мы сейчас решаем, какой именно выбрать. Это будет ясно в ближайшие дни. У нашей компании есть необходимые силы и средства, есть лицензии, если к нам поступит заказ – мы готовы работать. Можно, конечно, привлечь коллег и из Москвы, Новосибирска, Воронежа, но мы ближе всего.

— Сколько может стоить дезактивация автомобиля?

— Я бы сейчас не стал говорить о конкретных цифрах. Предположим, вот эта компьютерная «мышка» — «грязная», ее можно дезактивировать или купить новую. Это первый порог принятия решения: что дешевле – дезактивация или покупка новой. Предположим, мы сделали выбор в пользу дезактивации, но не смогли ее провести за предполагаемую сумму. Мы подходим ко второму порогу принятия решения: «мышку» нельзя просто выбросить — ее следует утилизировать путем захоронения. На сегодняшний день государство требует за захоронение каждого кубометра таких материалов порядка 200 тысяч рублей. Если дешевле дезактивировать, чем захоронить, то – дезактивация, пусть даже она дороже самого товара. Если захоронить дешевле, чем дезактивировать, то – захоронение. Вот вся формула.

— Вашей компании приходилось заниматься автомобилями?

— Легковыми – нет, грузовыми — приходилось. Мы много занимались дезактивацией поверхностей. Легковой автотранспорт чистили от ртути, понимаем, какие там есть подводные камни. Поверхность обрабатывается специальными реагентами – звучит просто, но есть свои тонкости. Все зависит от характера поверхностей, степени их загрязнения.

— А если загрязнение проникло внутрь двигателя (он ведь не является замкнутой системой)?

— Это еще один вопрос, который мы тоже будем изучать в ближайшие дни, он нас волнует даже больше, чем поверхности. Что делать, например, с салоном? Дезактивировать салон – слишком сложно и дорого, проще его захоронить и заказать новую обшивку. Но, по информации таможни, салоны у этих машин – чистые. Будем проверять. До разрешения этих вопросов никто не скажет, сколько продлится дезактивация и сколько она может стоить.

— Приходится слышать о «замкнутом круге»: мол, проводить дезактивацию в порту нельзя, вывозить загрязненную технику с территории порта – тоже нельзя…

— Немножко не так, закон позволяет различные трактовки. С точки зрения таможенного законодательства получается так, а с точки зрения норм радиационной безопасности — работы надо проводить там, где их можно провести в кратчайшие сроки с минимизацией затрат и ущерба. Думаю, эта точка зрения перевесит. Перевозка этих машин куда-то еще может оказаться дороже. Нам все равно надо будет создавать особые условия для работ, принимать определенные защитные меры, и какая разница, где их обеспечивать – за пределами порта или на его территории? А вот для захоронения отходов действительно отведены особые места.

— До японских событий наши таможни замеряли радиационный фон у ввозимых автомобилей?

— Не только у автомобилей – у всех товаров. У таможенников имеются системы радиационного контроля «Янтарь» и высокочувствительные переносные приборы, это действительно надежный заслон. Сейчас высказывается много недоверия в прессе: мол, они прогнулись… Нет, ребята грамотные, все четко замеряли и нигде не наврали.

— Те же самые машины ввозятся и в ряд других портов России и зарубежных стран…

— Но «отличился» только Владивосток! Это еще раз говорит о слаженной квалифицированной работе таможенников. Если другие порты молчат – это еще не значит, что там таких машин нет.

— За чей счет должна проводиться дезактивация автомобилей?

— Вопрос не по адресу. По одному закону, платить должен виновник загрязнения, по другому – собственник автомобиля, по третьему – владелец территории… Было бы какое-то решение – уже давно бы все сделали. Но четкого механизма нет, а судебные тяжбы никому не нужны. Кстати, мы еще лет семь назад предлагали краевой администрации разработать такой механизм, но наше предложение осталось невостребованным.

— На днях с руководством порта встречался вице-консул Японии и заверял, что все экспортируемые товары проходят жесткий контроль. Откуда же взялись «грязные» машины?

— Наверное, это беда не Японии, а всего человечества. Если у нас есть силы решить этот вопрос – надо решать. А то сегодня вернем машины мы, завтра – Америка, послезавтра – Европа… Разве можно будет тогда говорить о нашей поддержке японского народа, хотя бы моральной? Проблема-то с точки зрения бюджета — копеечная.

— Представим, что загрязнению подверглась рыба, которую ловят наши рыбаки в Тихом океане. Ее можно будет дезактивировать?

— Вы затрагиваете вопрос, о котором все боятся даже говорить. К нам сейчас часто обращаются рыболовецкие и пищевые компании: продайте прибор, которым можно измерять фон рыбы. Мы объясняем, что это целый комплекс, который стоит минимум 10 тысяч долларов (а то и все 70 тысяч). Представьте, приходит десять тысяч тонн рыбы — что с ними делать? Некачественную биологическую продукцию у нас сегодня сжигает компания «КУБ» в районе Морского кладбища, но они не имеют права сжигать радиоактивную продукцию. Поэтому на уровне государства будет принято какое-то решение. Но сейчас этот вопрос, насколько мне известно, даже не обсуждается.

Записал Василий АВЧЕНКО

Фото Юрия МАЛЬЦЕВА

Источник: Новая Газета

Похожие записи:

  • Правый руль. Документальный роман
    февраля, 3, 2010 | Авто |
    От Автора: книга «Правый руль. Документальный роман» вышла в московском издательстве Ad Marginem в конце 2009 года. Ещё на стадии рукописей получила премии «Магистр литературы-2009» в номинации «Большая проза» и премию имени Ильи Кормильцева в номинации «Контркультурная публицистика». Вот тут на сайте издательства есть
    подробнее, и ещё там можно найти разные отзывы и рецензии: http://admarginem.ru/books/938/
    Об авторе:
  • Японский политический барьер
    апреля, 23, 2014 | Землетрясение |
    Спустя три года после аварии на японской АЭС «Фукусима-1» угроза экологической катастрофы для России растет: следы радиоактивного загрязнения смещаются на северо-восток, и не исключено их попадание в бассейн Японского моря. Решить проблему можно было бы с применением специальных сорбентов, разработанных ДВО РАН. Но инновационный продукт отечественного производства не пускают в Японию. Как считает Валентин
  • Факторы сейсмолога Абрамова
    марта, 24, 2011 | Интервью |
    Землетрясение в Японии было спрогнозировано приморским ученым еще 14 лет назад. При этом сила землетрясения, как и его локализация, были предсказаны с большой точностью (прогноз опубликован в издаваемом ЮНЕСКО журнале «Труды профессорского клуба»). Корр. «Конкурент.ru» побеседовал с Валерием Абрамовым, сейсмологом, доктором геолого-минералогических наук, профессором, сотрудником Тихоокеанского океанографического института.
    — Валерий Александрович, в свое время вы
  • Радиопроект NHK “Вся Азия”
    февраля, 3, 2011 | Наш город |
    Телерадиокомпания NHK рассказывает газете «Владивосток» о содержании своего крупнейшего радиопроекта 2004 года
    7 часов 55 минут эфирного времени — такова была продолжительность программы «Вся Азия», которую сотрудники радиоцентра японской телерадиокорпорации NHK провели из Владивостока.
    В рамках программы «Вся Азия» японцы ежегодно проводят эфиры из крупнейших городов Юго-Восточной Азии. В 2004 году в центре внимания NHK оказался
  • ВОПРОС ЛИЧНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАЖДОГО
    февраля, 2, 2015 | Ассоциация стажеров Интервью |

    Уважаемые друзья, предлагаем вашему вниманию интервью с нашим стажером по теме «Экология» СКОГОРЕВЫМ Иваном Анатольевичем, генеральным директором ООО «ПримТехнополис». За всю историю существования Японского центра во Владивостоке были реализованы только две стажировки по этой теме, тем ценнее для нас мнение и опыт этих стажеров. Выступление Ивана Анатольевича в СМИ не редкость, думаю, многие помнят

Отклики на “«Светлячки» ждут очистки”: 2

  1. Japan Center

    Приморские экопроекты нашли признание в Австрии
    6/12/2011 | Золотой Рог № 72, 2011 | Виктор Кудинов Приморский архитектор Павел КАЗАНЦЕВ получил престижную европейскую награду в области экологии – ENERGY GLOBE AWARD.

    «Солнечные» экодома профессора кафедры Архитектуры и градостроительства ДВФУ, среди которых международное жюри особо выделило индивидуальные экодома массового строительства Solar-5 и Solar-K, были номинированы на приз в категории Earth (Земля). В этом году в конкурсе, завоевавшем всемирное признание, участвовало более 800 экологических проектов из 101 страны мира.

    Победители в пяти конкурсных категориях были названы на торжественной церемонии награждения 25 ноября, прошедшей в международном выставочном центре в австрийском городе Вельс. При этом присутствовали представители 50 стран мира, федеральные министры Австрийской республики, политики и бизнесмены.

    За всю историю награждений ENERGY GLOBE AWARD с 1999 г. Россия оказалась удостоена такой награды второй раз.

    Виктор КУДИНОВ, «Золотой Рог».

Добавить комментарий