Стажировка «Управление персоналом»

Токио, 28 сентября – 12 октября 2008 г.

mid_resize Автору данных строк ровно 10 лет назад удалось стать участником стажировки в Токио «Управление кадрами», участие в данной стажировке — возможность сравнить изменения, которые произошли в умах HR-менеджеров японских компаний. 10 лет назад наш лектор г-н КАТО предсказывал изменения, когда японский коллективизм даст трещину, на первый план выйдет результативность конкретного индивидуума. Так все и произошло, но, попробовав такую систему, японцы пришли к выводу, что это разрушает устои их общества. На завершающей встрече в МИД Японии г-н СЭКИМОТО, представитель компании World Business Associates, организатор стажировки по заказу МИД Японии, резюмируя изменения, произошедшие за последние годы, сказал, что «японцы — всё же команда, работать в коллективе, сохраняя командный дух – национальная особенность, не учитывать ее в управлении кадрами нельзя».

Надеюсь, что участники стажировки – 19 человек из трех дальневосточных регионов и 1 представитель Самары – дополнят меня. Что полезного для нас было на стажировке? Теоретическая база была продолжением семинара, кроме главного лектора г-на ОЯМА с нами работали консультанты-практики г-н ГОИ и г-н ОКАБЭ – каждый специализировался в своей области. Способы мотивации, различия в мотивациях японских и российских работников, как составлять лист компетенций и т.п. – такие вопросы мы старались разобрать совместными усилиями.

Mobile office_resize Занятия проходили в здании бизнес-инкубатора Platforme Square, здесь любой начинающий бизнесмен может арендовать открытое пространство для встречи, либо складной, как чемодан офис, либо кабинет – в зависимости от финансовых возможностей. Думается, подобный бизнес-инкубатор нам бы тоже не помешал. На визитке таких бизнесменов значится Центральный район Токио, поскольку в данном бизнес-инкубаторе проводится регистрация офиса.

Практические занятия в виде посещения предприятий стали очень удачным закреплением полученных во время лекций знаний. Компания, которые мы посещали, были очень различными по масштабам бизнеса, срокам существования на рынке, отраслевой специализации. Но всех их объединяло одно отличительное свойство, взятое организаторами стажировки за ориентир. Все они успешно проводили в жизнь кадровую политику, работников этих компаний руководители смогли заинтересовать не только материальными стимулами, но, в большинстве случаев, личностным ростом, возможностью профессионального самовыражения, развития творческого потенциала.

В универмаге для массового покупателя «ИТО ЁКАДО» (сеть по всей Японии) нам продемонстрировали оценочный лист каждого сотрудника, где он сам пишет свои цели и анализирует, насколько он смог их достичь по прошествии определенного времени. Топ-менеджеры продемонстрировали набор лаконичных фраз, которыми пользуются ежедневно при обслуживании клиентов.

В антенна-шоп «РИН» мы увидели, как правительство помогает продвигать на рынок в стильном интерьере продукцию региональных мастеров. Для того, чтобы к изделиям национального мастерства привлечь внимание молодежи, используются новые технологии и различные дизайнерские хитрости, позволяющие традиционное мастерство представить в современной интерпретации, функциональной в современном интерьере.

Самым запоминающимся визитом среди всех предложенных компаний стало, без сомнения, посещение известной в Японии компании ZENKO. Это личный успешный проект г-на САТО Дзэнко, главы этой компании, талантливого стилиста и успешного менеджера, известного не только в Японии, но и на модных парижских и миланских подиумах. Самая главная его черта – он великолепный человек, увлеченный своим искусством, понимающий чаяния каждого своего сотрудника. К нему, по словам самих японцев, стремятся попасть все стилисты в Японии, потому что он занимается развитием их профессиональных качеств, постоянная учеба и знакомство с новыми мировыми тенденциями – условие работы у Дзэнко. Все его стилисты перед тем, как начинают работать с посетителем, рисуют то, что должно получиться на голове у клиента!!! Мы пригласили Мастера принять участие в оформлении причесок моделей на кимоно шоу, которое мы планируем на сентябрь 2009 года.

Hattori-sensei_resize В рамках стажировки МИД Японии стал организовывать в ТПП Токио для стажеров встречи с теми японскими бизнесменами, которые заинтересованы сейчас или в ближайшем будущем вести бизнес с российскими партнерами. Список прилагается, возможно, вы тоже увидите для себя потенциальных партнеров.

Настоящим открытием стало посещение центра обслуживания клиентов «TOYOTA L&F» — тренинговый центр, в котором учат всех желающих оптимальному складированию и вообще эффективной логистике в зависимости от возможностей компании. Будь то автоматизированный склад или несколько полок, приспособленных так, что ими может управлять один человек. Нам показали несколько вариантов и познакомили с методикой складирования товара, при которой наиболее удачно используется та площадь, которой вы располагаете. Очень пригодилось потом при паковании чемодановJ Если среди наших читателей найдутся люди, заинтересованные в прохождении тренинга в этом центре, необходимо обратиться через г-на ОЯМА с подобной просьбой на английском языке: ohyama@advmg.com

Приятной неожиданностью стало посещение технопарка Ота к югу от Токио. Промышленный кластер, на территории которого сосредоточено 48 малых и средних предприятий, получающих поддержку от правительства, может вполне стать исходной моделью для идеи создания такого же кластера у нас, тем более, что развитие промышленности на Дальнем Востоке наша, пожалуй, первейшая задача.

В конце стажировки все работали над проектом образовательной программы для подготовки квалифицированных кадров на ДВ. В ходе обучения мы все пришли к общему мнению, что самая сложная задача — воспитать квалифицированные кадры. На себя эту задачу не может и не хочет брать малый и средний бизнес, справедливо порой считая, что, обучившись, кадры могут уйти в другую компанию. Что же делать в такой ситуации? Как изменить общее положение вещей, когда вузы выпускают специалистов, совершенно не учитывая заявки рынка, продолжается отток населения из регионов ДВ и т.п. и т.д.

Во время презентации выступления по группам комментировали Тосинао ТАКАСИМА, вице-президент Ассоциации экспертов малого и среднего бизнеса и Сюнсукэ НАКАГАВАРА, директор Центра по продвижению бизнеса в России и странах СНГ при исследовательском институте стратегии корпорации Мицуи. Необходимо отметить, что все комментарии были конструктивными и готовыми консультациями для применения в собственном бизнесе.

Пользуясь случаем, от имени всей группы благодарю нашу переводчицу семинара г-жу КИТАГАВА и переводчицу по вопросам жизнеобеспечения Анну КРАСНОШТАН, если вы собираетесь в Токио, вы также можете обратиться к ней за помощью.

Материал стажировки находится в библиотеке Японской центре. Надеюсь, что все стажеры смогут в той или иной степени применить полученные знания на практике, о чем, хотелось бы верить, мы скоро узнаем.

Список бизнесменов, среди которых, возможно, вы увидите для себя потенциальных партнеров.

SEKISUI CHEMICAL Co. Ltd. компания, производящая водопроводные трубы, но самое главное, они обладают технологией замены поврежденного участка трубы, которая позволяет не вскрывать половину квартального асфальта, а действовать только в месте повреждения и т.д и т.п.

ITT Co.Ltd компания занимается ИТ, но решила открыть новое направление – торговлю косметическими средствами японских производителей, возможно, через Харбин, Далянь

PUGAS Global used car market предлагают новую схему продажи подержанных авто в Россию

GLOBAL PARTNERS CONSULTING юридическое сопровождение при открытии компании как в России, так и в Японии

QUALITIES консультирование в подборе стиля ресторанов и кафе от посуды до интерьера

Представительский офис префектуры Ниигата в Токио

MIMIPLAZA Co., Ltd, SHUDENSHA Co., Ltd слуховые аппараты

Консультант по организации деревоперерабатавающих заводов, консультант, специалист по подбору специалистов в данной области и пр. Mr. MAKI Yutaka, consal@nifty.com

Один отклик на “Стажировка «Управление персоналом»

  1. Наталья

    Практически все общие впечатления, с которыми я полностью согласна, были изложены в данной статье. Однако, в качестве дополнения хотелось бы поделиться несколькими запомнившимися мне моментами.
    В первую очередь, меня поразили масштабы Токио и то, как хорошо отлажена в этом огромном городе транспортная система.
    Несмотря на то что, город многомиллионный не было ощущения плотности населения, единственное, когда это чувствуется, когда попадаешь в метро в час пик.
    На улицах города чисто и уютно, много деловых людей.

    Министерство иностранных дел, совместно с компанией «WBA», организовало для нас действительно практически полезную, наполненную ценной информацией стажировку.

    Программа была насыщена посещениями предприятий и лекциями ведущих консультантов Японии по различным направлениям (развитию карьеры, управлению персоналом, менеджменту и проектированию). Основная направленность этих встреч была сформирована вокруг одной проблемы «Как повысить мотивацию работника?».

    Сегодня, японская экономика претерпевает не лучшие времена. В условиях Всемирной Глобализации необходимо задумываться о стратегических приоритетных направлениях, которые смогли бы изменить и улучшить существующее положение дел.
    В этой связи, в первую очередь повышаются требования к персоналу, как к основному рычагу способному изменить существующее положение дел.
    Проблемы, о которых нам рассказывали типичны и для Российский предприятий. Это: текучесть кадров, отсутствие заинтересованности в работе на одном предприятии и мн. др.
    С целью поиска оптимальных и эффективных решений существующих проблем, нам показывали различные методы работы с персоналом, которые успешно используются на японских предприятиях.
    Как уже было написано выше, в универмаге для массового покупателя «ИТО ЁКАДО» нам продемонстрировали оценочный лист каждого сотрудника. Единственное мне бы хотелось дополнить данный комментарий тем, что главный результат от этой работы — постоянное взаимодействие с руководством, которое позволит сформировать у сотрудника ощущение, что он является востребованным специалистом и его работа имеет важное значение для компании.
    У всех организаций, которые мы посещали есть организационная структура, которая позволяет увидеть и оценить уровень ответственности каждого сотрудника, а в дальнейшем и свой профессиональный рост.

    Интересной и полезной была лекция по проектированию деятельности. Прежде чем запустить какой-либо продукт или услугу японские компании уделяют много времени ее проектированию. Анализируют и рассматривают со всех сторон различные варианты решений, как результат выбирают лучший вариант, который в дальнейшем приносит высокий эффект.

    Знакомство с данной технологией было не только информационно полезно, но и практически применимо. В настоящее время, благодаря предварительной детальной проработке одного из вопросов, в организации, где я работаю был усовершенствован процесс сбора и подготовки информационных материалов.

    В заключении, хотелось бы поблагодарить АНО Японский центр во Владивостоке, МИД Японии за предоставленную возможность получить ценный опыт в управлении персоналом.

    Также, отдельная благодарность помощнику директора Японского центра во Владивостоке Ольге Евгеньевне
    Сумароковой за помощь и поддержку и во время пребывания в Японии.

Добавить комментарий