Персональная выставка Ольги ХОВАНЧУК роспись по шёлку в технике «юдзэн»

К ДНЮ РОЖДЕНИЯ ЯПОНСКОГО ЦЕНТРА ВО ВЛАДИВОСТОКЕ

ПЕРОСНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ОЛЬГИ ХОВАНЧУК

РОСПИСЬ ПО ШЁЛКУ В ТЕХНИКЕ «ЮДЗЭН»

4 апреля 2008 г. (пятница) в 16.00 Японский центр приглашает всех своих друзей на открытие персональной выставки Ольги Хованчук росписи по шёлку в технике «юдзэн» по адресу: Океанский проспект, 37, 1 этаж!

Данная выставка приурочена к дню рождения Японского центра. 12 лет назад 6 апреля был открыт Японский центр в здании ДВГУ – партнёра Японского центра. Апрель 2008 г. знаменателен приходом нового директора – г-на ЯМАМОТО, четвертого директора в истории существования Японского центра, для которого данная выставка является замечательным случаем предстать перед публикой. До назначения во Владивосток г-н Ямамото четыре года был директором такого же центра в г. Санкт-Петербурге.

Автор выставки, ХОВАНЧУК Ольга Александровна, хорошо знакома всем, кто интересуется в нашем городе историей кимоно. В 2001 г. закончила факультет японоведения ДВГУ, продолжила обучение в аспирантуре, научный интерес связан с историей японского традиционного костюма. С 2004 г. каждый март по просьбе Японского центра Ольга проводила семинар-практикум по истории кимоно.

В 2007 г. Ольга провела очередной семинар из цикла «Традиционный японский костюм» и отправилась на учебу в г. Канадзава. В этом же году закончила аспирантуру ДВГУ и получила степень кандидата исторических наук. С апреля 2007 г. Ольга Хованчук является стажером-исследователем в Университете г. Канадзава, одновременно и в первую очередь изучает на практике традиционную японскую роспись по шёлку – «юдзэн» — под руководством известного в Японии специалиста ЯМАСИТА-сэнсэй. К дню рождения Японского центра Ольга привезла для выставки коллекцию своих работ, сделанных за год обучения.

Благодарим Научный музей ДВГУ за предоставленную возможность проведения выставки.

«Как все начиналось…

В 2000 г. во время прохождения языковой стажировки в Японии мне посчастливилось познакомиться с Ямасита Томохиса, художником, который занимается традиционной росписью по шелку «Кага-юдзэн». Поэтому в 2007 г., получив стипендию Министерства образования и науки Японского правительства, я поехала в Канадзаву для изучения традиционного японского костюма и росписи по шелку. С апреля 2007 г. поступила в студию росписи «Кага-юдзэн» в Культурно-образовательном центре «Хоккоку симбун кайкан» в г. Канадзава, где уже 20 лет преподает Ямасита-сэнсэй и его коллега Яманада-сэнсэй. Помимо этого Ямасита-сэнсэй любезно пригласил меня заниматься в своей личной мастерской, где он работает сам. Если вы хотите поближе познакомиться с творчеством моего сэнсэя, Ямасита Томохиса, вы можете увидеть его работы на сайте: http://www.erihana.jp/?p=169

Кага-юдзэн и Миядзаки Юдзэнсай

В области Кага (преф. Исикава), которая славилась производством шелкового крепа, в 60-х гг. XVII в. был изобретен новый способ резервированного окрашивания*.  Этот факт был связан с одним из известных художников – Кусуми Морикагэ (1620 — 1690) . До 1657 г. Морикагэ жил в Эдо, где имел свою лавку тканей и одежды.

Одним из его близких друзей был Тяя Сиродзиро – сын купца, основного поставщика клана Токугава. Однажды он подал художнику идею создания изящных росписей на ткани с использованием техник резервированного окрашивания. Морикагэ, изготовил пасту из яичного белка и клейкого риса, которая была гораздо эластичней прежних образцов и позволяла создавать очень тонкую линию.

В Киото прежде для росписи применяли пасту из риса и цинкового порошка, однако она не позволяла делать настолько тонкий контур, как паста Кага. Сначала на ткань наносили по рисунку рисовый клей, а затем погружали в краситель несколько раз, и получался темный рисунок на белом фоне, в котором могли присутствовать все оттенки синего. По готовой ткани цветным шелком или металлической нитью вышивали мелкие дополнительные детали.

Эта техника, названная «тяя-дзомэ», стала чрезвычайно популярной среди самураев в период Канъэй (1624 — 1644). Название «тяя-дзомэ» возможно происходило от фамилии Тяя Сиродзиро, но документальных свидетельств этому нет. Женщины самурайского сословия применяли этот способ окрашивания для летних хлопковых косодэ. Обычно для летней одежды использовали цвет индиго (синий), потому что он давал ощущение свежести и прохлады, а основным мотивом орнаментов был деревенский пейзаж, травы, цветы и водные потоки.

После переезда в Канадзаву Морикагэ стал известным художником по фарфору, которым славилась провинция Кага, и гордились князья Маэда, под чьим покровительством работал художник. Керамика отличалась яркими орнаментами, которые перешли с поверхности фарфоровых изделий на ткань. Часто встречавшимся сочетанием в росписях Кага было трехцветие терракотовый-бордовый-голубой.

Начиная с середины XIV в. здесь производили особый красно-коричневый краситель, который получали из коры сливы. Это окрашивание получило название «байдзомэ» — «Сливовое окрашивание». Позднее оно было усовершенствовано, в результате чего на ткани можно было создавать многоцветный рисунок.

Отличительной чертой этих росписей были особые цветовые переходы и отсутствие ярко-алого цвета . Качественно новым в этом методе было то, что Морикагэ разводил минеральные краски не на воде, а на пасте из ферментированных бобов мисо или предварительно пропитывал раствором из бобов ткань перед росписью. После нанесения красок ткань прогревали, а затем смывали клей.

В отличие от водных красок, которые делали ткань жесткой и смывались при стирке, краски, разведенные таким образом, были стойкими, т.к. белок содержащийся в бобах, высыхая, закреплял цвет на ткани. Удавалось создавать очень тонкий изящный орнамент, при этом шелк оставался мягким и цвет не линял.

В середине XVII в. появляется технология росписи «юдзэн-дзомэ». Основоположником этой техники был Миядзаки Юдзэнсай (1653 — 1736). Он был выходцем из Кага, где несколько лет изучал живопись и искусство крашения тканей у Морикагэ. Точно не известно, когда Юдзэн переехал из Канадзавы в Киото, но его молитвенные таблички в храме Гион появились в 1682 г. Сначала Юдзэн занимался изготовлением складных вееров с характерным узором цветочных медальонов. Его веера пользовались большим спросом и были известны далеко за пределами Киото. Первые упоминания о художнике Юдзэне появились в книгах орнаментов хинагата-бон, изданных в Киото в 1686 г.

В 1688 г. вышла книга орнаментов, полностью составленная из орнаментов Юдзэна, в которой он предлагал клиентам изобразить эти узоры на любой вещи в любой технике. Юдзэн мог работать с лаком и золотой фольгой, расписывал ткани и рисовал картины. Благодаря книгам хинагата, которые были подобны средствам массовой информации, мода на узоры Юдзэна быстро распространилась по всей стране. В его стиле сочеталась классическая элегантность и современный динамизм. Используя популярность произведений Юдзэна и его имя, мастера росписи по текстилю стали подражать манере Юдзэна, что говорило о моде на этот стиль дизайна.

Для росписи тканей Юдзэн применял ту же технику, которой обучался на родине, в Канадзаве, однако он не смог достичь той тонкости линий, которой славились росписи Кага. Киотосцы гордились мастером и считали технику Юдзэна «юдзэн-дзомэ» исконно киотосской, поэтому она получила еще одно название «кё-дзомэ», что обозначало «столичная роспись». Популярность художника и мода на его произведения заключалась в том, что они отвечали спросу киотосцев, соскучившихся по яркости и живости в орнаменте. Несмотря на то, что через несколько лет, к началу XVIII в., мода на орнаменты Юдзэна прошла, термин «юдзэн-дзомэ» остался. Он обозначал технологию росписи, с помощью которой создавали эти узоры.

Слава о росписях Киото дошла до Эдо раньше, поэтому росписи «байдзомэ» из Кага получили в столице название кага-юдзэн. Хотя метод немного отличался от киотосской техники, росписи Кага стояли на одном уровне с киотосскими. После ограничительных указов конца XVII в. в Кага продолжали производить богатые расписные шелка, которые пользовались особой популярностью для изготовления свадебных нарядов.

Киотосские росписи «кё-дзомэ» делились на два вида по районам города. В северной части города создавали более утонченные росписи «камигё-дзомэ», в южной части столицы – более дешевые «симогё-дзомэ». Художникам помогала сама природа. Воды реки Камо, протекающей через Киото, отличались особым химическим составом, который придавал натуральным красителям яркость и стойкость. Существовало поверие, что от этой воды любая девушка может стать красавицей, именно поэтому считалось, что в Киото так много красивых женщин.

Для резервированных росписей чаще всего использовали японский креп тиримен. Такой креп, как ни одна другая ткань, оттенял красоту любой технологии окрашивания, которых к концу XVII в. существовало очень много. Он стал самой распространенной тканью для кимоно в период Эдо. Шероховатая структура и жемчужный блеск крепа придавали цвету глубину.

Юдзэн — резервированная роспись по ткани

Название этой техники происходит от имени Миязаки Юдзэнсай, который считается ее основоположником. Однако сама технология резервированной росписи существовала задолго до того, как Юдзэнсай познакомился с ней в 1712 г. Предварительный рисунок наносится специальной краской, приготовленной из лепестков растения «цую-куса» (lat. commelina, murdannia). Настоем лепестков пропитывают бумагу, иначе полученный синий цвет быстро портится. По мере необходимости бумагу смачивают и получают краску для рисования. Особенность этой синей краски в том, что при дальнейшей обработке ткани паром она исчезает бесследно.

Сейчас для росписи применяют искусственные краски, которые созданы специально для окрашивания волокон животного происхождения, коим является и шелк. Красителей довольно много и использование тех или иных пигментов зависит от предпочтений художника. Основные цвета примерно следующие: лимонный желтый, желтый, алый, краплак, карминовый, голубой, ультрамарин, фиолетовый, лиловый, бирюза, изумрудный зеленый, оливковый зеленый и черный. Путем смешивания этих красителей получают все остальные цвета. Для каждой новой вещи краски смешиваются заново, потому что сами красители быстро портятся (покрываются плесенью, скисают) и теряют свои свойства. Для закрепления красителей на ткани в красящий состав добавляют казеин. А для того, чтобы предотвратить его чрезмерное растекание по волокнам, используют специальный загуститель.

После окрашивания цвет закрепляют, обрабатывая ткань паром в течение 30-40 минут при температуре около 100 градусов. Длительность и температура зависят от качества ткани и использованных цветов. После этого с ткани смывают клей, ее сушат и еще раз обрабатывают паром, но уже для того, чтобы вернуть мягкость. Далее по готовой росписи могут наносить вышивку или набивку золотой фольгой, но это зависит от вида юдзэн.

Юдзэн разделяют на виды по месту производства: Кага-юдзэн (префектура Исикава), Кё-юдзэн (префектура Киото) и Эдо-юдзэн (префектура Токио):

Кага-юдзэн имеет следующие отличительные особенности:

  • сочетание пяти основных цветов – терракотовый, желтая охра, зеленый, синий и бордовый.
  • использование белой краски
  • «муси-куи» — «листва, съеденная насекомыми». Листва растений изображается такой, какая она существует в природе – с высохшими краями, поеденная насекомыми и т.д.
  • роспись не дополняют другими декоративными техниками.

Кё-юдзэн имеет следующие отличительные особенности:

  • применяют яркие насыщенные цвета
  • ярко красный — один из отличительных цветов
  • роспись дополняют вышивкой и набивкой золотом.

Эдо-юдзэн имеет следующие отличительные особенности:

  • приглушенные цветовые сочетания
  • особый стиль узоров

Этапы росписи:

  1. Набросок
  2. Эскиз орнамента (некоторые эскизы представлены на выставке)
  3. Нанесение рисунка на ткань
  4. Нанесение клея-резерва по рисунку
  5. Обработка ткани белковым раствором
  6. Роспись узора
  7. Предварительное пропаривание
  8. Резервация узора рисовым клеем
  9. Окрашивание фона
  10. Окончательное пропаривание
  11. Удаление клея-резерва
  12. Обработка паром вместо утюжки
Перечень работ, представленных на выставке

1. АЗАЛИЯ (САЦУКИ)

роспись по шелку

67х36см

Весной в доме Ямасита-сэнсэй зацвела азалия (сацуки цуцудзи), которая, по его словам, не цвела уже два года, но вдруг она снова набрала бутоны и порадовала хозяина прекрасными цветами, окрашенными одновременно в два цвета.

2. ТАНЕЦ КИТАЙСКИХ ЛЬВОВ

роспись по шелку

87х56см

7-8 октября в небольшом городке Цуруги, близ Канадзавы проводится праздник Хорай-мацури. Как принято на синтоистских праздниках, по улицам города проносят миниатюрное святилище «о-микоси» и исполняют танец китайских львов. Но особенностью этого праздника стали огромные куклы «цукури-моно». Их провозят на специальных повозках, и после наступления темноты, подсвечивают изнутри. Одна из этих кукол изображала персонажа театра Но – Кагами сиси – китайского льва, символ процветания и успеха. Его развевающиеся пряди парика и светящиеся лазурью глаза создавали впечатление, что кукла живая и вот-вот сойдет с повозки на землю.

3. СЛИВА И КЛЕН (упражнение 1)

роспись по шелку

35х27см

В студии традиционной росписи по шелку «юдзэн» все слушатели должны сначала освоить основные приемы владения кистью. Для этого им дают три базовых упражнения, в каждом из которых отрабатываются определенные приемы для создания плавных цветовых переходов, объясняются правила композиции и использования цвета.

В упражнении 1 отрабатывались основные навыки владения тремя типами кистей: обычной круглой, круглой стриженной и плоской.

4. ХРИЗАНТЕМЫ И БАМБУК (упражнение 2)

роспись по шелку

35х27см

В упражнении 2 отрабатывались навыки росписи мелких плоскостей лепестков и листочков, а также особый прием «мусикуи» — «изъеденные листья» — который характерен для росписи «юдзэн» района г. Канадзавы.

5. ПИОНЫ И ВОДНЫЙ ПОТОК (РЮСУЙ НИ БОТАН)

роспись по шелку

35х27см

6. ПИОНЫ И СОСНА (упражнение 3)

роспись по шелку

35х27см

В упражнении 3 отрабатывались приемы росписи лепестков крупных цветов и больших плоскостей.

7. ЖУРАВЛЬ

роспись по шелку

35х27см

На о. Сикоку в преф. Кагава находится синтоиское святилище Котохира-гу. Святилище было основано в 1165 г. как место поклонения богу моря для защиты рыбаков от морской стихии. С течением лет оно становилось все обширнее и сейчас является ценным памятником культуры благодаря резным украшениям и росписям стен и межкомнатных перегородок «фусума». Одну часть храмовых построек расписал художник Ито Дзякутю, который был известен своим мастерством в изображении птиц и цветов. Три работы (Журавль, Бабочки, Лотос) навеяны настенными росписями этого художника в комплексе Котохира-гу.

8. БАБОЧКИ

роспись по шелку

35х27см

9. ЛОТОС

роспись по шелку

35х27см


* Суть технологии состоит в том, что по предварительному рисунку на ткань наносят специальный клей (нори), который при росписи препятствует распространению красителя на соседние участки ткани. Таким образом возможно делать очень мелкий разноцветный орнамент. В отличие от традиционного батика и других схожих техник, для юдзэна применяют не воск и производные от него составы для резервации красителя, а клей, приготовленный из клейкого риса. Сейчас широко применяется и искусственный клей на основе полимеров.

Добавить комментарий