ОЖИВЕТ ЛИ РЫНОК БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ?

Дорогие друзья, представляем вашему вниманию отрывок интервью обозревателя «Никкей» 日本経済新聞 с ИНАМОРИ Кадзуо (см. справку) о том, насколько он считает способными современных японских управленцев принимать решения и, что делать с кризисом на рынке бытовой техники. Данный материал вы можете найти на сайте газеты на японском языке. Газета продолжает свой проект – интервью с выдающимися менеджерами.

Инамори КадзуоСправка: Инамори Кадзуо, 1932 г.р., окончил Политехнический университет Кагосима, в 1959 г. основал компанию «КЁСЕРА» («Киото серамик»), в 1984 г. создал корпорацию «KDDI». Учредил премию за вклад в развитие науки и цивилизации «Премия Киото», поддерживает образовательные проекты для управленцев. После объявленного банкротства JAL (Японские авиалинии) возглавил эту компанию (на данный момент почетный президент), оживил компанию до получения разрешения на возобновления допуска акций на биржу. 80 лет.

Японский рынок электротоваров стоит перед лицом кризиса. Вместе с развитием цифровых технологий рынок телевизоров и прочей бытовой техники переживает застой, даже такая некогда лидирующая наравне с автомобилестроением отрасль как производство полупроводников теряет позиции в конкурентной борьбе. Не может ограничить влияние американских и корейских производителей. Почему цифровая отрасль терпит поражение. Где путь к возрождению. На этот раз мы задаем эти вопросы г-ну ИНАМАРИ Кадзуо, почетному президенту «Кёсера», чтобы найти рецепт спасения.

· Ослабление позиций Японии, казалось бы, давно и прочно закрепившейся на мировом рынке электротехники и полупроводников, нельзя не заметить. Данные бюджета на март 2012 г. таких компаний как «Сони», «Панасоник», «Шарп» и других говорят о больших потерях, вслед за этим пришла весть о банкротстве фирмы «Элпида мемори». В чём причины падения?

«После войны наши старшие товарищи восстанавливали страну из руин, достигли пика экономики «мыльного пузыря», после того, как он лопнул, экономика так и не может прийти в себя. Все вдруг в одночасье потеряли жизненный тонус, вот если бы не позволили себе такой слабости, то 20 лет с лишним не потеряли бы».

«Это стало самым чувствительным ударом, потому что произошло на фоне благополучия, длившегося после экономики «пузыря». Несмотря на то, что «мост был готов», однако по нему никто не захотел переходить, и вот – кризис. Япония столкнулась с тенденцией, когда никто из управленцев не захотел уже тогда брать на себя риск. Управленцы, которые не знают, что такое труд простого рабочего, управленцы наполовину. Та проблема, с которой мы сталкиваемся сегодня, берет свое начало именно здесь».

Ни у кого нет «сильной руки»

· Мацусита (основатель «Панасоник»), Морита (основатель «Сони»)… Вот имена создателей крупных фирм-производителей электротоваров. Лидеры, стоявшие во главе, например, американской «Эппл» — Стив Джобс, корейского Самсунга, сумели управленческой волей создать эффективную команду. В современной Японии вы можете назвать подобного им лидера?

«К сожалению, вообще нет. Если говорить об отдельных компаниях, например, г-н КУТАРАГИ Кэн, с нуля поднявший игровое направление в «Сони» (бывший заместитель президента «Сони»). Необычный человек, он разве не обладает выдающимися лидерскими способностями? Очень важно, чтобы управленец понимал не только в технологиях, но и то, что происходит на рабочих местах непосредственно. Раньше в компаниях «IHI» или «Toshiba» и др. на топовых позициях были боевитые управленцы-технари, которые были не прочь похулиганить, сейчас там выдающиеся люди, но бесконфликтные гуманитарии».

«Лидер – это такой человек, который сам умеет себе обрисовать масштабы работы, видение того дела, которое делает. Сначала надо научиться обладать видением, затем думать то том, как это воплотить в жизнь, раздумья должны превратиться в веру. То, во что веришь, надо достигать, что бы ни случилось, «даже если вместо дождя падают копья». Нужно иметь сильную волю и решимость пожертвовать даже жизнью. Иными словами, быть отчаянным. Быть человеком, могущим донести своё видение, не отступать, даже если вы не найдете никого согласного с вами, быть человеком, который скорее сам сделает, если надо, но доведет начатое до конца. Если у такого лидера нормальные отношения с коллективом, то сотрудники за ним пойдут»

· Вслед за «Эппл» и «Майкрософт» появились «Гугл» и «Фейсбук», в Америке друг за другом появились прогрессивные венчурные предприятия, что позволило им захватить мировые лидерские позиции.

«В Японии очень плохая обстановка для создания венчурных предприятий. У нас принято бить по шляпке гвоздя, который торчит выше всех. В Америке венчурный капитал – это естественно, там создана такая деловая атмосфера, в которой ищут такие гвозди и выращивают их. Там в порядке вещей найти предпринимателя и решиться инвестировать в него. Конечно, инвесторы в первую очередь рассчитывают на прибыль, которую, возможно, принесет предприятие, но и, тем не менее, такова сильная тенденция в обществе – воспитывать гвозди»

«Есть еще одна причина, по которой венчурный бизнес в Японии не крепнет – это ревность к успеху. Молодой предприниматель, достигнув успеха, выходит на рынок, где его ждут проблемы, и тут начинают ему вставлять палки в колёса. Зависть встречается везде. В Японии вообще-то изначально и стремление к равенству было сильным, но нелюбовь к выскочкам еще сильней»

Поддерживать «статус кво» – путь, который ведет к падению

· Если курс иены улучшится, конъюнктура рынка восстановится, можно ли быть оптимистами и надеяться на восстановление рынка бытовой электротехники? Или так и будет продолжаться депрессия продаж, где начало восстановления?

«Если все будет продолжаться в таком же духе, японская цифровая промышленность разорится. Однако предприниматели не так сильно чувствуют кризис, в жизни предприятия динамика роста сменяется падением, следующим будет падение около 2025 года. Если продолжится низкая рождаемость, предприятия закроются. Сейчас последний шанс поменять сознание, и даже в нынешних условиях возможно возрождение. Есть такая пословица: «В бедной семье заботливые дети», как раз в такой бедственной ситуации и может проявиться скрытый потенциал среди сотрудников компаний»

· Вы создали две компании, возродили к жизни JAL, может, вы возьметесь за воскрешение электронной промышленности?

«В любой компании возможно добиться возрождения, если поменять образ мышления сотрудников с самого верха до самого низа. Необходимо отказаться опираться на предыдущий пусть удачный опыт, надо создать новое мировоззрение, и этого может хватить для того, чтобы вдохнуть новую жизнь. Хотя, конечно, это мучительный процесс и сопровождается большими трудностями. Думаю, пример с оживлением JAL вполне убедителен».

Отклики на “ОЖИВЕТ ЛИ РЫНОК БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ?”: 3

  1. Japan Center

    и ножи «кёсера» и обслуживание в JAL — все на высоте, хотелось бы встретиться с таким человеком, хоть бы одним глазком взглянуть, не говоря уж о том, чтобы набраться ума у такого!

  2. Japan Center said:
    и ножи «кёсера» и обслуживание в JAL — все на высоте, хотелось бы встретиться с таким человеком, хоть бы одним глазком взглянуть, не говоря уж о том, чтобы набраться ума у такого!
    at 07:10 on Октябрь, 18, 2012
    [Comment imported from blog]

  3. Japan Center said:
    и ножи «кёсера» и обслуживание в JAL — все на высоте, хотелось бы встретиться с таким человеком, хоть бы одним глазком взглянуть, не говоря уж о том, чтобы набраться ума у такого!
    at 07:10 on Октябрь, 18, 2012
    [Comment imported from blog]

Добавить комментарий