Отчет о стажировке по теме «Транспорт и логистика»

7-21 декабря 2008 г.

Вручение свидетельств в МИД Японии-1 Общие сведения о программе

1. Организатор стажировки.

Министерство иностранных дел Японии (Отдел содействия России).

2. Организация-исполнитель.

Консалтинговая компания Mitsubishi UFJ Research & Consulting Co., Ltd.

3. Сроки проведения.

8-18 декабря 2008 г.

4. Место проведения.

Токио, Япония.

5. Участники стажировки.

Сотрудники предприятий и организаций, прямо или косвенно занятые в транспортно-логистическом секторе экономики, органов власти, образовательных и научно-исследовательских учреждений, прошедшие конкурсный отбор по итогам семинаров, проведенных в сентябре-октябре 2008 г. Японскими центрами Владивостока, Хабаровска и Южно-Сахалинска.

Численность стажеров – 21 человек (7 – Владивосток, 7 – Сахалин, 6 – Якутия).

6. Условия финансирования.

Японская сторона принимает на себя расходы, связанные с обучением, проживанием, переездами к местам проведения занятий и страхованием от несчастных случаев и заболеваний, а также выдает суточные в размере 2500 иен в сутки на 1 человека.

Стоимость авиабилета Владивосток – Ниигата – Владивосток оплачивается стажером самостоятельно.

7. Концепция стажировки.

Данная стажировка была проведена в рамках программы правительства Японии по техническому содействию развитию российских реформ, подготовке кадров, способных в будущем стать опорой российской экономики, в том числе поиску и подготовке кадров, способных работать в сфере российско-японских деловых связей. Стажировка представляет собой мероприятие по участию правительства Японии в реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации (Президентской программы подготовки управленческих кадров).

8. Цель стажировки.

Основная цель стажировки, включавшей в себя лекции, семинары и посещения предприятий и организаций, занимающихся транспортно-логистическим обеспечением российско-японских торговых связей и содействием российско-японским деловым обменам, заключалась в освоении стажерами основных технологий и методов, используемых в транспортном секторе Японии, в контексте оказания содействия в развитии данного сектора на Дальнем Востоке России и активизации экономических связей России и Японии.

В рамках предметов и тем, приведенных ниже, участникам стажировки предлагалось понять и усвоить соответствующие условия, технологии и ноу-хау, а также разработать предложения по развитию и совершенствованию российско-японских экономических связей.

(1) Технологии и ноу-хау, необходимые для выработки мер, направленных на разрешение проблем и повышение эффективности транспортно-логистического сектора.

(2) Ноу-хау в сфере формирования принципиальных транспортно-логистических схем, способствующих эффективному экспорту ресурсов Дальнего Востока в Японию и другие страны Азии.

(3) Ноу-хау в сфере траспортно-логистического обеспечения импорта из Японии в Россию.

(4) Навыки решения задач, касающихся повышения эффективности транспортно-логистического обеспечения расширения российско-японских деловых связей.

9. Содержание программы.

(1) Лекции и практические занятия

— Лекция «Современное состояние транспортно-логистического сектора Японии».

Ознакомление с состоянием, тенденциями развития, особенностями транспортно-логистического сектора Японии и его ролью в обеспечении внешнеторговых связей.

— Лекция «Задачи и предложения по их решению в транспортно-логистическом секторе России».

Ознакомление с опытом работы экспедиторских компаний Японии по обеспечению японо-российской торговли. Разработка предложений по совершенствованию работы транспортно-логистического сектора России.

— Лекция «Функции и роль экспедиторов в сфере обслуживания транспортно-логистических маршрутов между Россией и Японией».

Ознакомление с транспортными маршрутами между Японией и Россией, ролью, функциями и характером деятельности экспедиторских компаний по интермодальным перевозкам между Японией и Россией.

— Практическое занятие и дискуссия «Презентация предложений и бизнес-планов по улучшению транспортно-логистического обеспечения торговых связей между Россией и Японией».

Выступления с презентациями о мерах по улучшению работы транспортно-логистического сектора по обеспечению российско-японских торговых связей, снижению их издержек и повышению эффективности. Предложения по реализации проектов российско-японских деловых связей.

(2) Обучение на предприятиях

— Японская организация содействия внешней торговле (JETRO), г. Токио.

Рассмотрение торгово-инвестиционного климата в российско-японских отношениях, ознакомление со статистикой двусторонней торговли. Выявление перспективных направлений делового сотрудничества, а также проблем, связанных с японскими инвестициями в России и транспортно-логистическим обеспечением российско-японской торговли (по опыту японских компаний).

— Автомобильный грузовой терминал «Кэйхин» компании «Нихон дзидося таминару», г. Токио.

Ознакомление с опытом компании по улучшению логистического обеспечения российско-японской торговли, снижению транспортных и складских издержек на основе формирования системы управления цепочкой поставок и внедрения информационных технологий.

— Транспортно-логистическая компания «Ниссин», таможня г. Иокогама, контейнерный терминал, г. Иокогама.

Ознакомление с опытом работы японской таможни по содействию торговле и обеспечению экономической безопасности. Изучение работы таможенного склада. Ознакомление с работой контейнерного терминала, функций экспедиторов по комплексному обеспечению прохождения таможенных формальностей, проведения погрузочно-разгрузочных работ, хранения груза на таможенном складе и его отправке (применительно к российско-японской торговле). Компания «Ниссин» является одним из крупнейших в Японии таможенных брокеров.

— Складской оператор «Тоё футо», г. Кавасаки.

Практическое занятие в компании, являющейся крупнейшим оператором складов и терминалов для обработки продовольственных экспортно-импортных грузов. Изучение работы компании в сфере российско-японской торговли.

— Автомобильная компания «Ниссан моторс», г. Иокогама.

Посещение автозавода компании, изучение стратегии компании в области транспорта и логистики для бесперебойной поставки комплектующих деталей в Россию.

— Железнодорожная компания «JR Хигаси Нихон», г. Токио.

Ознакомление с деятельностью компании, являющейся крупнейшим железнодорожным перевозчиком в стране, и перспективами российско-японского сотрудничества в сфере модернизации инфраструктуры железнодорожного транспорта.

— Грузовой авиаперевозчик «Nisshin Air Cargo», г. Нарита.

Ознакомление с системой хранения и воздушной транспортировки грузов, методами обработки экспортно-импортных грузов, практикой применения информационных технологий для оптимизации и контроля складских запасов. Оценка опыта сотрудничества с компанией «Аэрофлот – Российские авиалинии».

— Оптовый рынок Ота, г. Токио.

Ознакомление с системой оптовой торговли, в том числе, продукцией, поступающей по импорту (включая Россию, откуда поступает соленая рыба).

— Судоходная компания «Адзума кайун», г. Токио.

Ознакомление с 30-летним опытом работы компании по обеспечению российско-японских торговых связей. Изучение маршрутов доставки грузов российско-японской торговли, динамики флота, структуры портов и терминалов.

(3) Беседы и дискуссии с японскими предпринимателями, имеющими богатый опыт работы на российском рынке.

В ходе бесед отмечалось, в частности, что российско-японский товарооборот быстро увеличивается, а в 2009 г. торговля между Россией и Японией получит приращение за счет сделок по нефти и газу Сахалина.

Увеличиваются японские инвестиции в Россию. Если в октябре 2002 г. в России было зарегистрировано 211 японских компаний, то в октябре 2007 г. – 349 компаний.

Японский бизнес ждет прихода российских компаний в экономику Японии.

Особое значение для развития двусторонних связей имеет японская Инициатива по укреплению японо-российского сотрудничества в регионах Дальнего Востока и Восточной Сибири, текст которой можно прочитать на сайте Японского центра www.vladjc.ru

Высказывались критические замечания в адрес ОАО «РЖД» относительно низкого качества сервиса и высоких тарифов. Отмечалось, что если к автомобильным гигантам «Тоёта» и «Нисан» отношение особое, то уровень сервиса применительно к остальным грузоотправителям требует улучшения.

Многие японские компании ищут свой бизнес-шанс в России. При этом перспективными представляются такие направления, как складское хозяйство, поставки новых автомобилей, малоэтажное строительство, подготовка квалифицированных рабочих и техников для обрабатывающей промышленности, импорт сельскохозяйственной продукции, аренда грузовых самолетов и вертолетов и др. Особый интерес к России проявляют компании, расположенные на Западном побережье Японии, обращенном к России.

В целом, японский бизнес считает, что экономика России быстрее преодолеет кризис, чем экономика США и стран Европы.

(4) Итоговый обмен мнениями с сотрудниками МИД Японии о содержании программы стажировки, перспективах российско-японских обменов и деятельности Японских центров в России.

Отмечалось, что за время работы Японских центров в России в проведенных ими семинарах приняли участие 43 тыс. слушателей, из которых 3400 побывали на стажировках в Японии.

Трудности финансового характера, возникшие в работе Японских центров в 2008 г. (необходимость арендной платы за помещения), ставят вопрос о дальнейшем их функционировании. В частности, высказывались следующие варианты. Нужно либо переходить от бесплатных форм работы к платным, либо перепрофилировать Японские центры на оказание информационно-консалтинговых услуг. Что касается вопроса о привлечении к финансированию их деятельности местных и региональных органов власти, то японская сторона не может его инициировать, хотя и считает такое направление развития и, вообще, расширение сотрудничества с местными властями, полезным.

По общему мнению участников стажировки содержание программы было сбалансированным и полезным не только в плане получения практических знаний о транспортно-логичестическом обеспечении российско-японской торговли, но и для понимания общего фона российско-японских отношений и перспектив их развития.


 

Личные впечатления.

Вручение свидетельств в МИД Японии-2 Прежде всего, хочу поблагодарить Японский центр во Владивостоке за предоставленную возможность пройти стажировку на предприятиях транспортно-логистического сектора Японии.

Кстати, по моему мнению, владивостокская подгруппа была скомплектована наилучшим образом (имею в виду наши профессиональные интересы и представленные нами компании и организации).

Следует отметить высокий уровень организации стажировки – от выбора гостиницы для проживания до содержательной стороны стажировки (подбор предприятий, тематика лекций и др.). Особой благодарности заслуживает г-н СУГИТА (Mitsubishi UFJ Research&Consulting), на котором лежало бремя координации насыщенной программы стажировки.

Блистателен был полюбившийся нам еще во время российской части семинара лектор г-н УТИЯМА (RUDEC). Запомнился, в частности, его призыв обращать внимание не столько на технику и технологии, сколько на характер движения людей в производственном процессе.

Великолепный переводчик ЯМАСИТА-сан в полной мере выполнил свои функции, в результате чего понятие «языковой барьер» в официальной части программы даже не возникало. С момента прибытия в Ниигата до отъезда из Японии нас сопровождала и опекала переводчик-координатор г-жа ФУДЗИНО.

Полезно было общение с сотрудниками МИД Японии, особенно, с начальником Отдела содействия России г-ном КАВАБАТА.

Весьма информативны были посещения предприятий, ответственные сотрудники которых рассказали и показали немало полезного, что, надеюсь, найдет применение и в нашей работе.

Конечно, каждое предприятие было интересно, но тем больше желания появилось в части более глубокого ознакомления с их деятельностью. Мной, в частности, было высказано предложение рассмотреть возможность осуществления трехступенчатой программы (семинар в России – стажировка в Японии по широкому кругу вопросов – специализированная стажировка на одном предприятии).

Понимая финансовые сложности реализации такого предложения, считаю необходимым подключения к деятельности Японских центров, вообще, и программ стажировок, в частности, муниципальных и краевых (областных) органов власти в России. В конце концов, кадры готовятся для России.

11.01.2009
Т.Д. Хузиятов,
стажер Японского центра во Владивостоке,
заведующий кафедрой мировой экономики
Дальневосточного государственного университета

Похожие записи:

  • ЛОГИСТИКА 2013
    ноября, 29, 2013 | Ассоциация стажеров |
    В ноябре 2013 г. группа стажеров по теме «Логистика» прошла обучение в Японии. Стажировок по этой теме было несколько за 17 лет существования Японского центра, на нашем сайте вы можете ознакомиться с отчетом стажеров 2008 и 2009 гг. Тема развития логистики и транспорта была одной из главных в повестке дня Саммита АТЭС-2012, прошедшем во Владивостоке,
  • Отчет о стажировке по теме «Логистика»
    января, 26, 2010 | Ассоциация стажеров |
    6-20 декабря 2009 г.
    Сегодня тема Логистики близка очень многим, поскольку это касается оптимизации ресурсов, процессов, времени, что является актуальным для любых видов деятельности. Во всем мире этому давно уделяется достаточно большое внимание. Теперь, в связи с кризисом, логистика стала актуальна и в России. С точки зрения примеров оптимизации японский опыт логистики, который нам посчастливилось наблюдать
  • Отчет о стажировке по теме «Логистика» (Дальневосточная часть РФ) 13-18 июля 2015 г. Токио, Япония
    августа, 3, 2015 | Ассоциация стажеров |
    Логистика является сегодня, в условиях глобализации, решающим фактором формирования и прогрессирующего развития мирохозяйственных связей. О логистике много пишут и говорят, одни – как об отрасли науки, другие – как о модном направлении, третьи – как о стиле жизни. В Японии мы увидели целостную триаду этих характеристик.
    Логистические подходы и принципы управления в постановке и решении экономических
  • ОТЧЁТ О СТАЖИРОВКЕ ПО ТЕМЕ «ТУРИСТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС»
    декабря, 12, 2009 | Ассоциация стажеров Туристические ресурсы, Путешествия |
    08.11.2009-22.11.2009
    Прошло уже более 2 недель с тех пор, как закончилась наша стажировка. Мы вернулись в наши офисы, снова – рутинная работа, но как всегда и бывает после возвращения из Японии, пребывание в этой поистине удивительной стране подстёгивает тебя, даёт импульс и желание что-то изменить и в себе, и в своей работе. Согласитесь — это
  • Отчет о стажировке по теме «Управление малыми и средними предприятиями»
    ноября, 7, 2012 | Ассоциация стажеров |
    9-20 октября 2012 г.
    Начать отчет хочется с того, что лучше всего специфику прошедшей стажировки характеризует слоган, выбранный нашей группой в своей презентации в МИД Японии
    Делегация Владивостока свою презентацию выразила словами, отразивших суть своего пребывания:

    Десять дней — 21 участник! 4 лекции! 3 города!

    Две бизнес-встречи — 7 компаний! 7 технологий!

    Две технологические площадки для предприятий малого и

Один отклик на “Отчет о стажировке по теме «Транспорт и логистика»

  1. Japan Center

    Встреча директора ЯЦ г-на Оиси 6 декабря в Администрации города по поводу февральского семинара «Решение транспортных проблем городов» http://www.vlc.ru/news/press/2011/12/20111206_02.htm

Добавить комментарий