Отчет о стажировке по теме «Контроль качества на малых и средних предприятиях»

Titul Для многих участников стажировки «Контроль качества на малых и средних предприятиях» данный визит в Японию оказался первым. Очевидным плюсом в графике владивостокских стажёров было наличие трех свободных дней перед началом официальных мероприятий. Достаточное количество времени для знакомства с местными традициями, укладом жизни и менталитетом населения содействовало формированию полной картины специфики контроля и управления качеством на японских предприятиях.

Традиционно, первый рабочий день был посвящен встрече российской делегации с представителями Министерства иностранных дел Японии и организации-оператора стажировки — ЗАО «Японо-российский Экономический Центр». В рамках данного мероприятия, каждому участнику была предоставлена возможность кратко рассказать о себе, презентовать свою компанию, а также сформулировать цели и ожидания от стажировки.

За церемонией открытия последовала вводная лекция генерального директора ЗАО «Японо-российский Экономический Центр», господина Ядзима Такаси. Представленный сенсеем материал, посвященный современным тенденциям контроля качества, позволил составить общее представление об используемых на японских предприятиях передовых подходах. Особо следует отметить рассмотренный в ходе лекции вопрос о создании «привлекательного качества». В условиях насыщенного рынка, повышенную конкурентоспособность имеют лишь те товары/услуги, которые обладают уникальными характеристиками. Одной из таких характеристик выступает «Привлекательное качество», которое предвосхищая ожидания потребителей обеспечивает повышенный спрос к продукту.

image

Японские предприниматели относительно недавно переориентировались на создание в своих продуктах «привлекательного качества». Важно отметить, что предварительно ими были достигнуты высокие результаты в управлении и контроле качеством на этапах планирования, проектирования, производства и использования продукта.

IMG_4832 В ходе лекции мы получили ценные рекомендации сенсея о деталях, на которые особенно следует обратить внимание в ходе посещения предприятий. Это во многом обеспечило продуктивность наших визитов. Насыщенный 11-дневный график стажировки включал в себя:

· три лекции с участием передовых консультантов в области контроля качества;

· посещение восьми малых предприятий, многие из которых являются передовыми в своем сегменте;

· бизнес-встреча, позволившая стажерам получить практический опыт деловых переговоров с потенциальными японскими партерами;

· знакомство с культурным наследием Японии обеспечил однодневный визит в город Камакура.

Высокий уровень квалификации приглашенных специалистов и качественный перевод (отдельное спасибо Алексею Николаеву) обеспечили информативность и увлекательность лекции.

Первым лектором стажировки стал господин Като Харунобу, член жюри Японской премии качества, посвятивший большую часть своего времени работе в компании «Фидзи-зерокс».

1 После рассмотрения ретроспективы формирования системы контроля качества в Японии, были подробно рассмотрены три вектора повышения качества на предприятиях малого и среднего бизнеса: контроль, совершенствование и инновации, которые на определенном этапе позволили японским компаниям занять лидирующие позиции вначале на внутреннем, а затем и на внешних рынках.

Один из ключевых тезисов сенсея Като, который привлек особое внимание стажеров – подход к устранению причин брака, предполагающий внесение корректировок в существующую систему производства и непрерывный контроль за результатами. Использование полученной в результате контроля информации для построения широкого спектра аналитических таблиц, выделение приоритетных факторов, влияющих на процесс производства. В виде схемы это можно представить следующим образом.

image

По мнению господина Като, философия японских компаний основана на фундаментальном принципе – непрерывное развитие предприятия зависит от ряда факторов, решающую роль в которых играет именно обеспечение должного уровня качества.

Рассмотренные механизмы анализа причин возникновения брака, широко используемые руководством малых и средних предприятий Японии в общем виде также применяются и в России. Однако, в ходе посещения японских предприятий, нас поразила та скрупулёзность и четкое следование методологии внедряемых инструментов контроля качества. Заключительная часть лекции была посвящена средней по российским меркам компании, дважды становившей лауреатом Японской премии качества и тем достижениям, которые позволили ей получить этот высокий титул. Примечательно, что решающим фактором в данном случае сыграла высокая степень вовлеченности руководства в деятельность организации.

В лекции господина Кендзи, директора инженерно-технологического бюро Кавамура, особый акцент был сделан на системе «Total quality management» (TQC), которая характеризуется высокой степенью вовлеченности каждого сотрудника компании в процесс создания и контроля качества. Являясь на данный момент наиболее передовой, система TQC давно вышла за рамки использования отдельных статистических методов и традиционных механизмов контроля качества, таких как организация кружков качества.

6 Ориентация на повышение качества производимой продукции или оказываемых услуг за счет вовлечения каждого сотрудника в этот процесс, использование широкого спектра статистических данных для обеспечения контроля качества – вот формула успеха, позволяющая японским компаниям успешно развиваться.

Большое внимание в лекции господина Кендзи было уделено «развертыванию функций качества» на этапе проектирования продукта или создания концепции услуги. Используя ряд специальных форм, в которых отражаются характеристики предполагаемого продукта, пожелания клиентов, возможность перевода в техническую спецификацию, можно получить достаточно подробную модель прототипа или серийного продукта. Опыт подсказывает, что подобные системы применяются и на российских предприятиях, хотя пока они и не получили столь широкого распространения.

По мнению японских специалистов, приоритетная роль в вопросе внедрения систем контроля качества отводится руководству компании. Успех в деле повышения конкурентоспособности компании в первую очередь зависит от правильного определения целей и задач организации, стратегии их реализации.

Сенсей Кумасака, специалист в сфере заводского планирования, производства прототипов, оптимизации производственных мощностей посвятил свою лекцию обеспечению качества продукции на этапе проектирования. Рассмотренные приемы (матрица качества, структурирование функций качества, операционная карта контроля качества) позволяют с высокой степенью точности прогнозировать характеристики создаваемого продукта, выделять производственные процессы, на которых необходимо осуществлять контроль качества.

5 отчет по работе над жалобами по каждому отделу

Бизнес встреча с представителями пяти компаний, для многих стажеров стала первым опытом взаимодействия с потенциальными японскими партнерами. В ходе активного диалога нам удалось убедиться, что наиболее комфортный формат выхода на иностранные рынки для японских компаний должен обязательно включать в себя сотрудничество с консалтинговыми фирмами, которые специализируются на взаимодействия с той или иной страной. В случае, если в процессе поиска дистрибьютора или зарубежного партнера не задействована консалтинговая компания, то значительное количество времени будет потрачено на установление доверительных отношений и согласование совместного плана сотрудничества.

Наиболее увлекательной частью стажировки было посещение предприятий, которые можно разделить на несколько категорий:

· производство промышленных товаров – акционерное общество «Хаяси Содзи», «Дзёнан», «Санъю Кенсэцу», «Ориентал Инжиниринг»;

· производство продуктов питания – Пивной завод компании «Сантории» в Мусасино;

· производство косметических средств – акционерное общество «Хайм Косметикс»;

· реализация товаров народного промысла – акционерное общество «Мэйд-ин-Джапан Прожект»;

· оказание полиграфических услуг – акционерное общество «Сокося Инсацу».

2 В первую очередь хочется отметить, что сертификация систем менеджмента качества по стандартам серии ISO 9000 в Японии не являются данью традиции или имиджевым шагом. Более того, на нескольких предприятиях, которые мы посетили, даже официально не внедрен стандарт ISO 9001. Это не означает, что контролю качества не уделяется должного внимание. Напротив, руководство оценив возможности своей компании пытается найти наиболее оптимальный подход к контролю качества самостоятельно, при этом экономя средства, которые тратятся на привлечение авторизованных компаний-аудиторов.

Каждой сфере деятельности присущи свои специфические методы и подходы – использование карточек, «красных ярлыков», построение специализированных схем и диаграмм, анализ массивов статистических данных. При этом в очередной раз хотелось бы обратить внимание, на высокую степень вовлеченности руководства японских компании в жизнь своей организации. Именно это, на наш взгляд, во много обеспечивает успешное внедрение систем контроля качества, их постоянную модернизацию.

3 Учитывая простоту организации процесса контроля качества и обнаружения брака в ходе технологического процесса на предприятиях – производителях промышленных товаров (использование эталонных деталей, специальных измерительных приборов, выборочная проверка партий), основные усилия в сфере контроля качества в этих компаний сосредоточены на этапе проектирования, где каждое неверное действие может повлечь за собой брак всей партии.

В сфере пищевого производства, четко регламентируя каждую стадию работы с сырьем, неотступно применяя установленные процедуры, можно с высокой степенью вероятности избежать брака. Реализация данной политики позволила заводу компании Suntory в Мусасино стать в 1988 году лауреатом престижной премии Дэминга. Следующим ключевым направлением деятельности компании стал особый подход к подбору сырья, который предполагает использование только лучших из доступных ингредиентов. Безусловно, это не способствует удешевлению продукции, но придерживаясь философии главной мыслью которой является тезис «Не экономить на качестве», компания Suntory входит в тройку крупнейших игроков на алкогольном рынке Японии.

На примере компании «Сокося Инсацу» мы убедились, качественное и современное оборудование и даже отлаженный технологический процесс далеко не всегда обеспечивает желаемые показатели отсутствия брака. Основным источником брака при работе в данной сфере как у японских, так и российских компаний являются ошибки на стадии корректуры, верстки, а также приема заказа. По информации представителей компании, процент такого брака в процентном соотношении к общему количеству составляет около 65-70%. Для снижения этого показателя в компании был разработан специальный план, включающий в себя создание специальных форм для приема заказа, проведение регулярных тренингов с сотрудниками отдела продаж, создание специального рабочего распорядка для корректоров, позволяющего сохранять концентрацию на большие периоды времени. Эти меры позволили снизить динамику появления брака на 15-18%.

Увлекательным выдался визит на предприятие «Хайм Косметикс», которое по меркам России может считаться уникальным по ряду причин. Прежде всего, в сегменте серийного производства косметических средств в России, главенствующую роль играют крупные компании-холдинги. Во-вторых, продукция компании по большей части сбывается через специальную сеть кооперативных магазинов.

4Примечательно, что в ходе технологического процесса, компания выполняет план производства в достаточно короткие сроки, после чего длительное время занимают стадии проверки качества и фасовки готового продукта. Контроль качества каждой партии осуществляется в собственной лаборатории, пробы из каждой партии сохраняются на срок от двух до пяти лет.

Заслуживающей внимания является компания «Мэйд-ин-Джапан Прожект». Это уникальные проект, в основе которого лежат достаточно простые идеи – популяризация продуктов народного промысла и создание эффективной торговой площадки, на которой предприниматели, занимающиеся изготовлением товара небольшими партиями, имели бы возможность реализовывать свою продукцию.

Представитель компании рассказала нам о критериях, на основе которых формируется ассортимент магазина, о важной роли сезонности в динамике продаж тех или иных товаров. Особый акцент был сделан на большой роли упаковки товара, к качеству которой предъявляются самые высокие требования.

IMG_4985 Кратко подводя итоги нашей поездки, хочется поблагодарить всех людей, причастных к организации стажировки. Прежде всего, директора Японского центра во Владивостоке — господина Оиси и Ольгу Сумарокову, заместителя директора, за неоценимую информационную поддержку и рекомендации, которые сложно переоценить. Помимо этого, следует отметить высокий уровень организации мероприятий на территории Японии, квалификации лекторов и интересный, разноплановый подход к отбору посещенных нами предприятий.

За две недели мы очень тесно познакомились с культурой и традициями столь близкой и одновременно далекой страны. Ощутили на себе, насколько важную роль в сфере малого и среднего предпринимательства играет слово «качество». Мы увидели собственными глазами, как много времени и усилий вкладывают руководители компаний в организацию комфортной рабочей среды, где изготовление качественной продукции является чем-то разумеющимся, а стремление к повышению производительности, качества выпускаемой продукции, оптимизации производства естественным желанием каждого сотрудника.

Очень рассчитываем на то, что полученные знания и усвоенные навыки получится применить в рамках отечественных предприятий.

Дробот Денис,

Главный специалист-эксперт
отдела поддержки предпринимательства
департамента экономики, поддержки предпринимательства, развития конкуренции, инвестиций и контроля подготовки
к саммиту АТЭС Приморского края

Похожие записи:

  • Отчет о стажировке по теме «Управление малыми и средними предприятиями»
    ноября, 7, 2012 | Ассоциация стажеров |
    9-20 октября 2012 г.
    Начать отчет хочется с того, что лучше всего специфику прошедшей стажировки характеризует слоган, выбранный нашей группой в своей презентации в МИД Японии
    Делегация Владивостока свою презентацию выразила словами, отразивших суть своего пребывания:

    Десять дней — 21 участник! 4 лекции! 3 города!

    Две бизнес-встречи — 7 компаний! 7 технологий!

    Две технологические площадки для предприятий малого и

  • «МОДЕРНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНЫ»
    апреля, 26, 2017 | Медицина |

    ОБЪЯВЛЕНИЕ О НАБОРЕ УЧАСТНИКОВ НА СТАЖИРОВКУ OJT (ДАЛЬНИЙ ВОСТОК РФ) В РАМКАХ ТЕХНИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ РОССИИ В 2017 ФИНАНСОВОМ ГОДУ
    1. Организатор: Министерство иностранных дел Японии
    Даннaя программа стажировки проводится Правительством Японии в рамках технического содействия России в продвижении реформ, в том числе в реализации «Президентской программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации». Необходимость
  • ОТЧЁТ О СТАЖИРОВКЕ ПО ТЕМЕ «ТУРИСТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС»
    декабря, 12, 2009 | Ассоциация стажеров Туристические ресурсы, Путешествия |
    08.11.2009-22.11.2009
    Прошло уже более 2 недель с тех пор, как закончилась наша стажировка. Мы вернулись в наши офисы, снова – рутинная работа, но как всегда и бывает после возвращения из Японии, пребывание в этой поистине удивительной стране подстёгивает тебя, даёт импульс и желание что-то изменить и в себе, и в своей работе. Согласитесь — это
  • Отчет о стажировке по теме «Управление персоналом»
    января, 10, 2012 | Ассоциация стажеров |
    (27.11 – 11.12. 2011)
    Восточная пословица гласит: «Сколько ни произноси слова «халва», во рту слаще не станет». Можно прочитать множество статей и посмотреть десятки фильмов, но пока не побываешь в горах, не поймешь, почему «лучше гор могут быть только горы». Вот и теория, пусть даже она прочитана самым опытным профессором, останется только теорией без погружения
  • Отчет о стажировке по теме «Управление малыми и средними предприятиями»
    октября, 15, 2010 | Ассоциация стажеров |
    сентябрь-октябрь 2010 г.
    Отличительную особенность нашей группы в 20 человек отметила в заключительной речи стажер с Сахалина Наталья ТКАЧЕНКО, назвав нас «однородной». Это действительно очень важное свойство любого коллектива, благодаря которому группа не осталась традиционно разделенной по региональным подгруппам (Сахалин, Хабаровск, Владивосток), а вся «перемешалась» и подружилась между собой, что редко случается на подобных стажировках.

Добавить комментарий