ОНИСИ (鬼師) — СОЗДАТЕЛЬ ЧЕРТЕЙ

Dragon 2Мы в гостях у САНАДА Кейдзо, мастера-керамиста из г. Гоцу (префектура Симанэ), его специализация весьма специфическая, он все знает о черепице и о горгульях (в Японии – это маски чертей). В гости к нему нас привел интерес к удивительной культуре керамического дела в Японии. Керамика занимает в жизни японца особое место, вернее, можно сказать, что Япония для керамики – совершенно особое место.

Sanada-san2Разнообразие технологии изготовления и фантазии мастеров вы легко можете увидеть на ежегодной выставке, организованной Всеяпонской Ассоциацией декоративно-прикладного искусства. Над отбором экспонатов работает большое количество экспертов со всей страны. В 2011 г. прошла 58-я по счету выставка, где традиционно были представлены работы по керамике, по дереву и бамбуку, железу, стеклу, текстильные изделия, лакированные изделия, куклы. Нашу беседу с г-ном Санада мы начали с разговора об этой выставке.

— Уважаемый Санада-сан, в Мацуэ сейчас идет традиционная ежегодная выставка декоративно-прикладного искусства, где представлены работы лучших мастеров со всей Японии, есть ли там работы Ваших земляков?

— Я хорошо знаю эту выставку, да, там есть несколько работ мастеров из Симанэ и Тоттори. Но то, чем занимаюсь я, находится за пределами темы выставки. Там представлены работы гончаров, а я – ониси.

ONI

— Как понять, что такое «ониси»?

— На нашем доме видела табличку с именем хозяина, — вступил в разговор Бонкохара-сан, шурин Санада-сан, — а черта помнишь внутри? Вот это и есть работа ониси — всё он сделал.

— Они-кавара – черепица с маской черта, своеобразный оберег на крыше дома, я их делаю. В самом доме тоже вешают маску черта напротив входа. Эта работа над чертом она в корне отличается от гончарной работы, тут не используется гончарный круг, которым в общем-то любой может пользоваться. Нет, конечно, там есть свои секреты, чуть не так поменяешь позу за кругом и всё – ничего не получится. Но, на мой взгляд, работа наподобие моей гораздо сложнее и интереснее.

Bonkohara san i Sanada-san Glazur Glina

— Вы работаете только над заказами?

— Да, меня тут все знают. Ониси не так много, в нашем регионе – не более 10 человек. Мне сейчас 73 года, я работаю дома в свое удовольствие. Мои ровесники обычно только смотрят телевизор, а я ежедневно нахожусь во власти мыслей: что бы этакое мне сделать завтра и послезавтра. Все удивляются, что я еще работаю, что ещё жив и интересуюсь жизнью. Мои друзья в основном развлекаются мадзяном или выращивают цветы… JЯ работаю только по заказу, но я со своим заказчиком долго говорю, выясняю, что он хочет, делаю чертеж его крыши, исследую его крышу, ведь если скаты крыши пологие, а он хочет узкий треугольник, в который вписана маска черта, то он не подойдет к крыше, поэтому я делаю чертежи с указанием градусов и сантиметров, чтобы заказчику все было понятно.

— Про черепицу из Гоцу хорошо знают не только во Владивостоке, но и в Санкт-Петербурге, где строится в Ботаническом саду чайный домик, покрытый черепицей из Гоцу.

— Наши заводы черепицы работали в полную мощь, когда существовал Западный путь (Нисимавари – логистическое кольцо в западной Японии, проходившее через префектуры Симанэ и Тоттори). Нашу черепицу можно было увидеть в разных местах. Люди помнят об этом, меня недавно позвали восстановить проплешины в черепичной крыше. Представьте, у меня же не было ни исходного материала, ни описания состава черепицы, я опирался только на внешний вид. Если вы ходили в Серебряные рудники, там тоже есть дома с моей работой. Черепица – это отдельный вид ремесла, люди, которые занимаются черепицей, горгульями, специальные люди. Еще я с удовольствием иду в помощники на покрытие крыши черепицей, поскольку я знаю все возможные виды черепицы и как с ней обращаться, единственное, с чем я не имел дело, то это крыши храмов, а со всем остальным я, не хвастаясь, могу сказать, что я знаю всё про черепицу и как покрыть ее правильно.

Instrumenty Masterskaya Sanada-san Rabochii stol Sanada-san

— А есть у Вас ученики?

-Учеников уже нет, раньше были, недавно была парочка, больше нет, все заняты работой. Традиционный стиль обучения – очень затратен по времени. Я помню, что меня обучал отец – сначала смотреть, слушать, внимать. Мой отец всю Японию исходил, его вызывали на заказы. Среди моих братьев и сестер один я согласился заниматься этим. Помню, что надо было смотреть, как работает отец, не отрываясь, все впитывать, не задавая глупых вопросов, все запоминать, помню, глаза слипались – так хотелось спать! Сейчас мало кто готов на такие жертвы. На Сикоку много ониси. У них там это семейный бизнес, им не надо искать учеников: мастерство передают от отца к сыну. И у них специализация, например, они делают только горгульи. Их работу сразу легко отличить – их черепица серого мышиного цвета. Вы могли видеть их черепицу в Нара на Тодайдзи, в Киото — на Киёмидзудэра. Температура изготовления у них низкая – 800 градусов, и они не покрывают, как мы глазурью, поэтому они могут делать чертям мелкие детали. Я, когда вижу их работу, всегда восхищаюсь – так умело вылеплены, например, усы! Наша черепица – сэкисю-кавара 石州瓦 – обжигается при температуре 1300 градусов, потом обильно покрывается глазурью, при такой технологии невозможно заниматься мелкими деталями. Дело в том, что в Симанэ в отличие от Сикоку выпадает достаточно снега, наша черепица при таянии снега не пропитывается водой, если бы мы у себя положили черепицу с Сикоку, то после впитывания воды при низкой температуре лёд просто разорвал бы её. Соответственно черепица Сикоку легко бьется, с ней надо аккуратно, а по нашей можно даже ходить, и с ней ничего не случится.

Sanada-san v Masterskoi s Ebisu Sanada-san v masterskoi za rabotoi 2

— Где Вы берёте материал для своей работы?

— Сырьё заказываю у определенной фирмы, это всё глина префектуры Симанэ, но трудно назвать одно определенное место, потому что это смесь из разных мест, я выбираю по составу, исходя из того, что я делаю. Если для черепицы, то я беру из соседнего района. Работа разных ониси всем известна, знающие люди могут различить работу того или иного мастера.

— Помню, как правительство префектуры решило отметить известных мастеров из разных сфер, — говорит супруга Санада-сан, — на сцену вызывали поздравлять многих на сцену, и моему тоже дали Почетную грамоту как выдающемуся мастеру, так приятно было.

— Ну, это пока не императорская награда, пока только префектуральная… 🙂

Sanada-san za rabotoi

Нам бы очень хотелось продолжить знакомство с керамикой Японии, это очень сложный и интересный мир: каждый, кто связан с керамикой, отдельная Вселенная, будь то мастер-индивидуалист или крупная корпорация «Киото Серамик (Кёсера)», выпускающая высокотехнологические вещи и даже кухонные керамические ножи. На территории Приморья также есть залежи глины, представляющие интерес для керамического и фарфорового производства, есть специалисты, которым под силу освоить всё это богатство, изучая опыт наших соседей.

Тем более, что и свои исторические традиции в производстве высококачественной керамической и фарфоровой продукции у нас есть, — говорит Ирина Сергеевна Жущиховская, д.и.н., — блестящий пример – деятельность Д. Старцева, одного из самых известных предпринимателей и промышленников Дальнего Востока конца XIX- начала XX вв. Завод по производству фарфора, построенный им на о. Путятин, выпускал великолепную продукцию, завоевывавшую призы на российских и международных выставках. Завод работал на местном сырье, специалисты использовали технологии восточного фарфора, знатоком которого был Д. Старцев. Но к настоящему времени все данные о месторождении и технологических рецептах утеряны, а от самого заводы не осталось даже развалин. Эта тема ждет своих исследователей.

P.S. Статья (яп.)

Отклики на “ОНИСИ (鬼師) — СОЗДАТЕЛЬ ЧЕРТЕЙ”: 3

  1. Japan Center

    Благодарим Ямасита Ацуми за помощь в расшифровке интервью!

  2. Ирина

    Очень интересный материал. и полезный для специалиста. Я сразу обратила внимание на связь мастерства ониси с особой и разнообразной сферой керамической пластики Восточной Азии. Например, керамическая пластика — архитектурная и прочая — очень развита в Китае. Верно подмечено — художественная выразительность неглазурованной серой керамической скульптуры значительно выше, чем глазурованных изображений. Именно из-за возможности проработать мельчайшие детали в глине и не затушевать их слоем глазури. А вот с практической точки зрения глазурованная черепица предпочтительнее.

  3. Евгений Лапо

    Да, нам остается только завидовать нашим соседям , тому ,что с такой любовь сохраняется традиция и ее носители…. спасибо за интересный материал с удовольствием будем ждать новых материалов по искусству керамики….удачи! и еще раз спасибо….

Добавить комментарий