Окинава: уникальность исторического пути

4 (2) Благодарим лекторов встречи, прошедшей 28 мая 2011 г. Встреча была посвящена Окинава, наши лекторы — научные сотрудники Института истории, археологии и этнографии народов ДВ ДВО РАН БАЖЕНОВА Жанна Михайловна, к.и.н. и ПУСТОВОЙТ Евгений, которого ожидает защита диссертации в конце июня — желаем удачи! Всегда приятно видеть профессионалов в действии: об Окинава наши приглашенные гости готовы были рассказывать часами и днями без отдыха на сон и еду. Встреча 28 мая была посвящена больше историческому пути Окинава, ее уникальным особенностям в прошлом, которые дают о себе знать в настоящем. Спасибо всем, кто проявил любознательность и пришел на нашу встречу, задавал вопросы и, по всей вероятности, засобирался на Окинава 🙂 Благодарим Цуда-сан, консула по информации Генконсульства Японии в г. Владивостоке за поддержку лекции своим вниманием. Ниже вашему вниманию предлагаем краткий обзор лекции, если у вас появятся вопросы к специалистам, вы можете задать свои вопросы по электронным адресам: bjannam@mail.ru & jenyamabui@yahoo.com

 

Географическое понятие Окинава.

Нансэй – юго-западные острова (географическое название). О-ва Нансэй состоят из трех крупных архипелагов и более мелких островных групп. Северный архипелаг Амами-осима в настоящее время входит в префектуру Кагосима. Архипелаги Окинава и Сакисима (Мияко и Яэяма) составляют префектуру Окинава, столица – г. Наха. Всего префектура включает 120 о-вов, населены 44, общая площадь – 2267 кв. км.

Рюкю – такое название дали китайцы в 7 в. н.э. Изначальная этимология не совсем ясна. Чаще всего связывали с внешней формой о-вов. По представлениям древних китайцев, о-ва выглядели как плавающий дракон (рю – течь, плыть по течению, кю – дракон). Сочетание иероглифов в современном названии архипелага переводится как «изумрудный шар».

Окинава – центральный и самый крупный о-в. Название дали японцы в 8 в. Этимология слова двояка: с одной стороны связана с хозяйственно-географической характеристикой о-вов: оки – открытое море, на – рыбная ловля, ва – место. С другой, продиктована пространственным очертанием: «веревка на взморье» — таково современное сочетание иероглифов. Сами островитяне называют свою родину Утина, а себя утинантю, а жителей основной территории Японии – яматонтю (люди Ямато).

Своеобразие Окинава.

2 (2)Префектура в Японии – это не просто административная единица, каждая префектура отличается определенным культурным, а зачастую и языковым своеобразием. В этом смысле Окинава является «лидером». В ряду префектур Японии она не только выделяется самобытностью культурных традиций; язык, на котором говорят ее жители, хоть и является диалектом японского, но и сегодня некоторые ученые склонны выделять его как отдельный язык (в котором существуют свои диалекты – мияко и яэяма). И, наконец, антропологические характеристики позволили целому ряду исследователей указывать на отличия рюкюсцев от японцев. Все это явилось результатом того долгого исторического пути, который прошли рюкюсцы вне пределов японского государства – японской префектурой Окинава стала в 1879 г.

Но поскольку окинавцы – это этническая группа японцев, то их происхождение чаще всего рассматривается в качестве составной части этногенеза японцев. Одной из наиболее популярных теорий в этом отношении является гипотеза профессора Ханихара Кадзуро, получившая название «модель двойной структуры». Согласно этой теории, японцы появились в результате смешения двух популяционных типов – автохтонного (дзёмонского) и «иммигрантского». А современные окинавцы являются потомками дзёмонцев, которые в свою очередь ведут происхождение от палеолитического человека Минатогава, останки которого обнаружили на Окинаве в 1967 г.

Эпоха палеолита приходится на конец последнего ледникового периода в геологической истории Земли. Уровень моря был ниже среднего на 120-140 метров, Япония через Хоккайдо на севере была связана с Сахалином и материком, а Рюкю – сухопутными мостами с Тайванем и Филиппинами. Оконечность материкового шельфа достигала Индонезии. Этот участок суши, названный американским антропологом Тернером Сундалэндом, и был, по мнению профессора Ханихара, родиной современных азиатов. Отсюда часть мигрантов продвигалась вдоль береговой линии по островам человек Минатогава), другая – вглубь материка до северо-восточных районов Китая и оз. Байкал. В условиях холодного климата у палеоазиатов, оказавшихся в северо-восточных районах, сложился особый антропологический тип. Таким образом, образовалось два типа монголоидов: южный, сохранивший древние черты и характерный для «старых» монголоидов и северный, представители которого получили название «новых» монголоидов.

Дзёмонцы – потомки обитателей палеолита, представителем которых является человек Минатогава, т.е. южных (старых) монголоидов. Они надолго сохранили свой облик на всей территории современной Японии после того как ледник растаял и острова приобрели свои современные очертания.

На территории собственно Японии в период яёй (3 в. до н.э. 3в. н.э.) – массовые миграции северных (новых) монголоидов с материка, с Корейского полуострова. Проникали сначала на север Кюсю, откуда быстро распространились в центральные районы Японии. Физический облик современных японцев сложился в результате смешения двух типов: дзёмонского и иммигрантского со значительным преобладанием последнего. Вместе с мигрантами появились культура заливного рисосеяния, бронзовые орудия и домашние животные. Принесли иммигранты и язык, который стал предком современного японского. Миграционные волны прокатывались по территории Японии вплоть до конца периода Кофун (7 в.). Переход от присваивающего к производящему хозяйству сопровождается усложнением социальной градации общества. В курганный период (4-7 вв. н.э.) следует возникновение крупных племенных союзов, а затем и протогосударственного образования Ямато. В период Нара (8 в.) – создание централизованного государства рицурё-кокка. Период Хэйан (9-12 вв.) – распад централизованного государства, возникновение крупных помещичьих латифундий, главы которых стремились захватить новые земли. Выход на историческую арену Японии класса самураев.

Что же происходит на территории Окинавы? После человека Минатогава каких-либо достоверных сведений о населении архипелага не существует, т.е. он был либо необитаем, либо здесь останавливались на непродолжительное время кочевые группы. Доисторический этап начинается приблизительно 6600 лет назад, именно этот возраст был определен у керамики цумэгатамон, самой древней керамики на островах Рюкю. Она имеет определенное сходство с ранней японской керамикой, однако большой временной промежуток между распространением данной керамики в Японии (здесь она появилась 11 тыс. лет назад), а также различие артефактов, обнаруженных вместе с керамикой, заставляют многих исследователей выделять ее самостоятельный характер.

В целом, хотя и принято определять доисторический период на Рюкю как период дзёмон, чаще всего его обозначают как Кайдзука (раковинная куча). И длился он вплоть до 12 в. Таким образом, те процессы, которые велись на территории собственно Японии, не затронули Окинаву, где длительное время господствовал хозяйственно-культурный тип прибрежных рыболовов и собирателей. Определенные контакты жителей архипелага и с материком, и с Японией были. Особенно в период яёй, когда велась торговля раковинами. Браслеты из раковин гохора и имогай в Корее, на Кюсю и Хонсю считались символом власти и магической силы. Однако мы не можем говорить о массовых миграциях, поскольку не найдено главной составляющей культуры яёй – риса. Отсутствие свидетельств массовых миграций, сохранение в антропологических характеристиках преимущественно дзёмонских черт заставляют говорить об эволюционном развитии рюкюского этноса от периода Кайдзука к периоду Гусуку (12-15 вв.), когда на Рюкю происходило образование централизованного государства.

Однако, ряд ученых, в том числе археолог Асато Сусуми, генетик Дои Наоми и палеоботаник Хирото Такамия предлагают несколько иную версию событий. Данные археоботаники позволили Хирото Такамия отодвинуть начало земледелия на Окинаве на более ранний срок (8-10 вв.). А поскольку производство сельскохозяйственной продукции, по его мнению, началось достаточно внезапно, это дает основание предполагать, что земледелие принесли мигранты, и мигранты с Кюсю.

Асато Сусуми отмечает, что период гусуку начался очень бурно, подобно взрыву. Отсюда он делает вывод о том, что должны были быть определенные предпосылки. Он выделяет период протогусуку (10-12 вв.), когда архипелаг Рюкю оказался втянутым в зону восточно-азиатской торговой системы с центром в сунском Китае.

В Китае были очень востребованы сера и перламутр, эти товары японские купцы брали на Рюкю, а взамен привозили пользующиеся большим спросом каменные котелки исинабэ, а также керамические изделия камуияки. Т.е. в данный период происходит формирование единого экономического пространства на островах Рюкю, включая Сакисима. А экономический подъем и отмечаемый Асато Сусуми рост населения, по его мнению, является результатом миграции с территории Японии. Сначала купцы, затем гончары, кузнецы, а потом и политические лидеры. Складывается приблизительно такая же картина как на территории Японии в период яёй. Массовые миграции с Японии привели к новому типу хозяйствования и созданию государственности, т.е. современные окинавцы – потомки не дзёмонцев, а рюкюсцев периода гусуку. Однако твердых доказательств этой теории пока нет, хотя определенные основания присутствуют. Как говорилось выше, в Японии в этот период времени отмечаются локальные военные конфликты, которые всегда сопровождаются голодом, эпидемиями, что толкало население на поиск более спокойных мест. Кроме того, в Японии всегда существовал обычай ссылать опальных политических лидеров на Кюсю, а оттуда рукой подать до Окинавы. О чем нам и говорит легенда о Минамото Тамэтомо, который якобы являлся отцом первого короля Окинавы Сюнтена.

Адзи.

2 (1)В любом случае, экономические и культурные контакты с материком и Японией не могли не повлиять на интенсификацию всех внутренних процессов рюкюского общества. Переход к производящему хозяйству и оседлому образу жизни сопровождается ростом населения и усложнением социальной организации. В случае с Окинавой мы говорим о появлении на политической арене князей адзи. Первоначально адзи были главой кровно-родственной общины. Их общественный статус, базировавшийся на праве отца-основателя рода, подкреплялся имущественным положением: им принадлежали лучшие участки земли, в их руках была сосредоточена торговля престижными товарами. Торговля на большие расстояния является важным компонентом увеличения власти вождей не только с точки зрения экономики, но и с точки зрения идеологии: знания истории, обычаев, ритуалов чужих земель и покорение больших расстояний добавляло власти и престижа представителям элиты во многих обществах.

Адзи контролировал одну или несколько деревень, главы которых подчинялись ему. Резиденцией адзи стал гусуку – замок, цитадель. Но рядом с адзи стояла его сестра, выполнявшая сакральные функции, поэтому в пределах замка находилось место (суку) и гу (заграждение), куда спускались боги. В целом гусуку можно рассматривать как политико-административный центр, объединявший властные функции с военными, экономическими, религиозными и культурными. Всего на территории Рюкю насчитывается до 300 гусуку, размерами от 50 до 64 800 кв.м.

Между адзи велась борьба за власть, логическим концом которой стало появление победителя – первого короля Окинавы Сюнтена, который правил с 1187 по 1237 гг. Его матерью была дочь вождя из рода Анцу, а отцом Минамото Тамэтомо. Насколько этот факт реален, точно неизвестно. Но свои политические дивиденты эта легенда принесла дважды: в нач. 17 в., когда Окинава попала под власть японского клана Сацума, к одной из ветвей клана Минамото принадлежали правители Японии того времени сёгуны Токугава, и в 19 в. после аннексии Окинавы, тогда было объявлено, что рюкюская королевская династия является младшей ветвью японской императорской фамилии, поскольку клан Минамото был основан в 10 в. внуком императора Сэйва.

Король Сюнтэн правил Окинавой в течение 51 г. После его смерти престол унаследовал его сын Сюмба-Дзюнки, известный тем, что впервые ввел письменность, в основу которой была положена японская фонетическая азбука кана, и построил резиденцию рюкюских королей Сюри.

Правление сменившего на престоле Сюмба-Дзюнки его старшего сына Гихона было омрачено чередой неурожаев, голодных лет и эпидемий. Гихон отрекся от престола в пользу Эйсо, который правил с 1235 по 1299 гг. За это время страна оправилась от последствий голода и эпидемий, были проведены земельная и налоговая реформы, установлен контроль над островами Амами-осима, Кумэ, Ихэя и др.

Три королевства.

Новый этап в политической жизни Окинавы приходится на начало 14 в. В 1314 г. на престол вступил правнук Эйсо Тамагусуку. В силу своей молодости (15 лет) он не смог контролировать ситуацию в стране и Окинава оказлась раздробленной на три самостоятельных королевства Хокудзан, Нандзан и Тюдзан. Тамагусуку оказался главой Тюдзан – самого крупного княжества, имевшего и другие преимущества: удобные бухты, большое население, развитые призамковые территории. После смерти Тамагусуку и его малолетнего сына, которого он оставил наследником, власть в Тюдзан перешла к управляющему областью Урасоэ Сатто. С его именем связано одно из самых знаменательных событий в истории Окинавы – установление в 1372 г. вассально-даннических отношений с Китаем, которые продолжались в течение 500 лет. Окинава становилась вассалом Китая, отныне она должна была посылать регулярную дань, и каждый рюкюский правитель должен получить от китайского императора инвеституру на право занять престол. Впрочем, все эти действия были лишь формальностью. Взаимоотношения Китая в то время с соседними государствами могли строиться только на основе онтологической модели: центр – цивилизованный Китай и нецивилизованная периферия. Окинава – маленькое королевство, чье существование зависело от внешней торговли, получила огромный бонус – официальную лицензию на торговлю от самого могущественного государства Восточной и Юго-Восточной Азии. Китай стал и культурным донором для Рюкю. В административной практике была заимствована китайская бюрократическая традиция. В 1393 г. в Тюдзан прибыли китайские переселенцы, образовав общину Кумэ, которая до конца существования Королевства была культурным и образовательным центром.

Система вассально-даннических отношений с Китаем дала Тюдзан преимущество перед другими княжествами. Однако смерть Сатто в 1395 г. ослабила связи между правящим домом и территориальными князьями. Этим обстоятельством воспользовался молодой адзи Хаси, который в результате интриг сверг унаследовавшего престол сына Сатто Бунэя и захватил власть. Именно Хаси удалось в 1429 г. объединить три княжества в централизованное государство, известное как Королевство Рюкю. Император Китая признал права Хаси на престол, даровал ему фамилию Сё, которую с этого времени носили все рюкюские монархи и новый титул Лю Цю Ван – король Рюкю.

Умер Сё Хаси в 1439 г., оставив после себя большую семью. Однако ни один из его наследников не смог закрепиться на троне. После загадочной смерти последнего короля Сё Току наследников из первой династии Сё не осталось. Группа высших чиновников и наиболее влиятельных адзи предложила стать королем казначею Канамару, который к этому времени приобрел большой авторитет при дворе. Канамару вступил на престол в 1470 г., взяв себе имя Сё Эн, и основал таким образом вторую династию Сё, которая правила королевством вплоть до его аннексии в 1879 г.

Золотой век Рюкю.

4 (1) После смерти Сё Эн его наследником стал младший брат Сё Сэни. Однако жена Сё Эн не могла смириться с тем, что ее сын отстранен от власти. В результате ее интриг Сё Сэни отрекся от престола. В 1477 г. королем стал сые Сё Эн – Сё Син, которому было в то время 14 лет. Правление Сё Сина было самым долгим и успешным в истории Королевства Рюкю, его часто называют Золотым веком Рюкю.

Произошло окончательное объединение страны, власть государства распространилась на все о-ва Сакисима. Была проведена реформа политико-административного управления, направленная на ограничение независимости адзи. Адзи запрещалось носить оружие. Им было предписано переселиться из своих поместий, которые по сути представляли автономные хозяйства, в столицу. Для контроля над управляющими поместьями были назначены королевские чиновники. Вся земля, кроме участков, принадлежащих князю и норо (деревенским жрицам) принадлежала общине, ответственность за уплату налогов лежала на всех членах общины.

Произошло изменение сословной системы. Все население делилось на три класса: аристократия (король и королевская семья), дворянство(князья, военные, чиновники, ученые, священники, ремесленники и художники), и простолюдины. Статус человека символически отражался в его одежде и головном уборе. У мужчин принадлежность к сословию можно было определить по хатимати – головной убор в виде небольшого тюрбана. У короля он был желтого цвета, принцы и адзи носили голубой, чиновники – черный, простолюдины — зеленый. С 1509 г. в качестве непременной детали как женского, так и мужского костюма вводились шпильки дзифу (кандзаси). Особы королевской крови носили золотые шпильки, дворяне – серебряные, простолюдины – деревянные.

Сложился единый национальный религиозный культ и единая религиозная организация, во главе которой стояла по традиции сестра короля Кикоэ-огими – Внимающая и Ведающая великая госпожа. Для нее был построен специальный храм. Далее в табели о рангах шла жрица королевского дома, за ней жрицы трех округов (совпадающие с границами бывших королевств), им в свою очередь подчинялись жрицы районов и общин – норо. Для норо община выделяла участок земли, не облагаемый налогами и передаваемый по наследству.

В рамках религиозной государственной системы проводились ежегодные национальные ритуалы, связанные с сельскохозяйственным циклом. Существовали национальные святые места, связанные с первопредками и первыми урожаями. Здесь король, двор и жрицы молились о хорошем урожае и благополучии для всей страны.

Буддизм не получил широкого распространения, но строительство буддийских храмов поощрялось как центров образования и искусства.

Переселение адзи в столицу дало толчок развитию архитектуры, ремесла, искусства. Уже в 20 в. японское правительство объявило 22 памятника этого периода объектами национального достояния.

Получило развитие сельское хозяйство, в том числе технологии разведения шелковичного червя, ткачества и окрашивания тканей. Со временем ткани превратились в одну из главней статей налогов и экспорта королевства.

В 1532г. традиционные песни, поэмы, молитвословия жриц были собраны в антология Оморо-соси, которая считается главным литературным памятником Окинавы.

Благополучие королевства базировалось на посреднической морской торговле. Корабли рюкюсцев достигали берегов не только Китая, Японии и Кореи, но и Сиама, Аннама, Патани, Бирмы, Явы, Суматры. Окинавские купцы получали прибыль до 1000 процентов.

Долгое и счастливое правление Сё Сина закончилось в 1526 г. По мере проникновения в Юго-Восточную Азию европейцев, доходы рюкюских купцов стали падать. Сильно досаждали и японские пираты вако.

Процесс централизации Японии.

6 (1) К концу 16 в. повышенный интерес к королевству стала проявлять Япония, переживавшая период централизации. Сёгун Хидэёси потребовал от короля Сё Нэй оказать помощь в походе на Корею. Отказ короля послужил впоследствии в 1609 г. предлогом для захвата королевства японским княжеством Сацума. Вассалитет Королевства Японии был отнюдь не символическим. В казну князя Симадзу шла восьмая часть всех доходов королевства, из-под контроля изымались острова Амами-осима. Но главной целью японского клана была торговля с Китаем – она ставилась под жесткий контроль, все товары, ввозимые из Китая, должны были сначала доставляться в Кагосима, без разрешения главы клана ни один рюкюский купец не мог выехать из страны.

Хотя Сацума вернул королю Сё Хо право создавать органы управления, без одобрения князей Симадзу не могли быть назначены ни Верховный министр, ни члены государственного совета. В свою очередь Сацума не возражал против сохранения королевством вассальной зависимости от Китая, что позволяло вести торговлю. В дни посещения китайских миссий японцы всячески скрывали свое присутствие. Для княжества Рюкю стало окном в мир в условиях тотальной закрытости страны, введенной сёгунатом Токугава. Военное правительство Японии, не противясь стремлению Сацума подчеркнуть суверенитет Рюкю, старалось в тоже время представить жителей архипелага как подданных Эдо, и периодические рюкюские посольства в столицу были призваны продемонстрировать этот факт.

С этого периода времени не только Китай, но и Япония стала источником знаний. Рюкюские студенты стали ездить не только в Китай, но и в Кагосима. Оказавшись в непростой экономической ситуации, лишенные основных доходов от торговли, власти Рюкю были вынуждены обратиться к внутренним ресурсам страны. В 1606 г. из Китая был завезен батат, который не только давал богатый урожай, но и оказался устойчивым к тайфунам. Хорошо прижился на окинавских почвах и сахарный тростник.

Еще один золотой век в истории Рюкю был связан с именем выдающегося государственного деятеля Сай Он. В качестве королевского советника он по существу осуществлял контроль над правительством. С его именем связан целый ряд реформ по рационализации производительной экономики. Разрабатывались новые методы ирригации и увеличения плодородия почв, на пахотных землях запрещалось строить дома и склепы. Деревенских жителей учили как высаживать ветроломы для защиты почв. Сай Он является автором целого ряда работ по рациональному использованию лесонасаждений и возобновлению лесных ресурсов. Поощрялось выращивание чая и пальма, из волокна которых делались ткани.

Крестьянам сняли запрет на занятие ремеслом и запретили переезжать в города, тем самым была решена проблема перенаселения городов. Осваивались техники обжига известняка для строительства, отливки металлов и изготовления инструментов. Открывались новые мануфактуры по производству чернил, бумаги, зонтов, фонарей.

Создавались общественные хранилища зерна, стабфонд для неурожайных лет. Особого почета был удостоен фермер, предложивший способ получения двух урожаев батата в год. В Кумэмура была создана конфуцианская академия, которая стала базой для воспитания и образования рюкюской элиты, занимавшей политические и дипломатические посты.

В кон. 18 в. на Рюкю обрушилась целая серия природных катаклизмов (цунами, тайфуны). Сацума увеличил налоги, поскольку сам переживал кризис. Страна находилась в упадке.

В 1852 г. американский коммодор Перри подробно обосновал необходимость создания колонии США в Тихом океане и предложил для этой цели острова Рюкю. В 1854 г. между США и Рюкю был заключен договор по типу того, который был впоследствии заключен с Японией. Аналогичные договора были подписаны с Францией и Нидерландами.

Эпоха Мэйдзи.

6 (2) В 1867 г. на престол Японии вступил Император Мэйдзи, с именем которого связана великая эпоха в истории Японии, эпоха модернизации, вестернизации, строительства японской нации. В этот процесс нациестроительства была вовлечена и Окинава. Сначала она вошла в состав Японии как самостоятельное княжество, а затем и префектура в 1879 г. Во главе префектуры вплоть до поражения Японии во второй мировой войне стоял губернатор-японец. Тоже самое касается и центрального аппарата.

Первое время до 1895 г. радикальных реформ не проводилось. Изменения в административном аппарате, искоренение варварских обычаев (типа татуировки рук женщинами, прически, похоронного обряда омовения костей), упразднение сословий, лишение низкорангового дворянства господдержки. Главное, что здесь можно отметить. Окинава стала для Японии полигоном, где она испытывала систему ассимиляции и японизации, которую она впоследствии применяла на всех захваченных территориях. Основным инструментом здесь было внедрение стандартного японского языка (хёдзюнго). Поэтому уже в первые годы после аннексии центральное и префектуральное правительства всячески содействовали распространению школьного обучения на Окинаве. В 1880 г. было открыто педагогическое училище для подготовки преподавателей. Право на образование получили все слои населения. В 1901 г. было введено обязательное 4-х летнее образование, а с 1907 г. оно стало шестилетним. Число школ росло, открывались профессиональные училища, медицинские, однако университет был открыт только после второй мировой войны. Главным содержанием образования стало изучение японского языка и воспитание верности японскому императору.

Слом местного религиозного культа. Верховная жрица лишена господдержки, потеряла реальную власть в нач. 20 в. В 1944 г. умерла последняя представительница из рода Великих жриц. Земельная реформа 1903 г. Результатом ее стала ликвидация общины, передача земли в частную собственность, перевод налога из натурального в монетарный. Помимо очевидных положительных сторон, коммерциализация с/х привела к тому, что вместо продовольственных культур стали выращивать сахарный тростник. Подлежали всеобщей воинской повинности, подвергались дискриминации из-за происхождения и невладения японским языком.

Ключ к Тихому океану.

Нельзя сказать, что окинавцы не сопротивлялись аннексии. Но после японо-китайской войны пришло понимание, что мир изменился, модернизация необходима и осуществить ее можно только в рамках японского государства, которое достигло таких небывалых успехов. И местные жители вообщем-то приняли идею японизации и старались стать настоящими японцами. Хотя дискриминация имела место быть. Например, первые два представителя от Окинавы были посланы в Нижнюю палату парламента только в 1912 г., а равное с представительство с жителями других префектур окинавцы получили только в 1920 г.

После первой мировой войны, когда цены на сахар сильно упали стали переезжать в Японию, в основном в Осака – промышленный центр. Считались ленивыми, недисциплинированными, нечистоплотными. Война прошлась ураганом по Окинаве. В Битве за Окинаву погибло треть населения префектуры – около 130 тыс. человек. Острова Рюкю оказались отделены от Японии и отданы под доверительное управление США. Была учреждена Гражданская администрация Соединенных Шатов, во главе которой стоял Верховный Комиссар. USCAR имела право осуществлять всю административную, законодательную и судебную власть над жителями островов на всей территории.

7 Осознавая важность географического положения Окинавы, из-за которой она была названа «ключом к Тихому океану», американцы приложили немало усилий для экономического возрождения островов. С другой стороны вызывало законное возмущение местных жителей право занимать земельные участки под военные нужды. С 1945 г. американцы пользовались землей бесплатно, потом согласились выплатить компенсацию с тем условием, что владельцы земли подпишут договор на аренду сроком на 20 лет с единовременной выплатой всей суммы. В случае отказа земля изымалась в принудительном порядке. На Рюкю возникло Движение за возвращение Японии. Боролись с Движением путем политики деассимиляции.

В мае 1972 г. острова Рюкю были переданы под юрисдикцию Японии.

Ж.М. Баженова

Похожие записи:

  • РЕКОМЕНДУЮ: МОЯ ЯПОНИЯ (ОКИНАВА)
    апреля, 12, 2021 | 25-летие КлубаТуристические ресурсы, Путешествия |
    Меня зовут Миягава Осаму, с апреля 2020 г. я стал директором Японского центра во Владивостоке. Рекомендую вам обратить внимание для следующего путешествия по Японии на остров Иэ и полуостров Мотобу.

    (function(w,doc) {
    if (!w.__utlWdgt ) {
    w.__utlWdgt = true;
    var d = doc, s = d.createElement(‘script’), g = ‘getElementsByTagName’;

  • OKINAWA WILL ROCK YOU
    августа, 24, 2016 | ИнтервьюКультурные событияМузыка |
    V—ROX пригласил с лекцией г-на НОДА, директора и продюсера Crank Co.Ltd., масштабного проекта «Music from Okinawa», «Таинственная и притягательная японская Окинава. Музыка уникального региона». Рюдзи Нода также один из основателей Sakurazaka Theatre, продюсирует ежегодный музыкальный фестиваль Sakurazaka ASYLUM в феврале, который связывает этот театр с 15-ю концертными площадками в районе Сакурадзака на Окинаве. В фестивале
  • Японские магазины и компании во Владивостоке 1915-1922 г.г.
    декабря, 3, 2010 | ИсторияНаш городТуристические ресурсы, Путешествия |
    На   этой   карте   современного   состояния (1992.10) показано   размещение (1915-1922гг.)    японским   магазинов и   компаний, а   так  же   иностранных   магазинов   и компаний (исследование   не   закончено). Эти   данные (исследование   не   закончено)    получены   из газет "ВЛАДИО-НИППО"    в   Библиотеке   города   Тсуруга   эа период    (1917.12.9-1918.2.23)    и   в   Японской   Национальной Библиотеке   за   период    (1921.5.4— 1922.9.30), а   так  же   из
  • Летний вечер в Японии
    января, 16, 2017 | ИсторияЛитература |
    В конце прошлого 2016 года во Владивостоке был завершён и отдан в издательство «Рубеж» перевод путевых заметок английского корабельного врача Джона Тронсона «Плавание в Японию, на Камчатку, к берегам Сибири, Татарии и Китая на борту корабля Её Королевского Величества «Барракуда». Воспоминания Тронсона были изданы в Лондоне в 1859 году, но ни разу не были переведены
  • LA SERENISSIMA – ВЕНЧАНИЕ С МОРЕМ
    октября, 29, 2014 | Туристические ресурсы, Путешествия |

    LA SERENISSIMA[1]
    «Ты, наконец, увидишь апельсиновый закат над Бизантом, каменным городом среди морских заливов и проливов… Пахнуть будет морем, жареной рыбой, луком, хлебом и шафраном. А дальше… может быть, увидишь странный город на сваях – Вениче…»
    Мастер Чэнь[2]
    Проходим регистрацию в аэропорту Венеции «Марко

One thought on “Окинава: уникальность исторического пути

  1. Наталия Такамацу

    Еще раз благодарю Жанну за интереснейший рассказ и книгу, а Евгения за позитив и солнечное окинавское настроение!

Добавить комментарий