ОДЕЖДА ДЛЯ МИЛЛИОНОВ

Такидзава Наоки Секреты дизайна от Такидзава Наоки, главного дизайнера компании UNIQLO (газета «Нихон кэйдзай», электронное издание от 1.08.2013)

Как сохранить индивидуальность, если вы носите одежду, которая производится в массовых количествах? Компания UNIQLO выдвинула проект «Life wear» – «Одежда для жизни», в котором планирует совместить технологии термо-белья, флис и т.д., а также предлагает новые идеи сочетаемости разных предметов гардероба. Несмотря на то, что одежда UNIQLO привлекает потребителей своей ценой и функциональностью, благодаря чему широко распространилась в мире, необходимо искать новые способы подачи продукции. Мы попросили г-на Такидзава Наоки, главного дизайнера компании UNIQLO, рассказать немного о философии дизайна массового производства одежды.

Корреспондент – В чем главное отличие Вашей прошлой деятельности от работы в компании UNIQLO?

Такидзава Наоки – UNIQLO работает не с отдельным клиентом. Наши клиенты – это люди разных возрастов и национальностей. Мы проектируем одежду и выпускаем 10 млн. экземпляров. Иногда приходится задумываться над тем, каким должен быть дизайн одежды 100 миллионного тиража. Это ведь на целый порядок больше. Так интересно бросить самому себе такой вызов. Будут ли люди, сведущие в моде и не очень. Носить ее с удовольствием? Дизайнерский проект такого рода должен быть в максимальной степени выверенным и законченным, иначе успех не возможен.

К – Раньше Вы работали в мире большой моды с такими известными дизайнерами, как Иссей Мияке. Не чувствуете ли Вы себя сейчас, как «не в своей тарелке»?

ТН – Мода диктует – «Одевайтесь так», или другими словами, дизайнеры предлагают – «I offer you» — начиная от новых эталонов эстетизма и заканчивая новыми стандартами жизни. А UNIQLO работает по принципу «Как Вы хотите, так и будет» — «As you like». Наши изделия очень просты, поэтому каждый может комбинировать и менять их по собственному усмотрению. Мы создаем продукцию, встав на позицию клиента и глубоко изучив его психологию, иначе нельзя.

Когда я впервые разговаривал с г-ном Янагии, генеральным директором UNIQLO, он меня спросил: «А почему Вы не стремитесь создавать одежду для большего количества людей?» В чем главная радость дизайнера? Безусловно, когда создаешь авторскую концепцию, воплощаешь ее на подиуме и получаешь высокую оценку, испытываешь радость. Но когда потом видишь эти вещи на ком-то, то чувствуешь еще большую радость от того, что твою одежду носят. UNIQLO выпускает в жизнь свою одежду в массовых количествах, и я ощущаю, что я нужен.

К – Как Вы разрабатываете дизайн продукции?

ТН – Для UNIQLO цвет и то, как выставлена одежда в магазинах, часть работы дизайнера. И цена тоже часть дизайна. Для UNIQLO цена – это не результат, а условие. Мы решаем, оставлять конструктивный элемент или нет, исходя из цены. Возьмем, например, куртку. Мы смотрим, какие детали в ней самые важные, и затем увеличиваем или уменьшаем расходы на производство модели. Если увеличивать количество деталей только потому, что дизайнер посчитал это нужным, цена поднимется. Функция куртки – защищать от ветра и дождя, поэтому необходимый минимум – это застежки «молния», карманы и кулисы, чтобы ветер не поддувал снизу.

Разработанный по такому принципу дизайн очень прост. Конечно, можно с большим удовольствием носить одежду с затейливым дизайном, в котором отразился полет фантазии ее создателя. Но UNIQLO отсекает все, кроме самых главных, базовых элементов и делает простые вещи. Как говорится «Красота в простоте».

К – Это малобюджетность, возведенная в ранг искусства?

ТН – Да. Поэтому дизайнеру очень трудно творить в этих рамках. Я как главный дизайнер определяю будущее направление нашей линии одежды, поэтому своим молодым подопечным я всегда говорю: «Прежде, чем дать ответ, надо исследовать дизайн, маркетинг и технологии». Например, я задаю вопрос: «Почему этот воротник такой формы?». Ответ: «Потому что мне показалось, что так хорошо» — меня не устроит. А каковы тенденции мировой моды? Форма пиджака и галстука меняются сейчас вот так, поэтому сделали воротник вот такой формы. Ну и затем важна, конечно, оригинальная дизайнерская идея.

Когда я работал у Иссей Мияке, решил для себя, что дизайн состоит на 70 % из исследования вопроса, а оставшиеся 30 % это практика, куда ты вкладываешь все составляющие, чтобы клиент, в итоге, был доволен. В работе для UNIQLO процент усилий, затрачиваемых на исследования еще выше. Например, вырез термо-белья. Какой должна быть глубина выреза, чтобы белья не было видно при 2-х расстегнутых верхних пуговицах рубашки. Если не исследовать и не учитывать этих вещей, то все будет напрасно.

К – Идеи UNIQLO основаны на японском стиле жизни?

ТН – Япония имеет большой потенциал в создании функциональных материалов, например, волокно, из которого создается наше термо-белье. С другой стороны, у японцев есть талант придумывать то, чего никогда не существовало, но кому-то в голову пришла мысль, что было бы здорово, если бы это было. Например, плеер «Walkman» Sony или гибридные машины Toyota. Если соединить эти две способности, в итоге появляются такие вещи, как термо-белье и т.д. Люди во всем мире начинают покупать эти вещи, потому что они облегчают жизнь, производство растет и в итоге мы имеем объем производства 100 млн. экземпляров.

Когда г-н Янагии привел мне пример женских колготок, он сказал: «Одежда меняет жизнь людей». Эти слова так сильно врезались в память. В продукции UNIQLO сочетаются функциональность и оригинальная идея. Термо-технологии избавили людей от необходимости надевать на себя много одежды в зимний период. Теннисисты Нисикори Кэй и Новак Джокович пользуются нашим бельем линии «Airism». Они говорят, что во время теннисных поединков такое белье позволяет лучше поддерживать комфортную температуру тела, и, соответственно, улучшать спортивные результаты.

К – Как изменилось сознание потребителей?

ТН – Совершенно очевидно, что люди стали по-другому осознавать свое тело, поэтому, думаю, и отношение к моде изменилось. Мода перестала быть статусом, теперь на первый план вышла личность.

В 1980-х мода шла во главе парада, затем статусными вещами стали сопутствующие товары – духи, сумки, обувь, часы и т.д. Теперь люди больше внимания уделяют собственному телу – ходят в салоны красоты, спортзалы. У меня такое ощущение, будто они создают проект дизайна тела и воплощают этот проект в жизнь. Такая духовная категория, как стремление к исцелению, теперь направлена на тело. Интересно, какой станет мода в данных условиях. Может быть, нас ждет выход на какой-то новый уровень. Мы пытаемся построить наш новый проект «Одежда для жизни – Life Wear» именно на основе этого нового сознания. При создании линии «Одежды для жизни» мы использовали наработки и идеи 12 наших уже состоявшихся проектов, включая термо-белье и флис, чтобы получить идеально сочетаемую и удобную одежду. Главная идея проекта – Одежда, максимально приспособленная к жизни.

К – Тем не менее, UNIQLO производит продукцию массово и очень многие люди носят одинаковые вещи. У потребителя это не вызывает разочарования?

ТН – Власть одежды над человеком меняется. В прошлом, может быть людям и было неприятно, если кто-то был одет так же. Но сейчас важнее личность, поэтому можно очень индивидуально носить одну и ту же одежду. Продукция UNIQLO – это «кубики», из которых каждый строит свой образ. Ее можно сочетать с любыми вещами, которые находятся на пике моды. Я считаю, что именно по той причене, что нашу одежду носит большое количество людей, личность и мастерство дизайнера являются первостепенными. Даже самые базовые вещи должны дышать свежестью эпохи, что выражается в цвете, размере и посадке.

Еще одна часть концепции «Одежда для жизни» — это ответы на самые простые вопросы потребителей, которые совсем не ориентируются в моде. «Как носить одежду и что нужно сделать, чтобы выглядеть в ней хорошо?» Мы разрабатываем на нашем веб-сайте особый проект по созданию индивидуального стиля. Он будет выглядеть, как интерактивное приложение, и позволит вывести общение с клиентом на новый уровень.

К – Какой следующий продукт Вы планируете разработать?

ТН – Пиджак. У нас они уже есть, но мы проводим исследования дальше. Мы хотим, чтобы это была и не итальянская классика, и не американский бизнес-стиль. Это будет стиль UNIQLO, основанный на концепции «Одежда для жизни». Мы хотим создать такую вещь, чтобы ощущения удобства и легкости от нее были такими же, как от термо-белья или леггинсов. Вот моя задача.

С Такидзава Наоки беседовала г-жа Мацумото,

зам.редактора электронного издания газеты «Нихон кэйдзай».

Краткая справка:

Такидзава Наоки родился в 1960 г. В 1982 г. поступил на работу в дизайнерскую компанию Иссей Мияке. Создал коллекции ISSEY MIYAKE MEN 1993, ISSEY MIYAKE (men’s and women’s) 1999. Осуществлял ребрендинг компании SANYO. Был креативным директором линии мужской одежды Helmut Lang. С 2011 г. главный дизайнер компании UNIQLO.

Перевод статьи – Хованчук Ольга, к.и.н.,

специалист по японскому традиционному костюму

Похожие записи:

  • ОСОБЕННОСТИ ЯПОНСКОГО СТИЛЯ В ДИЗАЙНЕ ОДЕЖДЫ
    августа, 3, 2011 | Кимоно Мода, дизайн |
    Формирование национального японского костюма происходило на протяжении столетий, и было обусловлено влиянием историко-культурных и эстетических факторов. Под их воздействиями традиционный костюм трансформировался, приобретая выразительность, конкретные лаконичные формы, менялось количество слоев костюма, четкость силуэта, но всегда оставался неизменным принцип кроя [1].
    Японский костюм представляет собой систему, связанную не только с антропологическими особенностями фигуры, но и выраженную математическими
  • KOBE — FASHION CITY
    августа, 2, 2010 | Туристические ресурсы, Путешествия |
    Все же портовые города обладают неповторимым приятигивающим очарованием. Это место, где встречаются дороги, люди, культуры. Кобе с самого своего основания был важным центром иностранной торговли. В Кобе присутствует дух европейского города, и его жители выглядят совсем по-другому, нежели жители других больших городов Японии. Как в городе, так и за его пределами много достопримечательностей, связанных
  • GOOD DESIGN Тосиюки КИТА
    января, 28, 2010 | Интервью |
    Мы очень рады возможности познакомить наших читателей с одним из луших дизайнеров мира – КИТА Тосиюки 喜多俊之! Не скроем, нам бы очень хотелось, чтобы наши «стройки века» к Саммиту АТЭС 2012 не обошлись бы без участия признанных мировых мэтров архитектуры и дизайна. Чтобы наши талантливые студенты, архитекторы и дизайнеры имели возможность постоянно общаться, учиться
  • НЕОЖИДАННЫЙ ДЕБЮТ
    марта, 26, 2014 | Интервью Репортаж |
    Азиатский дебют выставки МAISON & OBJET в Сингапуре
    Выставка интериодизайна MAISON & OBJET проводится с 1995 года, отличительной ее чертой является профессиональная связь с экспертами, мастерами, дизайнерами и бизнес-кругами. По итогам выставки и постоянной работы экспертов составляются тенденции на последующие сезоны, что придает ей статус значимого события для дизайнеров. Два раза в год — в
  • ЭВОЛЮЦИЯ КОМПАНИИ – В РУКАХ КЛИЕНТОВ
    апреля, 1, 2015 | Ассоциация стажеров Интервью |

    Уважаемые читатели, предлагаем вашему вниманию интервью с Алексеем Борисовичем ЖЕРЕМЯНОМ, генеральным директором ООО «Перспектива», стажером программы «Управление предприятием», проходившей в декабре 1999. Компания «Перспектива» занимается дизайном и производством нестандартной мебели и торгового оборудования. Алексей Борисович застал еще стажировки продолжительностью в три недели, поэтому в тексте вы найдете упоминание о том, как они вечера тратили

Один отклик на “ОДЕЖДА ДЛЯ МИЛЛИОНОВ

  1. Светлана

    Очень интересное интервью, спасибо. Вот только хотелось бы при этом «видеть» модели 🙂

Добавить комментарий