НЕОЖИДАННЫЙ ДЕБЮТ

Азиатский дебют выставки МAISON & OBJET в Сингапуре

Выставка интериодизайна MAISON & OBJET проводится с 1995 года, отличительной ее чертой является профессиональная связь с экспертами, мастерами, дизайнерами и бизнес-кругами. По итогам выставки и постоянной работы экспертов составляются тенденции на последующие сезоны, что придает ей статус значимого события для дизайнеров. Два раза в год — в январе и сентябре — в Париже на этой площадке встречаются производители мебели, предметов интерьера, эксперты, баеры и клиенты. Ожидал ли кто-нибудь эту престижную и совершенно европейскую выставку в Азии?

Организаторы[1] выставки MAISON & OBJETАссоциация художественных мастерских Франции (ATELIERS D’ART DE FRANCE), Reed Expositions France при поддержке Reed Exhibitions Singapore – в течение двух лет готовились к данному дебюту. Несмотря на меньшее количество участников по сравнению в Парижем, выставка не потеряла атмосферы интеллектуального праздника красоты. Революционные шаги, возможно, в крови у французов, только к этому надо добавить профессиональное маркетинговое чутье и готовность рискнуть общими усилиями, которые были поддержаны сингапурскими партнерами: Design Singapore, Singapore Exhibition & Convention Bureau, Your Singapore.

В январе 2014 г. в Париже выставку посетили более 80 000 человек, в Сингапуре с 10 по 13 марта, где масштаб выставки значительно уступал Парижу[2] – более 13 000 человек. На январской выставке в Париже участвовали 77 японских компаний из 3000 брэндов, на азиатском дебюте – 8 из 272. Осторожная цифра для дебюта понятна, к тому же, японские компании в Сингапуре отлично знают и ценят уникальный почерк японского дизайна, о чем не раз приходилось слышать от местных специалистов в течение недели дизайна.

НАКАМУТА Ёити (Nakamuta Yoichi), Design Editor/Producer, живет и работает в Сингапуре с 2012 г., курирует многие выставки и проекты, связанные с талантливыми дизайнерами Азии, считает, что японских компаний было мало только потому что «эта выставка проводилась в первый раз, но японские производители однозначно приехали посмотреть и оценить перспективность этого мероприятия. Среди посетителей выставки были самые разные азиатские гости, по словам японских журналистов, они ожидали больше азиатских участников. М&O известная в Европе выставка, но на азиатском дебюте ожидали больше «объектов» из Азии. М&O следует еще тщательнее понимать ожидания от Азии». Слова Накамута-сан подтверждает статистика: японских посетителей было 390 человек, это третье место после сингапурцев (5079 чел) и индонезийцев (635 чел). Большая часть из них появилась в последний день выставки MAISON & OBJET поскольку конец этой выставки совпадал с началом традиционной для этого времени года Международной ярмарки мебели. Необходимо отметить исключительно удобно организованные все события Недели дизайна. Это позволило дизайнерам, бизнесменам, студентам дизайнерских факультетов и широкой общественности распределить свое время так, чтобы успеть практически всё: познакомиться с лучшими дизайнерами на творческих встречах, с примерами «хорошего дизайна» на выставках, открыть для себя много новых идей и перспектив сотрудничества во время дискуссий на базе Национального центра дизайна. Организатором недели дизайна и партнером всех событий выступил Консулат Сингапурского дизайна.

Как вы знаете, наш Японский центр способствует созданию бизнес-связей между японскими и российскими бизнесменами. Из нашего опыта мы видим, что одной из проблем в достижении успеха в этом вопросе является подчас неготовность обеих сторон к созданию понятной для партнера коммуникации и отсутствие понимания особенностей рынка каждой из сторон. Участники подобных выставок всегда готовы к самым неожиданным предложениям от различных зарубежных партнеров – это и есть их цель участия в такой престижной, а, следовательно, дорогой для экспонирования выставке. Российским бизнес-кругам, заинтересованным в поиске нового и качественного продукта из Японии, интересного для российского потребителя, стоит обратить внимание на японские компании[3], которые принимают участие в международных выставках такого уровня, поскольку это бизнесмены, которые уже готовы к внешним контактам.

ШАРОВА Эльвира, директор русской галереи «11.12», Сингапур: Я считаю, что участие русских компаний в международных шоу просто необходимо. Это даёт колоссальный опыт организации: получение информации о тенденциях в области дизайна и арта, новые партнёры. В конце концов, это необходимо для повышения статуса компании, зачастую и для страны тоже. Да, всё это звучит как красивая и радужная перспектива, но, к сожалению, не каждая компания себе может позволить это. Очень грустно осознавать, что на азиатском рынке Россия, огромная страна и с большим потенциалом, не в состоянии конкурировать с другими европейскими компаниями. Нам, как участникам многих международных выставок, понятна причина. Это финансы.… Необходимо сотрудничество для осуществления проектов между дизайнерскими компаниями, арт галереями и финансовыми структурами.

ДОБРЫНИНА Зоя, генеральный директор Conde House Russia, Москва, condehouse@mail.ru

Возможно, на подобную выставку в Сингапуре стоит приезжать покупателям из Владивостока, Хабаровска и Новосибирска. Считаю, что для продвижения мебели сейчас нужно быть больше, чем продавцом — нужно быть дизайнером, нужно помогать понять покупателю, что ему лучше подойдет. Нужно разбираться не только в мебели, но и в архитектуре, дизайне, строительстве. Иными словами, нужно больше компетенций. Сегмент «премиум» в любом случае развивается и будет развиваться, несмотря ни на какие трудности. И мебель класса Conde House будет находить все новых и новых поклонников.

Почему французская престижная выставка пришла в Азию, и почему именно в Сингапуре? Кроме очевидного ответа, что Азия – это рынок сбыта, дизайн в Сингапуре приобрел масштабы национальной идеи, само слово дизайн употребляется в самых разных ситуациях и является порой синонимом словам «думать», «чувствовать», «видеть», «организовать». Мне кажется, в России мы не придаем этому слову столь многозначительной роли, после возвращения с выставки мы говорили об этом с Антоном БЕЛЬТЮКОВЫМ, руководителем проектного бюро «КБ», Red Dot Design Award 2005[4] (Владивосток):

У нас все по сути ошибаются в восприятии профессии дизайнера. В русском понимании очень сильно, до примитивизма, упрощены требования к этой профессии. Дизайн представляется как творческая деятельность, которую может осуществлять любой человек, и, которая не способна повлечь за собой серьезные сдвиги, допустим, в социальном или экономическом плане. Люди и государственные структуры не воспринимают Дизайн как инструмент для того, чтобы вывести на новый уровень развития компанию, город, страну. Это не просто работа с художественным образом, а серьезный процесс проектирования с учётом всех внешних условий для получения максимальной эффективности. Английское слово "design" лучше бы совсем не использовать. Пусть это будет Проектирование, потому что этот термин хоть в какой-то мере определяет научный подход, а людям понятен процесс, скрытый за этим понятием.

На мой вопрос к различным участникам выставки, почему выбран Сингапур, а не, скажем, Макао, город, экономика которого в 2013 г. продемонстрировала невероятный рост[5], коль скоро доминирующим в азиатском дебюте было направление LUXURY[6]. Все сошлись в одном мнении – в Сингапуре всем легче собраться, сюда проторены дорожки международного бизнеса, да и географически Сингапур видится многим как равноудаленная от всех комфортная во всех отношениях и нейтральная площадка для бизнес-переговоров.

Особенностью этой выставки, для которой тщательный подбор участников всегда дело престижа, стоит назвать Саммит, а, по сути, отличного качества научную конференцию, посвященную интериодизайну, стилю жизни и взаимовлиянию Востока и Запада. Как раз здесь отчетливо была видна огромная работа организаторов по мониторингу азиатского рынка, выявлению лидеров индустрии дизайна, ключевых популярных фигур, флагманов, за которыми будущее в этой области не только в Сингапуре, но и в целом в Азии. Так же, как и в Париже, был назван лучший дизайнер года в Европе — англичанин Том Диксон, в Сингапуре лучшим дизайнером года в Азии был назван Кеннет Кобонпуи (Kenneth Cobonpue, Филиппины). Французской стороной также были выбраны шесть подающих надежды дизайнеров «Asian Rising Talents»: Denny Rasyid Priyatna (Indonesia), Lilianna Christina Manahan (Philippines), Lo YuFen (Taiwan), Melvin Ong (Singapore), Mike Mak (Hong Kong), Sittichai Ngamhongtong (Thailand).

 

 

TRENDS

Об итогах проведенной в Париже январской версии M&O и о тенденциях на следующие периоды – вплоть до осень-зима 15-16 — говорили на выставке несколько экспертов. В Париже особенно отметили тенденцию поиска баланса между традицией и инновацией, локальным и глобальным. Главными темами были природа и ландшафты, натуральные материалы и нарочито примитивыне формы, минимализм, — в этом направлении лидировали японские участники выставки. Тендеция, которую Франсуа Делькло (François Delclaux), создатель и директор стилистического агентства Un Nouvel Air, назвал «умным, колористическим дизайном», включает в себя новые объекты, которые отличаются не только инженерными находками, но и функциональны. Он часто приводил в пример работы Филиппа Нигро (Philippe Nigro) как наиболее иллюстрирующие тенденцию «умного» и комфортного дизайна с использованием натуральных материалов: дерево, керамика, камень и т.п. По словам эксперта в январе в Париже ярко была видна индивидуальность дизайнеров в их желании выразить свое настроение, было много юмора, этнических деталей и желания привнести в обыденную жизнь больше цвета и фантазии. Еще одна тенденция касается дизайна предметов премиум-класса, эту тенденцию Франсуа Делькло назвал как «luxurious & unique», как некую виртуально собранную коллекцию удивительных вещей, выполненных с помощью новых технологий. Другими словами мир дорогих вещей предстал как мир футуристических фантазий, воспетых странностей, где доминирует золото, но все вещи высокотехнолгичны, редки и в своих сюжетах отсылают к богатому европейскому историческому наследию.

О том, что люди будут остро нуждаться в ярком цвете говорил и Вэнсант Грегуар (Vincent Gregoire), директор по направлению Lifestyle в лаборатории трендов агентства Nelly Rodi. По его мнению, умы дизайнеров в ближайшее время будут занимать: космос, или иными словами преодоление гравитации (в немалой степени благодаря эстетике фильма «Гравитация»), высокотехнолгичные картины будущего, а палитра будет насыщена радостным жизнеутвержающим желтым.

Обстоятельный доклад о тенденциях в интериодизайне на последующие осень-зиму 15-16 был представлен Сесиль Розанстрош (Cécile Rosenstrauch), главой отделения, занимающегося исследованием домашнего интерьера и потребительских товаров стилистичсекого консалтингового агентства Peclers Paris. Во-первых, она отметила тенденцию к драматизации продукта, поскольку клиенты ждут не только чего-то нового, но и исполненного эмоциональным содержанием. Иными словами, продукт должен удивлять. Во-вторых, сразу назвала ключевые цвета сезона: желтый (!) всех оттенков, так сказать лето, адаптированное под зиму. Далее она назвала терракотовый и бордовый, мистический черный с эффектом лака, а также глубокий черный и черный с эффектом патины, с видимой текстурой, будет также моден зеленый цвет близкий к натуральному цвету минералов, керамики или же с текстурой ткани, бумаги. В-третьих, эксперт разделила тенденции в интериодизайне по целевым группам потребителей, вернее, по их образу жизни.

Итак, ориентированные на активный образ жизни люди, которые много проводят времени на природе и мобильны, будут предпочитать в своих интерьерах напоминание о загородном доме, прогулке «outdoor mood in the city»; вторая группа – ее эксперты назвали pop-alternative – склонна к прагматичности и художественному искусству, они буду стремиться к «игривости» интерьера, от которого будут требовать больше креативности и хорошего настроения; третья группа – neo-classic – будет стремиться к созданию различной атмосферы, возможно, обращение к ар-деко, многоцветию и переосмыслению стиля барокко в новом современном прочтении; четвертая группа – экзотическая богема – стремится к переосмыслению традиций в поисках всего необычного: новый колониальный стиль, «экстраординарная веранда», indo country, комната в китайском стиле, dragon bar (мистическая атмосфера, черные поверхности, принты, ткани, экзотическая атмосфера).

 

 

BODHISATTVAS

Бодхисаттвы – это те, кто познал просветление при жизни, но остался среди людей, чтобы помогать нам. Две таких выдающихся личности пригласили организаторы на Саммит: Том Диксон (Tom Dixon) и Паола Навоне (Paola Navone). Первая мысль, которая потом сала навязчивой во время выступления каждого из них: как они видят этот мир? Как им удается не бояться границ и различий, не бояться разности культур, смешивать несмешиваемое, оставляя за каждым образом свое место и обогащая его своими трансформациями? Как это возможно из индийских сосудов для воды сделать абажур, форма которого прочно ассоциируется с именем Тома Диксона, или обнаружить в люстрах сходство с кренолинами и освежить ими пространство, как это делает Паола Навоне. Она призналась сразу в неспешной манере, что любит объекты, предметы, казалось, что она работает с ними, как режиссер с актерами, выуживая наружу их скрытые таланты для той или иной роли в интерьере. Эти люди могут всё, они чувствуют пространство и создают свои миры.

Том Диксон говорил о создании пространства через его ощущение (to feel the space) о том, что его интересуют «кости, скелет» («the bones of the object») объекта, как он устроен, а не его «кожа». И этот интерес к тому, что обычно бывает скрыто в архитектуре особенно, вызвал в нем желание вывернуть наружу каркас, потому что он тоже по-своему красив. В мощи каркаса заключается его эстетическая ценность. Скульптурность, нарочитая материальность объектов привлекают его внимание как дизайнера боле всего. Он с сожалением говорил также о чудовищной скорости копирования его арт-объектов, которые потом продавались на e-bay с большим успехом, хотя к нему не имели никакого отношения.

Паола Навоне могла бы просто молча показывать фотографии своих проектов: офрмленные рестораны, курорты, гостиницы, жилые помещения и т.д., и все равно бы она поразила своим талантом работать в любых предложенных условиях, конечным итогом все равно становится гармония и свежий взгляд на мир. Первым делом она показала нам раковину, которую спроектировала для интерьера кухни, назвав этот привычный и весьма обыденный предмет по-детски и с юмором «pool for the vegetables» (бассейн для овощей). На Саммите эксперты не раз говорили о встрече Востока и Запада, но в проектах этих двух мастеров они давно встретились, друг друга наполнили и создали невероятные по красоте эмоциональные источники гармонии: будь то новый арт-объект или новый интерьер или новое отношение к привычным вещам.

Если говорить о встрече Востока и Запада, то в этом смысле были интересны альянсы заказчиков и архитекторов: Рэда Амалу (Reda Amalou), дизайнер, создатель компании AW²и Акира Морено (Akira Moreno), топ-менеджер GHM Hotels, а также Андрэ Фу (André Fu), дизайнер, создатель компании AFSO и Джованни Витерале (Giovanni Viterale), генеральный менеджер Fullerton Bay Hotel. Первый тандэм создал уникальный гостиничный комплекс во Вьетнамие уровня премиум-класса, второй – отреставрировал один из самых известных отелей Сингапура, соединив старое и новое в интерьере. Рэда Амалу и Акира Морено говорили о создании атмосферы принадлежности месту, Рэда, как дизайнер, сказал невозможную для самолюбия дизайнера вещь о том, что он стремился создать такой интерьер, в котором не было бы видно индивидуальности дизайнера, он стремился подражать самой природе, растворится в ней, чтобы в итоге клиент даже не замечал апартаментов вокруг, а лишь наслаждался природой.

Андрэ Фу и Джованни Витерале представляли собой самый гармоничный деловой дуэт, какой только может быть между заказчиком и дизайнером. По лицу г-на Витерале ясно читалось, что он доволен сотрудничеством, и ему нравится то, что сделал Андрэ Фу. Невозможно было не пойти и не посмотреть! Андрэ говорил о том, что ему хотелось сохранить обнаруженную высоту между соединенными зданиями старого и нового корпуса, чтобы сохранить воздух и величие. Так и есть: создан воздух и пространство, сохранено величие.

 

 

PASSION

Самое часто употребимое слово на Саммите было passion (страсть), даже самые сдержанные и уставшие от перелетов участники – а все они либо дизайнеры, либо архитекторы, либо теоретики-искусствоведы – в том или ином виде говорили о том, что если нет страсти к дизайну, не стоит начинать. Это тяжелая изнурительная профессия, требующая широкого кругозора, чувствительности и чувственности, невероятной наблюдательности и трудолюбия. Хочется добавить: и удачи, ведь, счастливый случай, судьба, который сводит заказчиков и клиентов или коллег вместе имеет огромное значение даже для состоявшихся и известных дизайнеров. Пример такого удачного сотрудничества на выставке представил основатель компании «NENDO» и дизайнер САТО Оки: вместе с компанией «AXOR» они разработали лампу-душ (LampShower), их совместное интервью вы можете прочитать здесь. В предварительном плане Саммита стояло выступление генерального менеджера компания «NENDO» Ито Акихиро, к сожалению, в программу были внесены изменения в связи с занятым графиком г-на Ито, но сам он был на первых днях выставки, и на мой вопрос в пресс-центре, в чем успех их компании, Ито-сан сказал не задумываясь: «не спать ночами, — работать!».

Изрядную порцию страсти нам продемонстрировала Келли Чен (Kelly Cheng), дизайнер, главный редактор журнала Singapore Architect и создатель консалтинговой компании «The Press Room». В следующем году Сингапур будет праздновать 50-летие со дня основания государственности. К этой дате г-жа Чень разрабатывает дизайн книги, посвященной истории архитектуры Сингапура. Она поделилась своим секретом понимания дизайна в издательском деле. «Во мне, — говорит г-жа Чень, — любой дизайнерский проект, в моем случае, это — книги и журналы, должен пробудить музыку. Если я пойму основную мелодию проекта, то я смогу легко создать скелет, основу, на которой создам удобную навигацию для читателя. Удобная навигация и есть цель книжного дизайна. Возьмем, например, эту книгу, посвященную 50-ти годам становления архитектуры Сингапура. Для меня это симфония, важно понять, как будет звучать увертюра к ней, мне слышиться Чайковский». К сожалению, это было единственное упоминание России на столь престижном форуме.

Если Келли Чен черпает вдохновение в музыке, то Джойс Ван (Joyce Wang), дизайнер из Гонконга и создатель собственной студии, воодушевил на создание интерьера в ресторане «Аммо» фильм Жана Люка Годара «Альфавиль»[7]. Следуя его принципу, а он считал, что для успешного кино будет достаточно две вещи: gun & girl, воплотила со всей страстью этот принцип в интерьер ресторана. Она рассказывала о трудностях, с которыми сталкиваются дизайнеры Гонконга: многоуровневость и «густота» городских джунглей, чтобы выделиться среди многообразия всего, что есть в этом городе, надо постараться. «Gun» в ее интерьере – это брутальный металл, «Girl» – иллюстративные панно с девушками. Много было сказано о сексуальности интерьера, прибавьте к этому ее низкий голос в регистре Таниты Тикарам и прямой взгляд в аудиторию, неспешную и уверенную манеру презентации работы своей Студии, надо ли удивляться, что ей удалось собрать успешную команду, которая работает в двух городах – Гонконге и Бостоне.

О страсти говорили в дуэте архитекторов-дизайнеров Изабель Миаджа (Isabelle Miaja), интерио архитектор и директор Miaja Design Group, и Тони Чизом (Tony Chisholm), генерального менеджера Sofitel So Singapore. В течение трех лет они работали над восстановлением и обновлением интерьеров одной из престижных гостиниц сети Софитель в Сингапуре. Колоссальная работа, прежде всего, была проделана дизайнером и архитектором, чтобы понять ожидания и возможности заказчика, друг друга, сделать терпение своим первым я. Вполне официальное выступление, добротный рассказ о том, какие стилистические решения были приняты и т.п. вдруг закончился искренними словами Изабель – совет молодым коллегам-дизайнерам, сказанный твердо и эмоционально почти с мхатовской паузой: «будьте романтиками, никогда не считайте времени, потраченного на проект… и, вообще, ничего не считайте».

 

DESIGN, SINGAPORE!

Вы ходите, не поднимая головы, всё время глядя себе под ноги? Отлично! Тогда вам – в Национальный центр дизайна Сингапура на Мидл роуд. Там для таких как вы всё о дизайне написано на полу и нарисована красная направляющая стрела, которая ведет ко всем выставкам. Особенно много их было во время Недели дизайна: выставка совместных достижений студентов факультета дизайна и окружающей среды и других факультетов Национального университета Сингапура (НУС), выставка GOOD DESIGN в Сингапуре, выставка лучших выпускников-дизайнеров и преподавателей и т.д. На верхних этажах размещены аудитории, административные помещения и офисы проектных бюро. Одна из основных аудиторий представляет собой бывшую часовню конвента Св. Антония. В зале сохранен прежний объем воздуха, декор, даже фигура распятого Христа, дизайнеры старались найти баланс между прежним обликом и новыми функциями зала.

Идея создания Национального центра дизайна впервые прозвучала в Сингапуре в 2008 г., а в 2010 г. Комитет экономических стратегий принял дизайн как перспективную деятельность для развития в Сингапуре, и согласно дополнительным комментариям Пятого подкомитета дизайн следовало понимать на уровне инноваций. «Всё это привело к созданию Национального центра дизайна в качестве многофункционального дизайн-хаба, где дизайнеры и бизнесмены могли бы найти друг друга для взаимодействия, для участия в различных программах, для использования всех предоставленных возможностей, чтобы развивать межиндустриальные связи для создания новых ценностей через дизайн. Здесь нашел себе приют и т.н. Дизайн Сингапур Консулат», — говорит Джефри Хо, исполнительный директор Консулата[8].

Основным образовательным учреждением, где готовят дизайнеров, является Национальный университет Сингапура, но кроме него сущетсвует еще ряд «школ» дизайна. Во время Недели дизайна — 15 марта 2014 г. — в Сингапуре состоялся День октрытых дверей НУС, подавляющее большинство потенциальных абитуриентов присутствовало на факультете медицины и фармацевтики – это те факультеты, которые обеспечили успех NUS в Азии и в мире. Презентация отделения дизайна была разбита на две составляющие: архитектура и промышленный дизайн (Architecture and Industrial Design) и проектный менеджмент в неждвижимости (Project & Facilities Management and Real Estate).

Обучающая программа разбита на 8 семестров, — говорит в интервью накануне выставки M&O Кристиан Бушаранк (Christian Boucharenc), заместитель главы отделения промышленного дизайна в Школе дизайна и окружающей среды NUS, — три первых семестра посвящены обучению фундаментальным знаниям по дизайну и получению базовых навыков… Последний год обучения весь отдан завершающему проекту. Мы сосредоточены на трех направлениях: нужды человека, новые технологии и социальная направленность[9]. Кстати, на Саммите M&O выступили представители всех основных школ дизайна в Сингапуре, в их выступлениях красной нитью проходила тема именно социальной «пользы» для Сингапура. Возможно, в этом и есть уникальность сингапурского дизайна, его отличие от остальной Азии и от мира.

Мой опыт в Азии, Японии, Китае и Тайване позволяет мне сделать нескоторые наблюдения, — продолжает Кристиан Бушаранк, — в Азии не существует единого общего для всех т.н. азиатского дизайна. В течение многих лет японский промышленный дизайн взращивал свою собственную индивидуальность, черпая вдохновение для соврменного дизайна в своем культурном наследии. Южная Корея тратит много средств на продвижение дизайна, понимая, что это является важнейшим фактором для экономического успеха страны. В последние годы мы наблюдаем значительный прогресс в качестве корейского дизайна. Однако китайский и тайваньский дизайны, не смотря на многочисленные усилия, все еще остается на cтадии репродуктирования западных моделей. В работах студентов из этих стран мы видим «мимикрию» западного дизайна. И это нормально, если мы вспомним, что процесс обучения в этих странах основан на копировании и воспроизведении работ великих мастеров. Нет никакого сомнения, что китайский и тайваньский промышленный дизайн найдут свое индивидуальное место, переработав свои культурные традиции и обратившись к решению своих внутренних проблем [10].

Во время выставки M&O мне удалось записать блиц-интервью с одним из шести набирающих силу молодых талантов, отмеченных французскими экспертами, Майком Маком из Гонконга. Возможно, наш с ним короткий разговор – виртуальное продолжение мысли г-на Бушаранка. Работы Майка сразу обратили на себя внимание своей аутентичностью. Он использовал в качестве вдохновения древнюю иероглифическую культуру Китая:

Майк, вы не боитесь, что, обращаясь к иероглифам, вы ограничиваете круг своих поклонников только теми, кто знает иероглифическое письмо?

— Не боюсь, хотя мне изначально тоже казалось, что меня смогут понять только азиаты, однако на удивление моими работами всерьез заинтересовались в Европе и в Америке, им было интересно узнать, что стоит за моими образами.

Когда я впервые увидела вашу лестницу-луну и цветочную вазу, я подумала, может, наоборот, Майк ориентирован на европейцев, которые изучают иероглифы, чтобы облегчить нам этот нелегкий путь 🙂

— Вообще-то, я не думал о целевой аудитории, мне просто хотелось выразить то, что накопилось у меня на душе, поделиться с людьми. Я закончил Политехнический институт в Гонконге, я отлично знаю историю европейского дизайна и промышленных революций в Европе, но мне стало странно, неужели Азия ничего не может предложить миру в смысле дизайна. Отсюда и родилась моя лестница-луна, ведь в китайских иероглифах по большому счету ничего не менялось 5000 лет, каждый иероглиф – это знак, зашифрованная форма. Мне вообще хотелось бы изменить отношение к азиатским дизайнерам, мы умеем не только копировать!

РУССКИЕ ИДУТ?

В Москве существует Французский центр дизайна, кстати, они приглашали российских специалистов на выставку М&О в Париже. Как известно, самый большой рынок в России – это Москва, насколько столичная публика интересуется новинками интериодизайна и каких мастеров предпочитает?

ДОБРЫНИНА Зоя, генеральный директор Conde House Russia, Москва: Прошло насыщение VIP-покупками, с центральных улиц Москвы уходят мебельные магазины один за другим, — началась даже тенденция экономии средств покупателями со стороны тех, кто может позволить себе дорогие покупки. Это общеевропейская тенденция. Мне даже кажется сейчас, что Азия (Япония, Китай, Южная Корея, Сингапур и др.) — сейчас прилично далеко ушли вперед и динамично развиваются, поэтому сегменты дорогих предметов там развиваются. Запад сейчас (Европа, и Москва так же) — больше в стагнации и в режиме экономии. С одной стороны, это хороший знак в том смысле, что есть разумный подход к расходованию средств, уходит пафос, а, с другой, — продавать даже очень качественные, но дорогие вещи сложнее и сложнее…

Стоит ли японской стороне создать Японский центр дизайна в России, об этом я спросила Накамута-сан, он считает, что «действительно в последнее время Россия привлекает японских бизнесменов, но нет уверенности, что россиянам интересен японский дизайн, а в таких условиях открывать подобный центр вряд ли есть смысл. Связей с российскими университетами у нас тоже нет, да и я по долгу службы занимаюсь в Сингапуре развитием дизайна Юго-Восточной Азии в основном. Лично мне была интересна с давних времен российская продукция, особенно лазерные технологии (например, 3Д-принтер), но, к сожалению, четкого представления о том, что такое русский стиль в дизайне, не имею. На днях вернулся из Дубая, там тоже проводили неделю дизайна. Очень похоже на Сингапурскую. Дело в том, что Дубай тоже интернациональный город, в котором смешиваются Восток и Запад, так же как и Сингапур, вкладывает много сил и энергии в развитие через дизайн. Очень впечатлили горящие глаза молодых дизайнеров».

В последний день выставки я прошлась по японским участникам, чтобы спросить их впечатления, оправдались ли их надежды на азиатский дебют и приедут ли они в следующем году на эту выставку. В отличие от первого дня, когда все были напряжены, а кое-кто наводил последний лоск в своем павильоне, в последний день все были разговорчивее. Почти все сказали, что было много баеров, но приедут ли они в Сингапур на следующий год, пока не знают, — это зависит от результатов торговых переговоров. У некоторых японских павильонов посетителей было больше, чем в Париже, как им показалось. К сожалению, в Сингапур не приехала заявленная ранее мебельная компания COLORS. Возможно, они, как и многие другие появятся в Сингапуре на отдельной выставке японского дизайна в октябре 2014 г., которая пройдет в те же сроки, что и продуктовая японская выставка OISHII JAPAN (Вкусная Япония). Прошу предпринимателей обратить внимание на эту уникальную возможность увидеть в октябре в Сингапуре сразу две выставки!

Во время Недели дизайна в Национальном центре дизайна проходила выставка победителей GOOD DESIGN AWARD 2013.

В Сингапуре вы также сможете найти музей другой престижной награды – RED DOT DESIGN AWARD, там собраны все лучшие дизайнерские проекты, в том числе самые последние, среди победителей 2013 года показались знакомыми приборы в форме натуральных веточек, — такие же я видела на выставке M&O в павильоне Tsubame[11]! Оказалось, что дизайнер Окуяма Кэн действительно сотрудничает с ними. И таких примеров, когда разработанные дизайнерами идеи, вещи, инфографика, принципы работы, были внедрены в производство и доведены до потребителя, много – весь музей.

MAISON & OBJET ASIA невозможно было бы представить без поддержки в качестве клубного партнера LALA CURIO, Сингапурских авиалиний. Официальным ритэйл-партнером был магазин РОБИНЗОН, директор которого рассказал о своей стратегии выживания в Азии, молодые азиатские таланты были поддержаны журналом SURFACE SOUTHEAST ASIA, награды предоставила компания LUZERNE. Партнеры выставки: ASIA PACIFIC SPACE DESIGNERS ASSOCIATION (APSDA), SINGAPORE INSTITUTE OF ARCHITECTS (SIA), INTERIOR DESIGN CONFEDERATION (IDC). Партнеры французских павильонов: Ассоциация художественных мастерских Франции, Торгово-промышленная палата региона NORD DE FRANCE, ТПП LIMOGES, ТПП INTERNATIONAL FRANCHE-COMTÉ, CENTRECO-CENTREXPORT.

Сумарокова О.Е.


[1] Оператором выставки выступила организация SAFI – филиал Ассоциации художественных мастерских Франци и Reed Expo France

[2] Выставка в Сингапуре занимала 6000 м², тогда как в Париже 130 000 м²

[3] В Синагпуре принимали участие следующие компании: Edges Trading LLC –YASUKE производители тканных обоев и обивочной материи, дистрибьюторы находятся в Дубае; Производитель высококачественных полотенец с 110-летней историей, хлопок которых похож на ощупь на шелк Imabari Towel Japan; Производители, как написано в каталоге, luxury towels – роскошных полотенец компания ORIM Co.,LTD; Производители часов Q&Q; Компания RE-MIX JAPAN GROUP; TAKESHITA brand HOTARU; TSUBAMESANJO; MANAS.

[4] Антон Бельтюков и Станислав Караченцев получили награду Red Dot Design в 2005 г. в Сингапуре.

[5] http://macaubusinessdaily.com/Economy/EIU-again-forecasts-Macau-fastest-growing-economy

[6] «китайцы являеются самой большой в мире потребительской группой в сегменте luxury, обеспечив половину мировых продаж в 2013 г. по данным Fortune Character Institute», см. стр. 66 бортовой журнал Discovery, March 2014, Cathay Pacific

[7] "Альфавилль" (1965) – фантастический фильм-антиутопия (или, как кто-то удачно заметил анти-антиутопия), снятый в жанре "нуар". Работая над этой лентой, Годар решил снимать ночью на новую высокочувствительную пленку и практически без искусственного освещения. И заверения оператора Рауля Кутара о том, что на пленке ничего не будет видно, на Годара не подействовали. Результат: три тысячи метров испорченной пленки, возмущение съемочной группы, и режиссеру пришлось смириться с реальностью. Фильм пришлось снимать вечером за закрытыми наглухо шторами. РИА Новости

[8] См. журнал «CUBES», № 66, февраль-март 2014, Сингапур, стр. 118

[9] См. журнал «Maison & Objet Oxygene», № 26, весна-лето 2014, стр.36

[10] См. журнал «Maison & Objet Oxygene», № 26, весна-лето 2014, стр.36

[11] Компания «Цубамэ» (Ниигата) приезжала на выставку во Владивосток, они хорошо известны по всей Японии как производители столовых приборов и поставщики своей продукции императорского двора.

Отклики на “НЕОЖИДАННЫЙ ДЕБЮТ”: 5

  1. Коноплёва Людмила Денисовна

    Оля-сан! Какой колоссальный труд! Восхищают и твои познания иностранных языков(!). Твои переживания за отечественный дизайн, досада за отсутствие на выставке дизайнерской продукции России и т.п. думаю, будут волновать и читателей этого материала.
    Вместе с тем твои яркокрасочные фотоснимки ночного города привносят радостные нотки, глядя на них возникает желание поехать в Сингапур. Для специалистов дизайнерских фирм эта несомненно очень нужная статья. Поздравляю!

  2. Ермолина Элеонора

    Оля, ты воообще! такой разносторонний и многогранный персонаж! Очень полезная статья. Для меня, как неспециалиста в дизайне, про цветовые тенденции и тенденции дизайнерского рынка в Москве. Уверена, что специалисты найдут много нового!))

  3. Игорь Егоров

    Ольга, спасибо за богатый, очень информативный материал. Желаю дальнейших успехов.

  4. Ольга Кравченко

    Ольга Евгеньевна, в вашем репортаже материала на целый цикл статей, а то и на книгу! Например, об истинной сути и роли дизайна в нашей жизни. Интересно, познавательно, наглядно и убедительно.

Добавить комментарий