НЕОЖИДАННЫЙ ДЕБЮТ

Азиатский дебют выставки МAISON & OBJET в Сингапуре

Выставка интериодизайна MAISON & OBJET проводится с 1995 года, отличительной ее чертой является профессиональная связь с экспертами, мастерами, дизайнерами и бизнес-кругами. По итогам выставки и постоянной работы экспертов составляются тенденции на последующие сезоны, что придает ей статус значимого события для дизайнеров. Два раза в год — в январе и сентябре — в Париже на этой площадке встречаются производители мебели, предметов интерьера, эксперты, баеры и клиенты. Ожидал ли кто-нибудь эту престижную и совершенно европейскую выставку в Азии?

Организаторы[1] выставки MAISON & OBJETАссоциация художественных мастерских Франции (ATELIERS D’ART DE FRANCE), Reed Expositions France при поддержке Reed Exhibitions Singapore – в течение двух лет готовились к данному дебюту. Несмотря на меньшее количество участников по сравнению в Парижем, выставка не потеряла атмосферы интеллектуального праздника красоты. Революционные шаги, возможно, в крови у французов, только к этому надо добавить профессиональное маркетинговое чутье и готовность рискнуть общими усилиями, которые были поддержаны сингапурскими партнерами: Design Singapore, Singapore Exhibition & Convention Bureau, Your Singapore.

В январе 2014 г. в Париже выставку посетили более 80 000 человек, в Сингапуре с 10 по 13 марта, где масштаб выставки значительно уступал Парижу[2] – более 13 000 человек. На январской выставке в Париже участвовали 77 японских компаний из 3000 брэндов, на азиатском дебюте – 8 из 272. Осторожная цифра для дебюта понятна, к тому же, японские компании в Сингапуре отлично знают и ценят уникальный почерк японского дизайна, о чем не раз приходилось слышать от местных специалистов в течение недели дизайна.

НАКАМУТА Ёити (Nakamuta Yoichi), Design Editor/Producer, живет и работает в Сингапуре с 2012 г., курирует многие выставки и проекты, связанные с талантливыми дизайнерами Азии, считает, что японских компаний было мало только потому что «эта выставка проводилась в первый раз, но японские производители однозначно приехали посмотреть и оценить перспективность этого мероприятия. Среди посетителей выставки были самые разные азиатские гости, по словам японских журналистов, они ожидали больше азиатских участников. М&O известная в Европе выставка, но на азиатском дебюте ожидали больше «объектов» из Азии. М&O следует еще тщательнее понимать ожидания от Азии». Слова Накамута-сан подтверждает статистика: японских посетителей было 390 человек, это третье место после сингапурцев (5079 чел) и индонезийцев (635 чел). Большая часть из них появилась в последний день выставки MAISON & OBJET поскольку конец этой выставки совпадал с началом традиционной для этого времени года Международной ярмарки мебели. Необходимо отметить исключительно удобно организованные все события Недели дизайна. Это позволило дизайнерам, бизнесменам, студентам дизайнерских факультетов и широкой общественности распределить свое время так, чтобы успеть практически всё: познакомиться с лучшими дизайнерами на творческих встречах, с примерами «хорошего дизайна» на выставках, открыть для себя много новых идей и перспектив сотрудничества во время дискуссий на базе Национального центра дизайна. Организатором недели дизайна и партнером всех событий выступил Консулат Сингапурского дизайна.

Как вы знаете, наш Японский центр способствует созданию бизнес-связей между японскими и российскими бизнесменами. Из нашего опыта мы видим, что одной из проблем в достижении успеха в этом вопросе является подчас неготовность обеих сторон к созданию понятной для партнера коммуникации и отсутствие понимания особенностей рынка каждой из сторон. Участники подобных выставок всегда готовы к самым неожиданным предложениям от различных зарубежных партнеров – это и есть их цель участия в такой престижной, а, следовательно, дорогой для экспонирования выставке. Российским бизнес-кругам, заинтересованным в поиске нового и качественного продукта из Японии, интересного для российского потребителя, стоит обратить внимание на японские компании[3], которые принимают участие в международных выставках такого уровня, поскольку это бизнесмены, которые уже готовы к внешним контактам.

ШАРОВА Эльвира, директор русской галереи «11.12», Сингапур: Я считаю, что участие русских компаний в международных шоу просто необходимо. Это даёт колоссальный опыт организации: получение информации о тенденциях в области дизайна и арта, новые партнёры. В конце концов, это необходимо для повышения статуса компании, зачастую и для страны тоже. Да, всё это звучит как красивая и радужная перспектива, но, к сожалению, не каждая компания себе может позволить это. Очень грустно осознавать, что на азиатском рынке Россия, огромная страна и с большим потенциалом, не в состоянии конкурировать с другими европейскими компаниями. Нам, как участникам многих международных выставок, понятна причина. Это финансы.… Необходимо сотрудничество для осуществления проектов между дизайнерскими компаниями, арт галереями и финансовыми структурами.

ДОБРЫНИНА Зоя, генеральный директор Conde House Russia, Москва, condehouse@mail.ru

Возможно, на подобную выставку в Сингапуре стоит приезжать покупателям из Владивостока, Хабаровска и Новосибирска. Считаю, что для продвижения мебели сейчас нужно быть больше, чем продавцом — нужно быть дизайнером, нужно помогать понять покупателю, что ему лучше подойдет. Нужно разбираться не только в мебели, но и в архитектуре, дизайне, строительстве. Иными словами, нужно больше компетенций. Сегмент «премиум» в любом случае развивается и будет развиваться, несмотря ни на какие трудности. И мебель класса Conde House будет находить все новых и новых поклонников.

Почему французская престижная выставка пришла в Азию, и почему именно в Сингапуре? Кроме очевидного ответа, что Азия – это рынок сбыта, дизайн в Сингапуре приобрел масштабы национальной идеи, само слово дизайн употребляется в самых разных ситуациях и является порой синонимом словам «думать», «чувствовать», «видеть», «организовать». Мне кажется, в России мы не придаем этому слову столь многозначительной роли, после возвращения с выставки мы говорили об этом с Антоном БЕЛЬТЮКОВЫМ, руководителем проектного бюро «КБ», Red Dot Design Award 2005[4] (Владивосток):

У нас все по сути ошибаются в восприятии профессии дизайнера. В русском понимании очень сильно, до примитивизма, упрощены требования к этой профессии. Дизайн представляется как творческая деятельность, которую может осуществлять любой человек, и, которая не способна повлечь за собой серьезные сдвиги, допустим, в социальном или экономическом плане. Люди и государственные структуры не воспринимают Дизайн как инструмент для того, чтобы вывести на новый уровень развития компанию, город, страну. Это не просто работа с художественным образом, а серьезный процесс проектирования с учётом всех внешних условий для получения максимальной эффективности. Английское слово "design" лучше бы совсем не использовать. Пусть это будет Проектирование, потому что этот термин хоть в какой-то мере определяет научный подход, а людям понятен процесс, скрытый за этим понятием.

На мой вопрос к различным участникам выставки, почему выбран Сингапур, а не, скажем, Макао, город, экономика которого в 2013 г. продемонстрировала невероятный рост[5], коль скоро доминирующим в азиатском дебюте было направление LUXURY[6]. Все сошлись в одном мнении – в Сингапуре всем легче собраться, сюда проторены дорожки международного бизнеса, да и географически Сингапур видится многим как равноудаленная от всех комфортная во всех отношениях и нейтральная площадка для бизнес-переговоров.

Особенностью этой выставки, для которой тщательный подбор участников всегда дело престижа, стоит назвать Саммит, а, по сути, отличного качества научную конференцию, посвященную интериодизайну, стилю жизни и взаимовлиянию Востока и Запада. Как раз здесь отчетливо была видна огромная работа организаторов по мониторингу азиатского рынка, выявлению лидеров индустрии дизайна, ключевых популярных фигур, флагманов, за которыми будущее в этой области не только в Сингапуре, но и в целом в Азии. Так же, как и в Париже, был назван лучший дизайнер года в Европе — англичанин Том Диксон, в Сингапуре лучшим дизайнером года в Азии был назван Кеннет Кобонпуи (Kenneth Cobonpue, Филиппины). Французской стороной также были выбраны шесть подающих надежды дизайнеров «Asian Rising Talents»: Denny Rasyid Priyatna (Indonesia), Lilianna Christina Manahan (Philippines), Lo YuFen (Taiwan), Melvin Ong (Singapore), Mike Mak (Hong Kong), Sittichai Ngamhongtong (Thailand).

 

 

TRENDS

Об итогах проведенной в Париже январской версии M&O и о тенденциях на следующие периоды – вплоть до осень-зима 15-16 — говорили на выставке несколько экспертов. В Париже особенно отметили тенденцию поиска баланса между традицией и инновацией, локальным и глобальным. Главными темами были природа и ландшафты, натуральные материалы и нарочито примитивыне формы, минимализм, — в этом направлении лидировали японские участники выставки. Тендеция, которую Франсуа Делькло (François Delclaux), создатель и директор стилистического агентства Un Nouvel Air, назвал «умным, колористическим дизайном», включает в себя новые объекты, которые отличаются не только инженерными находками, но и функциональны. Он часто приводил в пример работы Филиппа Нигро (Philippe Nigro) как наиболее иллюстрирующие тенденцию «умного» и комфортного дизайна с использованием натуральных материалов: дерево, керамика, камень и т.п. По словам эксперта в январе в Париже ярко была видна индивидуальность дизайнеров в их желании выразить свое настроение, было много юмора, этнических деталей и желания привнести в обыденную жизнь больше цвета и фантазии. Еще одна тенденция касается дизайна предметов премиум-класса, эту тенденцию Франсуа Делькло назвал как «luxurious & unique», как некую виртуально собранную коллекцию удивительных вещей, выполненных с помощью новых технологий. Другими словами мир дорогих вещей предстал как мир футуристических фантазий, воспетых странностей, где доминирует золото, но все вещи высокотехнолгичны, редки и в своих сюжетах отсылают к богатому европейскому историческому наследию.

О том, что люди будут остро нуждаться в ярком цвете говорил и Вэнсант Грегуар (Vincent Gregoire), директор по направлению Lifestyle в лаборатории трендов агентства Nelly Rodi. По его мнению, умы дизайнеров в ближайшее время будут занимать: космос, или иными словами преодоление гравитации (в немалой степени благодаря эстетике фильма «Гравитация»), высокотехнолгичные картины будущего, а палитра будет насыщена радостным жизнеутвержающим желтым.

Обстоятельный доклад о тенденциях в интериодизайне на последующие осень-зиму 15-16 был представлен Сесиль Розанстрош (Cécile Rosenstrauch), главой отделения, занимающегося исследованием домашнего интерьера и потребительских товаров стилистичсекого консалтингового агентства Peclers Paris. Во-первых, она отметила тенденцию к драматизации продукта, поскольку клиенты ждут не только чего-то нового, но и исполненного эмоциональным содержанием. Иными словами, продукт должен удивлять. Во-вторых, сразу назвала ключевые цвета сезона: желтый (!) всех оттенков, так сказать лето, адаптированное под зиму. Далее она назвала терракотовый и бордовый, мистический черный с эффектом лака, а также глубокий черный и черный с эффектом патины, с видимой текстурой, будет также моден зеленый цвет близкий к натуральному цвету минералов, керамики или же с текстурой ткани, бумаги. В-третьих, эксперт разделила тенденции в интериодизайне по целевым группам потребителей, вернее, по их образу жизни.

Итак, ориентированные на активный образ жизни люди, которые много проводят времени на природе и мобильны, будут предпочитать в своих интерьерах напоминание о загородном доме, прогулке «outdoor mood in the city»; вторая группа – ее эксперты назвали pop-alternative – склонна к прагматичности и художественному искусству, они буду стремиться к «игривости» интерьера, от которого будут требовать больше креативности и хорошего настроения; третья группа – neo-classic – будет стремиться к созданию различной атмосферы, возможно, обращение к ар-деко, многоцветию и переосмыслению стиля барокко в новом современном прочтении; четвертая группа – экзотическая богема – стремится к переосмыслению традиций в поисках всего необычного: новый колониальный стиль, «экстраординарная веранда», indo country, комната в китайском стиле, dragon bar (мистическая атмосфера, черные поверхности, принты, ткани, экзотическая атмосфера).

 

 

BODHISATTVAS

Бодхисаттвы – это те, кто познал просветление при жизни, но остался среди людей, чтобы помогать нам. Две таких выдающихся личности пригласили организаторы на Саммит: Том Диксон (Tom Dixon) и Паола Навоне (Paola Navone). Первая мысль, которая потом сала навязчивой во время выступления каждого из них: как они видят этот мир? Как им удается не бояться границ и различий, не бояться разности культур, смешивать несмешиваемое, оставляя за каждым образом свое место и обогащая его своими трансформациями? Как это возможно из индийских сосудов для воды сделать абажур, форма которого прочно ассоциируется с именем Тома Диксона, или обнаружить в люстрах сходство с кренолинами и освежить ими пространство, как это делает Паола Навоне. Она призналась сразу в неспешной манере, что любит объекты, предметы, казалось, что она работает с ними, как режиссер с актерами, выуживая наружу их скрытые таланты для той или иной роли в интерьере. Эти люди могут всё, они чувствуют пространство и создают свои миры.

Том Диксон говорил о создании пространства через его ощущение (to feel the space) о том, что его интересуют «кости, скелет» («the bones of the object») объекта, как он устроен, а не его «кожа». И этот интерес к тому, что обычно бывает скрыто в архитектуре особенно, вызвал в нем желание вывернуть наружу каркас, потому что он тоже по-своему красив. В мощи каркаса заключается его эстетическая ценность. Скульптурность, нарочитая материальность объектов привлекают его внимание как дизайнера боле всего. Он с сожалением говорил также о чудовищной скорости копирования его арт-объектов, которые потом продавались на e-bay с большим успехом, хотя к нему не имели никакого отношения.

Паола Навоне могла бы просто молча показывать фотографии своих проектов: офрмленные рестораны, курорты, гостиницы, жилые помещения и т.д., и все равно бы она поразила своим талантом работать в любых предложенных условиях, конечным итогом все равно становится гармония и свежий взгляд на мир. Первым делом она показала нам раковину, которую спроектировала для интерьера кухни, назвав этот привычный и весьма обыденный предмет по-детски и с юмором «pool for the vegetables» (бассейн для овощей). На Саммите эксперты не раз говорили о встрече Востока и Запада, но в проектах этих двух мастеров они давно встретились, друг друга наполнили и создали невероятные по красоте эмоциональные источники гармонии: будь то новый арт-объект или новый интерьер или новое отношение к привычным вещам.

Если говорить о встрече Востока и Запада, то в этом смысле были интересны альянсы заказчиков и архитекторов: Рэда Амалу (Reda Amalou), дизайнер, создатель компании AW²и Акира Морено (Akira Moreno), топ-менеджер GHM Hotels, а также Андрэ Фу (André Fu), дизайнер, создатель компании AFSO и Джованни Витерале (Giovanni Viterale), генеральный менеджер Fullerton Bay Hotel. Первый тандэм создал уникальный гостиничный комплекс во Вьетнамие уровня премиум-класса, второй – отреставрировал один из самых известных отелей Сингапура, соединив старое и новое в интерьере. Рэда Амалу и Акира Морено говорили о создании атмосферы принадлежности месту, Рэда, как дизайнер, сказал невозможную для самолюбия дизайнера вещь о том, что он стремился создать такой интерьер, в котором не было бы видно индивидуальности дизайнера, он стремился подражать самой природе, растворится в ней, чтобы в итоге клиент даже не замечал апартаментов вокруг, а лишь наслаждался природой.

Андрэ Фу и Джованни Витерале представляли собой самый гармоничный деловой дуэт, какой только может быть между заказчиком и дизайнером. По лицу г-на Витерале ясно читалось, что он доволен сотрудничеством, и ему нравится то, что сделал Андрэ Фу. Невозможно было не пойти и не посмотреть! Андрэ говорил о том, что ему хотелось сохранить обнаруженную высоту между соединенными зданиями старого и нового корпуса, чтобы сохранить воздух и величие. Так и есть: создан воздух и пространство, сохранено величие.

 

 

PASSION

Самое часто употребимое слово на Саммите было passion (страсть), даже самые сдержанные и уставшие от перелетов участники – а все они либо дизайнеры, либо архитекторы, либо теоретики-искусствоведы – в том или ином виде говорили о том, что если нет страсти к дизайну, не стоит начинать. Это тяжелая изнурительная профессия, требующая широкого кругозора, чувствительности и чувственности, невероятной наблюдательности и трудолюбия. Хочется добавить: и удачи, ведь, счастливый случай, судьба, который сводит заказчиков и клиентов или коллег вместе имеет огромное значение даже для состоявшихся и известных дизайнеров. Пример такого удачного сотрудничества на выставке представил основатель компании «NENDO» и дизайнер САТО Оки: вместе с компанией «AXOR» они разработали лампу-душ (LampShower), их совместное интервью вы можете прочитать здесь. В предварительном плане Саммита стояло выступление генерального менеджера компания «NENDO» Ито Акихиро, к сожалению, в программу были внесены изменения в связи с занятым графиком г-на Ито, но сам он был на первых днях выставки, и на мой вопрос в пресс-центре, в чем успех их компании, Ито-сан сказал не задумываясь: «не спать ночами, — работать!».

Изрядную порцию страсти нам продемонстрировала Келли Чен (Kelly Cheng), дизайнер, главный редактор журнала Singapore Architect и создатель консалтинговой компании «The Press Room». В следующем году Сингапур будет праздновать 50-летие со дня основания государственности. К этой дате г-жа Чень разрабатывает дизайн книги, посвященной истории архитектуры Сингапура. Она поделилась своим секретом понимания дизайна в издательском деле. «Во мне, — говорит г-жа Чень, — любой дизайнерский проект, в моем случае, это — книги и журналы, должен пробудить музыку. Если я пойму основную мелодию проекта, то я смогу легко создать скелет, основу, на которой создам удобную навигацию для читателя. Удобная навигация и есть цель книжного дизайна. Возьмем, например, эту книгу, посвященную 50-ти годам становления архитектуры Сингапура. Для меня это симфония, важно понять, как будет звучать увертюра к ней, мне слышиться Чайковский». К сожалению, это было единственное упоминание России на столь престижном форуме.

Если Келли Чен черпает вдохновение в музыке, то Джойс Ван (Joyce Wang), дизайнер из Гонконга и создатель собственной студии, воодушевил на создание интерьера в ресторане «Аммо» фильм Жана Люка Годара «Альфавиль»[7]. Следуя его принципу, а он считал, что для успешного кино будет достаточно две вещи: gun & girl, воплотила со всей страстью этот принцип в интерьер ресторана. Она рассказывала о трудностях, с которыми сталкиваются дизайнеры Гонконга: многоуровневость и «густота» городских джунглей, чтобы выделиться среди многообразия всего, что есть в этом городе, надо постараться. «Gun» в ее интерьере – это брутальный металл, «Girl» – иллюстративные панно с девушками. Много было сказано о сексуальности интерьера, прибавьте к этому ее низкий голос в регистре Таниты Тикарам и прямой взгляд в аудиторию, неспешную и уверенную манеру презентации работы своей Студии, надо ли удивляться, что ей удалось собрать успешную команду, которая работает в двух городах – Гонконге и Бостоне.

О страсти говорили в дуэте архитекторов-дизайнеров Изабель Миаджа (Isabelle Miaja), интерио архитектор и директор Miaja Design Group, и Тони Чизом (Tony Chisholm), генерального менеджера Sofitel So Singapore. В течение трех лет они работали над восстановлением и обновлением интерьеров одной из престижных гостиниц сети Софитель в Сингапуре. Колоссальная работа, прежде всего, была проделана дизайнером и архитектором, чтобы понять ожидания и возможности заказчика, друг друга, сделать терпение своим первым я. Вполне официальное выступление, добротный рассказ о том, какие стилистические решения были приняты и т.п. вдруг закончился искренними словами Изабель – совет молодым коллегам-дизайнерам, сказанный твердо и эмоционально почти с мхатовской паузой: «будьте романтиками, никогда не считайте времени, потраченного на проект… и, вообще, ничего не считайте».

 

DESIGN, SINGAPORE!

Вы ходите, не поднимая головы, всё время глядя себе под ноги? Отлично! Тогда вам – в Национальный центр дизайна Сингапура на Мидл роуд. Там для таких как вы всё о дизайне написано на полу и нарисована красная направляющая стрела, которая ведет ко всем выставкам. Особенно много их было во время Недели дизайна: выставка совместных достижений студентов факультета дизайна и окружающей среды и других факультетов Национального университета Сингапура (НУС), выставка GOOD DESIGN в Сингапуре, выставка лучших выпускников-дизайнеров и преподавателей и т.д. На верхних этажах размещены аудитории, административные помещения и офисы проектных бюро. Одна из основных аудиторий представляет собой бывшую часовню конвента Св. Антония. В зале сохранен прежний объем воздуха, декор, даже фигура распятого Христа, дизайнеры старались найти баланс между прежним обликом и новыми функциями зала.

Идея создания Национального центра дизайна впервые прозвучала в Сингапуре в 2008 г., а в 2010 г. Комитет экономических стратегий принял дизайн как перспективную деятельность для развития в Сингапуре, и согласно дополнительным комментариям Пятого подкомитета дизайн следовало понимать на уровне инноваций. «Всё это привело к созданию Национального центра дизайна в качестве многофункционального дизайн-хаба, где дизайнеры и бизнесмены могли бы найти друг друга для взаимодействия, для участия в различных программах, для использования всех предоставленных возможностей, чтобы развивать межиндустриальные связи для создания новых ценностей через дизайн. Здесь нашел себе приют и т.н. Дизайн Сингапур Консулат», — говорит Джефри Хо, исполнительный директор Консулата[8].

Основным образовательным учреждением, где готовят дизайнеров, является Национальный университет Сингапура, но кроме него сущетсвует еще ряд «школ» дизайна. Во время Недели дизайна — 15 марта 2014 г. — в Сингапуре состоялся День октрытых дверей НУС, подавляющее большинство потенциальных абитуриентов присутствовало на факультете медицины и фармацевтики – это те факультеты, которые обеспечили успех NUS в Азии и в мире. Презентация отделения дизайна была разбита на две составляющие: архитектура и промышленный дизайн (Architecture and Industrial Design) и проектный менеджмент в неждвижимости (Project & Facilities Management and Real Estate).

Обучающая программа разбита на 8 семестров, — говорит в интервью накануне выставки M&O Кристиан Бушаранк (Christian Boucharenc), заместитель главы отделения промышленного дизайна в Школе дизайна и окружающей среды NUS, — три первых семестра посвящены обучению фундаментальным знаниям по дизайну и получению базовых навыков… Последний год обучения весь отдан завершающему проекту. Мы сосредоточены на трех направлениях: нужды человека, новые технологии и социальная направленность[9]. Кстати, на Саммите M&O выступили представители всех основных школ дизайна в Сингапуре, в их выступлениях красной нитью проходила тема именно социальной «пользы» для Сингапура. Возможно, в этом и есть уникальность сингапурского дизайна, его отличие от остальной Азии и от мира.

Мой опыт в Азии, Японии, Китае и Тайване позволяет мне сделать нескоторые наблюдения, — продолжает Кристиан Бушаранк, — в Азии не существует единого общего для всех т.н. азиатского дизайна. В течение многих лет японский промышленный дизайн взращивал свою собственную индивидуальность, черпая вдохновение для соврменного дизайна в своем культурном наследии. Южная Корея тратит много средств на продвижение дизайна, понимая, что это является важнейшим фактором для экономического успеха страны. В последние годы мы наблюдаем значительный прогресс в качестве корейского дизайна. Однако китайский и тайваньский дизайны, не смотря на многочисленные усилия, все еще остается на cтадии репродуктирования западных моделей. В работах студентов из этих стран мы видим «мимикрию» западного дизайна. И это нормально, если мы вспомним, что процесс обучения в этих странах основан на копировании и воспроизведении работ великих мастеров. Нет никакого сомнения, что китайский и тайваньский промышленный дизайн найдут свое индивидуальное место, переработав свои культурные традиции и обратившись к решению своих внутренних проблем [10].

Во время выставки M&O мне удалось записать блиц-интервью с одним из шести набирающих силу молодых талантов, отмеченных французскими экспертами, Майком Маком из Гонконга. Возможно, наш с ним короткий разговор – виртуальное продолжение мысли г-на Бушаранка. Работы Майка сразу обратили на себя внимание своей аутентичностью. Он использовал в качестве вдохновения древнюю иероглифическую культуру Китая:

Майк, вы не боитесь, что, обращаясь к иероглифам, вы ограничиваете круг своих поклонников только теми, кто знает иероглифическое письмо?

— Не боюсь, хотя мне изначально тоже казалось, что меня смогут понять только азиаты, однако на удивление моими работами всерьез заинтересовались в Европе и в Америке, им было интересно узнать, что стоит за моими образами.

Когда я впервые увидела вашу лестницу-луну и цветочную вазу, я подумала, может, наоборот, Майк ориентирован на европейцев, которые изучают иероглифы, чтобы облегчить нам этот нелегкий путь 🙂

— Вообще-то, я не думал о целевой аудитории, мне просто хотелось выразить то, что накопилось у меня на душе, поделиться с людьми. Я закончил Политехнический институт в Гонконге, я отлично знаю историю европейского дизайна и промышленных революций в Европе, но мне стало странно, неужели Азия ничего не может предложить миру в смысле дизайна. Отсюда и родилась моя лестница-луна, ведь в китайских иероглифах по большому счету ничего не менялось 5000 лет, каждый иероглиф – это знак, зашифрованная форма. Мне вообще хотелось бы изменить отношение к азиатским дизайнерам, мы умеем не только копировать!

РУССКИЕ ИДУТ?

В Москве существует Французский центр дизайна, кстати, они приглашали российских специалистов на выставку М&О в Париже. Как известно, самый большой рынок в России – это Москва, насколько столичная публика интересуется новинками интериодизайна и каких мастеров предпочитает?

ДОБРЫНИНА Зоя, генеральный директор Conde House Russia, Москва: Прошло насыщение VIP-покупками, с центральных улиц Москвы уходят мебельные магазины один за другим, — началась даже тенденция экономии средств покупателями со стороны тех, кто может позволить себе дорогие покупки. Это общеевропейская тенденция. Мне даже кажется сейчас, что Азия (Япония, Китай, Южная Корея, Сингапур и др.) — сейчас прилично далеко ушли вперед и динамично развиваются, поэтому сегменты дорогих предметов там развиваются. Запад сейчас (Европа, и Москва так же) — больше в стагнации и в режиме экономии. С одной стороны, это хороший знак в том смысле, что есть разумный подход к расходованию средств, уходит пафос, а, с другой, — продавать даже очень качественные, но дорогие вещи сложнее и сложнее…

Стоит ли японской стороне создать Японский центр дизайна в России, об этом я спросила Накамута-сан, он считает, что «действительно в последнее время Россия привлекает японских бизнесменов, но нет уверенности, что россиянам интересен японский дизайн, а в таких условиях открывать подобный центр вряд ли есть смысл. Связей с российскими университетами у нас тоже нет, да и я по долгу службы занимаюсь в Сингапуре развитием дизайна Юго-Восточной Азии в основном. Лично мне была интересна с давних времен российская продукция, особенно лазерные технологии (например, 3Д-принтер), но, к сожалению, четкого представления о том, что такое русский стиль в дизайне, не имею. На днях вернулся из Дубая, там тоже проводили неделю дизайна. Очень похоже на Сингапурскую. Дело в том, что Дубай тоже интернациональный город, в котором смешиваются Восток и Запад, так же как и Сингапур, вкладывает много сил и энергии в развитие через дизайн. Очень впечатлили горящие глаза молодых дизайнеров».

В последний день выставки я прошлась по японским участникам, чтобы спросить их впечатления, оправдались ли их надежды на азиатский дебют и приедут ли они в следующем году на эту выставку. В отличие от первого дня, когда все были напряжены, а кое-кто наводил последний лоск в своем павильоне, в последний день все были разговорчивее. Почти все сказали, что было много баеров, но приедут ли они в Сингапур на следующий год, пока не знают, — это зависит от результатов торговых переговоров. У некоторых японских павильонов посетителей было больше, чем в Париже, как им показалось. К сожалению, в Сингапур не приехала заявленная ранее мебельная компания COLORS. Возможно, они, как и многие другие появятся в Сингапуре на отдельной выставке японского дизайна в октябре 2014 г., которая пройдет в те же сроки, что и продуктовая японская выставка OISHII JAPAN (Вкусная Япония). Прошу предпринимателей обратить внимание на эту уникальную возможность увидеть в октябре в Сингапуре сразу две выставки!

Во время Недели дизайна в Национальном центре дизайна проходила выставка победителей GOOD DESIGN AWARD 2013.

В Сингапуре вы также сможете найти музей другой престижной награды – RED DOT DESIGN AWARD, там собраны все лучшие дизайнерские проекты, в том числе самые последние, среди победителей 2013 года показались знакомыми приборы в форме натуральных веточек, — такие же я видела на выставке M&O в павильоне Tsubame[11]! Оказалось, что дизайнер Окуяма Кэн действительно сотрудничает с ними. И таких примеров, когда разработанные дизайнерами идеи, вещи, инфографика, принципы работы, были внедрены в производство и доведены до потребителя, много – весь музей.

MAISON & OBJET ASIA невозможно было бы представить без поддержки в качестве клубного партнера LALA CURIO, Сингапурских авиалиний. Официальным ритэйл-партнером был магазин РОБИНЗОН, директор которого рассказал о своей стратегии выживания в Азии, молодые азиатские таланты были поддержаны журналом SURFACE SOUTHEAST ASIA, награды предоставила компания LUZERNE. Партнеры выставки: ASIA PACIFIC SPACE DESIGNERS ASSOCIATION (APSDA), SINGAPORE INSTITUTE OF ARCHITECTS (SIA), INTERIOR DESIGN CONFEDERATION (IDC). Партнеры французских павильонов: Ассоциация художественных мастерских Франции, Торгово-промышленная палата региона NORD DE FRANCE, ТПП LIMOGES, ТПП INTERNATIONAL FRANCHE-COMTÉ, CENTRECO-CENTREXPORT.

Сумарокова О.Е.


[1] Оператором выставки выступила организация SAFI – филиал Ассоциации художественных мастерских Франци и Reed Expo France

[2] Выставка в Сингапуре занимала 6000 м², тогда как в Париже 130 000 м²

[3] В Синагпуре принимали участие следующие компании: Edges Trading LLC –YASUKE производители тканных обоев и обивочной материи, дистрибьюторы находятся в Дубае; Производитель высококачественных полотенец с 110-летней историей, хлопок которых похож на ощупь на шелк Imabari Towel Japan; Производители, как написано в каталоге, luxury towels – роскошных полотенец компания ORIM Co.,LTD; Производители часов Q&Q; Компания RE-MIX JAPAN GROUP; TAKESHITA brand HOTARU; TSUBAMESANJO; MANAS.

[4] Антон Бельтюков и Станислав Караченцев получили награду Red Dot Design в 2005 г. в Сингапуре.

[5] http://macaubusinessdaily.com/Economy/EIU-again-forecasts-Macau-fastest-growing-economy

[6] «китайцы являеются самой большой в мире потребительской группой в сегменте luxury, обеспечив половину мировых продаж в 2013 г. по данным Fortune Character Institute», см. стр. 66 бортовой журнал Discovery, March 2014, Cathay Pacific

[7] "Альфавилль" (1965) – фантастический фильм-антиутопия (или, как кто-то удачно заметил анти-антиутопия), снятый в жанре "нуар". Работая над этой лентой, Годар решил снимать ночью на новую высокочувствительную пленку и практически без искусственного освещения. И заверения оператора Рауля Кутара о том, что на пленке ничего не будет видно, на Годара не подействовали. Результат: три тысячи метров испорченной пленки, возмущение съемочной группы, и режиссеру пришлось смириться с реальностью. Фильм пришлось снимать вечером за закрытыми наглухо шторами. РИА Новости

[8] См. журнал «CUBES», № 66, февраль-март 2014, Сингапур, стр. 118

[9] См. журнал «Maison & Objet Oxygene», № 26, весна-лето 2014, стр.36

[10] См. журнал «Maison & Objet Oxygene», № 26, весна-лето 2014, стр.36

[11] Компания «Цубамэ» (Ниигата) приезжала на выставку во Владивосток, они хорошо известны по всей Японии как производители столовых приборов и поставщики своей продукции императорского двора.

Похожие записи:

  • ЭФФЕКТ БАБОЧКИ
    апреля, 10, 2014 | Интервью Оригами |
    Год назад во время подготовки к выставке оригами Татьяна Анатольевна МАЙОРОВА вдруг упомянула пример одного удивительного человека из Сингапура, увлеченного оригами. Удивителен он тем, что, перенеся апоплексический удар, он заставил себя жить, прежде всего, работать свой мозг, чтобы восстановить потерянную связь нейронов. Вспоминая сейчас, как мы вдруг тогда заговорили о нем, Татьяна Анатольевна говорит, что
  • GOOD DESIGN Тосиюки КИТА
    января, 28, 2010 | Интервью |
    Мы очень рады возможности познакомить наших читателей с одним из луших дизайнеров мира – КИТА Тосиюки 喜多俊之! Не скроем, нам бы очень хотелось, чтобы наши «стройки века» к Саммиту АТЭС 2012 не обошлись бы без участия признанных мировых мэтров архитектуры и дизайна. Чтобы наши талантливые студенты, архитекторы и дизайнеры имели возможность постоянно общаться, учиться
  • ИССЭЙ МИЯКЭ — КРАСНЫЙ ЛАК, ОРИГАМИ И ПЛИССЕ
    июня, 3, 2016 | Кимоно Мода, дизайн |
    В течение долгого времени я занимаюсь изучением японского традиционного костюма, и отношение японцев к своей традиционной одежде всегда вдохновляло меня. Ведь для того, чтобы увидеть японский «народный» костюм, достаточно приехать в Японию, лучше, конечно, на праздник совершеннолетия – фурисодэ на молодых девушках поразят вас своим разнообразием. С другой стороны, чтобы изучать русский народный костюм, придется
  • ОДЕЖДА ДЛЯ МИЛЛИОНОВ
    августа, 26, 2013 | Интервью Мода, дизайн Экономика |
    Секреты дизайна от Такидзава Наоки, главного дизайнера компании UNIQLO (газета «Нихон кэйдзай», электронное издание от 1.08.2013)
    Как сохранить индивидуальность, если вы носите одежду, которая производится в массовых количествах? Компания UNIQLO выдвинула проект «Life wear» – «Одежда для жизни», в котором планирует совместить технологии термо-белья, флис и т.д., а также предлагает новые идеи сочетаемости разных предметов
  • БЛИЗКИЕ ПО ДУХУ
    декабря, 29, 2010 | Интервью Экономика |
    5-14 декабря 2010 г., при организационной и финансовой поддержке JETRO, делегация бизнесменов и производителей текстильной продукции из Москвы и Владивостока посетила Японию. Из Владивостока в эту группу вошли: БЕЛЬТЮКОВ Антон Валерьевич, директор проектно-производственной компании «КБ» и модельер МАЗУР Василина представляющая одноимённую марку одежды MAZUR — партнер «КБ» по совместным проектам. Так как специализацией «КБ»

Отклики на “НЕОЖИДАННЫЙ ДЕБЮТ”: 5

  1. Коноплёва Людмила Денисовна

    Оля-сан! Какой колоссальный труд! Восхищают и твои познания иностранных языков(!). Твои переживания за отечественный дизайн, досада за отсутствие на выставке дизайнерской продукции России и т.п. думаю, будут волновать и читателей этого материала.
    Вместе с тем твои яркокрасочные фотоснимки ночного города привносят радостные нотки, глядя на них возникает желание поехать в Сингапур. Для специалистов дизайнерских фирм эта несомненно очень нужная статья. Поздравляю!

  2. Ермолина Элеонора

    Оля, ты воообще! такой разносторонний и многогранный персонаж! Очень полезная статья. Для меня, как неспециалиста в дизайне, про цветовые тенденции и тенденции дизайнерского рынка в Москве. Уверена, что специалисты найдут много нового!))

  3. Игорь Егоров

    Ольга, спасибо за богатый, очень информативный материал. Желаю дальнейших успехов.

  4. Ольга Кравченко

    Ольга Евгеньевна, в вашем репортаже материала на целый цикл статей, а то и на книгу! Например, об истинной сути и роли дизайна в нашей жизни. Интересно, познавательно, наглядно и убедительно.

Добавить комментарий