НЕ ИМЕЙ В ДУШЕ МЕЧА

КэндоКэндо — спорт, который все более распространяется по нашей стране. Во многих городах России появляются поклонники этого вида восточных единоборств. Для нас более привычным стало название спорт, но оно отнюдь не выражает всю полноту кэндо.

История кэндо во Владивостоке насчитывает уже 6 лет. Оно началось с дружеских отношений двух деловых партнеров г-на Сэкита Кэйдзи и Степанского Сергея, которые в 1999 году начали проводить совместные тренировки в селе Вольно-Надеждинское. Затем вокруг них стали собираться заинтересованные люди, друзья. Среди них был и Борис Мишин, который с энтузиазмом стал развивать это направление в г. Владивостоке. В 2001 году он обратился в мэрию города Владивостока с просьбой посодействовать в налаживании прямых контактов с Японией для того, чтобы приобрести форму для занятий кэндо. Тогда мэрия г. Владивостока, которая имеет дружественные связи с мэрией г. Ниигата, направила своим коллегам в Японии просьбу Б. Мишина и мэрия г. Ниигата сразу же отозвалась на нее. Начальник международного отдела мэрии г-н Судзуки Синсаку рассказал о кэндоистах Владивостока своему другу, г-ну Кондо Нориэй, который имеет небольшой магазин спортивного снаряжения. Г-н Кондо до этого не имел никаких отношений с Россией, но по просьбе своего друга, он решил помочь российским поклонникам кэндо и отправил во Владивосток несколько комплектов тренировочной амуниции для занятий кэндо. Владивостокские спортсмены были настолько рады этому, что в октябре того же года пригласили г-на Кондо в знак благодарности во Владивосток, где впервые был проведен небольшой семинар по кэндо.

Все вышесказанное я узнала от самого г-на Кондо, когда находилась на стажировке в г. Ниигата. История знакомства с этим незаурядным человеком началась одним летним днем 2002 года. В июне 2002 г. в Ниигату из Владивостока приехал мальчик, который приехал из Владивостока в Японию для освоения кэндо. 9-тилетний Андрей тяжело воспринял расставание с родителями, к тому же он совсем не знал японского, а семья г-на Кондо, в которой должен был остановиться мальчик, русского. Так Андрей и оказался в доме Сергея Одинца, стажера из Иркутска, который начал заниматься кэндо с апреля 2002 г., и мы вдвоем заботились о маленьком кэндоисте в течение некоторого времени. После его отъезда домой г-н Кондо пригласил нас к себе, чтобы поблагодарить за помощь в почти безвыходной для него ситуации с Андреем. На этой встрече он рассказал о Борисе Мишине, о своих отношениях с Владивостоком и очень попросил оказать содействие в дальнейшем развитии этих контактов и стать его переводчиком. «Люди во Владивостоке занимаются кэндо с таким желанием, которого уже почти не встретишь в Японии, поэтому мне хотелось бы помочь им всем, чем смогу», — говорил он. Услышав мое согласие, г-н Кондо сразу же стал уговаривать начать заниматься кэндо. Уговоры были долгими и настойчивыми, но сломить смогла лишь одна фраза, которая до сих пор остается основой наших отношений: «Если тебе не понравится, ты всегда сможешь уйти, и я не буду на тебя в обиде за это».

Невозможно сказать обо всем, что сделал, этот человек для нас, двух русских студентов, в благодарность за ту маленькую услугу, которую мы оказали ему. Это отношения, построенные на искренней признательности и доверии. Полгода мы занимались в зале замечательного человека и тренера г-на Ямада Кодзи, председателя ассоциации кэндо префектуры Ниигата. Эти два человека стали нашими сэнсэями, которые помогали, поддерживали и учили нас. Начиная с марта 2003 г. Кондо-сэнсэй вместе со своими коллегами ежегодно выкраивает время в своем насыщенном рабочем графике и приезжает во Владивосток для проведения семинаров и тренировок по кэндо. Ежегодно и спортсмены из Владивостока ездили в Ниигату, где Кондо-сэнсэй организовывал для них тренировки, участие в соревнованиях. Благодаря ему, наши спортсмены получили возможность сдавать экзамены на уровень мастерства в Ниигате, а не в Москве. Каждая встреча с Кондо-сэнсэем открывает для нас новые стороны не только кэндо, но и японской культуры и мировоззрения в целом.

Кэндо

Фото: Мнякина А.

Владивостоку повезло, он стоит на пересечении путей между Востоком и Западом, здесь встречаются и взаимодействуют культурные потоки двух цивилизаций. Все, кто занимается восточными единоборствами на Дальнем Востоке, имеют очень большое преимущество перед остальными, потому что соседство со странами, где появились эти самые единоборства, дает больше возможностей контактировать с носителями восточной культуры и учиться непосредственно у них. Таким образом, Владивосток является идеальной базой для развития будо, и в частности, кэндо.

И сами спортсмены, и многие организации, не имеющие прямого отношения к спорту, осознают это и стараются способствовать продвижению и развитию будо во Владивостоке.

В летом 2005 года состоялось знаковое событие – визит большой делегации образовательной системы университета Токай, в которую входит Международный университет боевых искусств Будо дайгаку, во главе с ректором университета Токай г-ном Мацумаэ Тацуро. В рамках этого визита был проведен первый в своем роде форум «Роль боевых искусств в процессе воспитания», на котором с докладами выступили Макита Минору («Кэндо и образование»), Хасимото Тосиаки («Боевые искусства и воспитание в Японии»), Гвоздев Р. («Современное будо»), Мишин Б. («Кэндо как способ ситуативного обучения человека двигательным действиям»). Все участники делегации заметили, что Владивосток является важным местом на карте, где соприкасаются культуры Японии и России.

Неоценимую поддержку этому проекту оказало Генеральное консульство Японии во Владивостоке, Дальневосточный государственный университет и Японский фонд. Сам форум состоялся при содействии Японский центра, который предоставил площадку для его проведения.

Те контакты, которые были начаты во время пребывания японских гостей во Владивостоке, продолжаются и развиваются.

В частности, именно благодаря этим связям стало возможным и проведение IX всероссийского чемпионата по кэндо 25-26 ноября 2006 г. Для Владивостока это был первый опыт проведения соревнований подобного уровня. Инициатором проведения чемпионата во Владивостоке и его организатором выступило Спортивное общество любителей кэндо и иаидо во главе с Борисом Мишиным. Однако чемпионат не мог состояться без поддержки и активного участия японской стороны. Судейский корпус всегда приезжает из Японии. В этот раз его состав под руководством г-на Ёсияма Мицуру и Майкла Комото был более чем представительным. По нему можно судить о том, что наши связи становятся все теснее и выходят на более высокий уровень. Всего на чемпионат приехали 14 человек, среди которых были представители университета Токай, Международного университета боевых искусств, Всеяпонской, Киотоской, Ниигатской федераций кэндо и гости из США и Южно-Сахалинска.

Делегация Ниигатской федерации кэндо была самой многочисленной: 7 человек прибыли во главе с Кондо-сэнсэем. Университет Токай в лице г-жи Оцука Маюми также тепло отозвался на просьбу помочь в проведении чемпионата и прислал двух человек. Всеяпонская федерация кэндо со своей стороны набирала добровольцев для судейства и один из представителей Международного университета боевых искусств, участник визита 2005 года, присоединился к делегации и вновь приехал во Владивосток.

Генеральный консул Японии во Владивостоке г-н Камохара и вице-консул по культуре г-н Онда поддержали инициативу проведения чемпионата и лично содействовали в приглашении делегации японских судей.

Конечно, подобного рода мероприятия очень ответственны и требуют совместных слаженных действий от всех, кто включился в его организацию. Первый серьезный чемпионат по кэндо состоялся именно благодаря этому. Хотелось бы еще раз выразить глубокую благодарность как японской, так и российской стороне за то, что в нашем городе прошел этот праздник боевого духа и мастерства, который станет очередным шагом на пути дальнейшего развития связей по будо.

Японии и России становятся все более близкими и тесными, родители юных спортсменов тоже начинают проявлять интерес к тому, чем занимаются их дети, чтобы поддержать их устремления и помочь справляться с трудностями. Кондо-сэнсэй после очередного семинара, проходившего в рамках всероссийского чемпионата, ответил на вопросы родителей. На этой встрече мне посчастливилось быть переводчиком, и Кондо-сэнсэй попросил передать ее содержание всем, кто интересуется кэндо.

Хованчук О.А.

— Расскажите, пожалуйста, о кэндо. Мы как родители хотели бы узнать от Вас, что это, потому что только японский преподаватель, как нам кажется, может правильно рассказать об этом.

— Все, кто занимается кэндо, и многие интересующиеся японской культурой и историей люди знают, что кэндо придумали самураи. Многие наверняка читали книги, связанные с основанием этого искусства, и кодексы чести самурайства.

В те времена, когда великие воины одержали свои великие победы, и установился мир, самураи, чьим основным занятием было воинское искусство, оказались в ситуации потерявших работу. Их дух и мастерство, воспитанное многовековыми традициями, почитались и уважались, однако применения своим боевым навыкам самураи находили редко. В длительных жестоких войнах самураи осознали трепетность человеческой жизни и то, каким страшным оружием является меч, поэтому, ведя мирную жизнь, настоящие воины обнажали меч лишь для защиты себя и других, нуждавшихся в их защите. Некоторые самурайские роды стали хранителями духовных ценностей и превратились в школы воинских искусств, где молодые люди военного сословия получали соответствующее воспитание и познавали тонкости кэндзюцу – искусства владения мечом. Мастера боевых искусств стали записывать все те нормы и правила, которые переходили раньше из уст в уста, чтобы будущие поколения знали, что такое дух настоящего воина и в чем ценность их мастерства и человеческой жизни. Однако те навыки, которые молодежь приобретала на занятиях, не могли быть применены в настоящем бою. Тренировочные поединки, конечно, проводились, но чаще всего в них использовали настоящие мечи либо деревянные муляжи, что было очень не безопасно. Постепенно пришло осознание того, что без партнера, заметьте, не противника, который стоит перед тобой, невозможно будет получить необходимые боевые навыки. С этого момента стало формироваться особое отношение к партнеру, которое проявилось во многих преобразованиях. Появились защитные доспехи для тренировок, которые смягчали удары, кроме того появился синай – бамбуковый эластичный меч, — благодаря чему сами удары стали гораздо мягче и легче. В месте с дальнейшим развитием этого направления были написаны трактаты о правилах ведения поединков, о базовой технике ударов и т.д. После чего кэндзюцу стало именоваться кэндо. Слово дзюцу – «техника, искусство», было заменено словом до — «путь», т.е. боевое искусство прикладного назначения превратилось в четко выстроенную систему морального и физического воспитания.

— Надо же, мы даже не могли себе представить, что этот спорт построен на благодарности и желании защитить другого. Слова «партнер» и «противник» совершенно разные, тогда и смысл кэндо совсем другой, нежели мы думали раньше. Но ведь всем же хочется одержать победу, стать первым?

— Конечно, хочется, просто мы, японцы, относимся к победе несколько иначе.

На тренировках по кэндо наставники часто повторяют: «Всегда обращайтесь с синаем так, будто это настоящий меч. А это значит, что в ваших руках находится холодное оружие способное лишить человека жизни». На этих словах основаны все правила кэндо.

В кэндо все равны: мужчины и женщины, старшие и младшие, люди разного телосложения. Кэндо практически единственный спаринговый вид восточных единоборств, в котором нет весовых категорий и возрастных ограничений(такие же правила действуют только в кюдо — стрельбе из лука). Ни у кого нет отличительных символов дана или других знаков уровня мастерства, потому что все равны перед лицом возможной смерти, которую несет настоящий меч. Поэтому не принято праздновать победу в поединке, иначе это выглядит как радость от убийства человека. Спортсмен, который делает после результативного удара победный жест или встает в победную позу, лишается этого очка.

— Какое у Вас впечатление о наших соревнованиях?

— Когда кэндо стало международным спортом и стали проводиться соревнования за рубежом, многие стали воспринимать его, всего лишь как способ помериться силами, что естественно привело к изменению сознания. Партнер превратился в соперника, который должен быть повержен любой ценой. Очень часто болельщики и члены команды подбадривают спортсменов словами «Давай, дави его!», «Бей его!», пытаясь поднять в бойцах некоторую спортивную ярость. В Японии на чемпионатах и тренировках по кэндо такие возгласы запрещены, потому что они косвенно призывают к убийству (если вспомнить о том, что в руках у спортсменов «настоящий меч») и развивают жестокость.

— Получается, что нельзя себя вести на соревнованиях так, как мы себя обычно ведем. А как проходят соревнования в Японии?

дится большое количество соревнований по кэндо. Все болельщики, сидящие на трибунах молча смотрят на происходящее. Члены команд также тихо сидят на своих местах, поддерживая своих спортсменов только словом «файто», что обозначает «держись, крепись, терпи». Тишина в зале объяснятся не только теми причинами, о которых было сказано выше, но и чисто техническими моментами. Дело в том, что каждый поединок судят три рефери, которые передвигаются по площадке вместе со спортсменами. Правила нанесения результативных ударов очень сложные, но в целом они сводятся к одному емкому японскому выражению кикэнтай итти, что переводится как «единение духа тела и меча». Дух проявляется в специфических выкриках при ударе. Тело – это физическая составляющая, т.е. правильные движения. И, наконец, меч – это удары, которые должны приходиться в четко определенное место по строгим правилам. Когда судьи наблюдают за поединком, они используют зрение, слух и руководствуются своим опытом для вынесения решения о результативном ударе. Однако иногда случается так, что увидеть проведенный удар невозможно из-за его скорости и скорости движения спортсменов, тогда решение строится на основе слуха и опыта. Удар, выполненный правильно, издает определенный звук, а исходное положение тела спортсмена говорит о том, каково было направление удара. Поэтому, если в зале шумно, судья не может быть уверен ни в чем, а значит и само судейство не может быть адекватным. За не соблюдение тишины команда, тренер и спортсмены могут быть подвергнуты наказанию в виде лишения очка или присуждения нарушения. Единственно как болельщики могут выразить свою радость это короткими аплодисментами (потому что идут другие поединки рядом) в тот момент, когда судьи подняли флажок о присуждении очка.

— Теперь понятно, почему на российских соревнованиях бывает так много недовольных судейством. А тренер может помогать советом своим ученикам, когда они на площадке?

— Строгие правила существуют и относительно подсказок тренера своим спортсменам. Тренер не может постоянно кричать и наставлять своего подопечного. Конечно, подсказки допускаются, но тихо и в умеренном количестве. Кстати, сами тренера обычно воздерживаются от этого, потому что они позволяют спортсменам действовать самостоятельно, благодаря чему развивается их мастерство и приобретается опыт. Как известно, учатся на своих ошибках, поэтому настоящий тренер позволяет спортсмену самому принимать решения, ошибаться и делать выводы, а затем лишь контролирует и помогает осознать эти выводы.

 

alt

— Наши дети говорят, что иногда теряют уверенность в себе на тренировках. Им кажется, что спортивного роста совсем нет, и они топчутся на месте. Как им помочь справиться с этим?

— Быстрый рост мастерства и периоды «застоя» сменяют друг друга, это нормально. Сначала происходит освоение новых навыков, а затем их осмысление, и этот период осмысления, отработки, привыкания к новому чрезвычайно важен для каждого кэндоиста.

В Японии с начинающими занимаются самые лучшие преподаватели, потому что основы – это самое главное в любом деле, и в частности в спорте. Они не наблюдают со стороны, а становятся рядом и выполняют простые шаги и все движения вместе. Постоянный контакт с профессионалами дает надежду на успех и дарит радость, потому что им уделяют внимание. Молодой спортсмен всегда может подойти к авторитетному мастеру и встать с ним в пару. Новичков в Японии ведут до первого дана, который считается уровнем овладения основами, а потом дают возможность познавать искусство кэндо самостоятельно, давая рекомендации и объясняя сложные техники. Каждый кэндоист ищет свой творческий подход к тому, чему его научили. Так он приобретает уверенность в себе, которая важна и в повседневной жизни, и в работе, и в учебе.

— И еще одно. Для приобретения уверенности в себе необходимы не только физические навыки, но и душевный, психологический настрой, знания, и просто жизненный опыт.

— Фраза «Кикэнтай итти» характеризует техническую сторону кэндо, слово «Синги- тай» — вбирает в себя всю глубину кэндо. Оно состоит из трех иероглифов «Сердце, Искусство, Тело», которые, казалось бы повторяют «Дух, Меч, Тело», но смысл, который вкладывают японцы в это слово совершенно иной. Умение совершать правильные удары и правильное движение тела – категории понятные каждому, но на первом месте в этом слове стоит понятие «Сердце, Душа» — кокоро. Японцы говорят, что кэндо лучше всего начинать заниматься в детском возрасте, именно в тот момент, когда начинает формироваться мировоззрение человека. Дети приходят в зал и первым делом учатся себя вести, смотрят на поединки и познают правила, и только затем берут в руки синай и начинают заниматься уже с определенным осознанием происходящего. Благодаря этому постижение основ кэндо проходит естественно и быстро. Когда человек приходит в кэндо в сознательном возрасте, когда личность уже сложилась, внутренние установки не позволяют ему широко смотреть на все происходящее, как это делают дети, словно губка впитывающие любую информацию. Взрослые спортсмены часто считают, что смотреть на то, как занимаются другие не очень важно, главное – проводить активные тренировки. Это свойственно и японцам и представителям других стран. Однако японские наставники кэндо считают, что созерцание, это очень важная часть тренировок, которая позволяет человеку многое осмыслить и почерпнуть новые знания.

— Что необходимо, чтобы продвижение в кэндо было наиболее быстрым и успешным?

— Кэндо – это диалог, танец двух людей, которые пытаются взаимодействовать. Если двое не слушают друг друга, то разговора не получится, если двое двигаются несогласованно, то пропадет танец. Также и в кэндо. Начиная поединок, человек пытается понять своего партнера, предугадать его, увидеть его сильные и слабые стороны и действовать в соответствии с этим. Каждый новый партнер – это новый опыт общения. Многие кэндоисты говорят о том, что даже если до поединка люди были незнакомы, то после поединка, сняв маски, они улыбаются друг другу и разговаривают, как давние друзья. Благодаря этому общению через поединок в человеке воспитывается взаимопонимание, он учится быстро адаптироваться к ситуации, находить общий язык и быть гибким в отношениях.

Мне бы хотелось немного сказать о понятии сувару бунка — культура жизни, сидя на полу. Одним из основных феноменов этой культуры является основная официальная поза сидения – сэйдза – когда человек сидит с подогнутыми ногами на пятках. Иностранцам, откровенно говоря, и японцам тоже, сидеть так очень неудобно, но сэйдза это не просто поза, это особый знак уважения традиций. Только сидя в сэйдза, выполняются благодарственные поклоны. Этот жест был очень символичен в самурайской среде. Когда самурай садился в сэйдза, он всегда снимал свое оружие. Ноги в этой позе оказывались скованными, так что человек не мог свободно двигаться. При поклоне он клал руки на пол, показывая, что в них ничего нет (оружия), и склонял голову так, что не мог видеть своего собеседника, соответственно не мог видеть и возможного нападения на свою персону, что случалось часто в те времена. Одним словом, он оказывался в самой уязвимой и беззащитной позе. Этот поклон обозначал: «Мое доверие и уважение к вам настолько велико, что я добровольно отказался от оружия и отдаю свою жизнь в ваши руки».

Все вышесказанное — всего лишь мизерная часть понятия «Сердце», которое есть в кэндо. Оно очень многогранно. Невозможно словами объяснить всю его полноту, ее можно познать, только занявшись кэндо самостоятельно, так же, как нельзя познать тонкости приемов живописи, не написав ни одной картины.

Очень интересно, мы обязательно расскажем это нашим детям и, надеемся, что сможем и в дальнейшем помогать им преодолевать трудности. Расскажите что-нибудь еще о воспитании необходимого настроя в спортсменах.

Честно говоря, мне бы не хотелось этого делать, потому что слов недостаточно, чтобы объяснить все правильно, многие вещи можно только прочувствовать. Я очень рад и благодарен вам за то, что родители настолько прониклись интересами своих детей. Я склоняю перед вами голову, но японцы считают, если кэндо станет достоянием масс, если всем все станет понятно, то это искусство перейдет на уровень ширпотреба и утеряет высоту своих идей. Многие сэнсэи, побывавшие заграницей в иностранных клубах кэндо, говорят, что есть видимая разница между теми спортсменами, которые знают японский язык, и теми, кто занимается кэндо, не понимая японского. Язык как вербальное выражение культуры способен формировать новое мировоззрение в человеке. Известно, что многие слова бывают трудно переводимы с одного языка на другой. Некоторые объяснения, связанные с техникой и др., очень трудно адекватно, понятно и коротко перевести на русский язык, от чего теряются и становятся незаметными многие важные вещи. Конечно, это не значит, что тот, кто не знает японского языка, никогда не достигнет высот в кэндо. Есть множество книг по истории, культуре Японии, которые могут помочь каждому глубже узнать эту страну и людей.

Однако никакие книги, никакие диссертации не смогут научить человека искренности, уважению, любви, благодарности, состраданию. Сколько бы ни было написано и прочитано, всегда остается еще больше. Тот, кто скажет, что знает о кэндо все, тот на самом деле, не знает о нем самого главного.

— Большое спасибо Вам, Кондо-сэнсэй, за интересный рассказ и знания, которые Вы даете нашим детям, приезжая каждый раз во Владивосток.

— А мне бы хотелось еще раз поблагодарить вас за то, что вы поддерживаете своих детей в занятиях кэндо, и за то, что задали все эти вопросы. Это действительно важные вещи, и если уж родители стали интересоваться ими, то у кэндо во Владивостоке будет достойное будущее. Нам повезло, что Владивосток и Ниигата находятся так близко, надеюсь, что мы еще не раз приедем друг к другу.

ХОВАНЧУК О.А.

Похожие записи:

  • IX ЧЕМПИОНАТ РОССИИ ПО КЕНДО: ПОЕДИНКИ РУССКИХ САМУРАЕВ
    февраля, 10, 2006 | Будо |

    «Овладеть искусством меча — значит познать мир и себя».
    Миямото Мусаси.

    25-26 ноября 2006 года в г. Владивостоке состоится IX Чемпионат России по Кендо. Кендоисты из 25 российских городов, всего около 200 спортсменов, будут сражаться за кубок «Мирное сердце», учрежденный экспремьер-министром Японии господином Рютарю Хасимото. Организатором Чемпионата является Спортивное Общество Любителей Кендо

  • ФЕСТИВАЛЬ БОЕВЫХ ЯПОНСКИХ ИСКУССТВ ВО ВЛАДИВОСТОКЕ ИЮНЬ-ИЮЛЬ 2005 Г.
    декабря, 9, 2005 | Будо |
    Одним из ярчайших событий 2005 года стал Фестиваль будо, подаренный нам Университетом Токай, Международным университетом боевых искусств. Настоящий праздник для нашего города, который никогда еще не посещали легенды дзюдо такого высокого уровня – друг президента Российской Федерации В.В. Путина Ямасита Ясухиро, который после встречи с президентом в ноябре в Токио, уже в декабре 2005 г.
  • ХИДЭН
    февраля, 26, 2010 | Будо |
    Вышел в свет 4-й выпуск сборника Алексея Горбылёва <Хидэн. Боевые искусства и рукопашный бой>.

    Объем номера: 240 с.
    В номер вошли следующие материалы:
    в разделе <ИССЛЕДОВАНИЯ>:

    Алексей Горбылёв. Рессорные полы в японских залах дзюдо и кэндо. С. 4.

    в разделе <МАТЕРИАЛЫ>:

    Найто Такахару, Монна Масаси. Стандартное ката кэндзюцу Общества воинской добродетели Великой Японии. 1912 год. Перевод А. Горбылёва. С. 14.

    Кано Дзигоро.

  • ФЕСТИВАЛЬ ЯПОНСКИХ БОЕВЫХ ИСКУССТВ
    декабря, 20, 2009 | Будо |
    29 ИЮНЯ – 3 ИЮЛЯ
    ВЛАДИВОСТОК
    2005
    Форум: «Роль боевых искусств в образовании»
    Место проведения: Японский центр во Владивостоке, Семинарный зал
    Дата проведения: 29 июня 2005 г.
    Проведение данного форума предваряло торжественное открытие выставки «Дзюдо и Владивосток». Организаторы выставки – Японский центр и Музей истории ДВГУ — благодарят всех, кто помог в поиске информации и выставочного материала. Выставка проводилась в
  • ОДИН ДЕНЬ В КИМОНО – ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ
    октября, 25, 2012 | Кимоно |
    В первое воскресенье октября в г. Канадзава проходит традиционное осеннее мероприятие «Канадзава кимоно комати». Организует его региональная газета «Хоккоку симбун» и Ассоциация традиционного костюма префектуры Исикава для популяризации традиционного костюма. Люди съезжаются из близлежащих регионов, иногда даже из Киото и более отдаленных префектур. Для участия необходимо заранее подать заявку. Если у вас нет своего

Отклики на “НЕ ИМЕЙ В ДУШЕ МЕЧА”: 5

  1. Rubezahl

    Коммент. от Дедушки Петербургского:

    » Не зацикливайся на ПРОШЛОМ!
    А то Жизнь пройдёт МИМО тебя!»…

    «В наше прагматичное время мы перестали обращать внимание на оскорбленияи подлости. Нам делают, мы делаем. Понятие «Честь» давно уже изъято изнашего обихода.
    Только в Фильмах о Прошлой Жизни ещё можно услышать это слово.» …

    «А ты бы хотел, чтобы мы убивали друг друга за свою честь7
    — что здесь плохого? Сколько веков мужчины дрались на дуэлях?
    Ещё в начале хх века некоторые смельчаки решали свои проблемы при помощи выстрела.
    А сейчас?!.
    Оскорбят, изобъют… а тот вытрется и осторожно погрозит в спину кулаком.
    Даже если бы разрешили дуэли, вряд ли нашлось бы много желающих защищать свою честь с помощью оружия.
    Ведьстать к барьеру — это не так легко как кажется» (Кстати, тот ктооставался в живых, лишался дворянского звания. И шёл в Сибирь какпростой крестьянин. А это значит что его могли не просто пороть. аделать это с «Усердием!» (Как Месть за собственное ничтожество!)
    …………. «А чтобы лицом к лицу… Для этого нужно сначала возродить Понятие о Чести!
    Но оно, к сожалению, потеряно навсегда!…

    …………………… ………………….. ………………..
    «Странно.—между Правдой и Ложью люди почти всегда выбирают Ложь!..
    Она им кажется более Правдо-подобной!»…

    Целиком: http://www.gen-shu.ru/index.php?newsid=918

  2. Strelez

    Познакомилась с Вашим сайтом. С какого возраста могут заниматься мальчики

  3. admin

    В принципе, мальчики могут заниматься лет с 5. Но если Вас интересует конкретно школа, в которой занимается Автор статьи, то я перешлю ей Ваш вопрос.

  4. Ника

    Здравствуйте…
    Посоветуйте…где в Москве проводят серьезные тренировки по кюдо и кендо…и быть может вы порекамендуете серьезную школу айкидо…или это все едино…
    Недавно мне сказали что самая серьезная школа айкидо Сигала…у нас в Москве есть преподаватели его школы…
    Спасибо
    8 925 85 777 36
    Ника.

  5. admin

    Ника, в Москве есть замечательная федерация Кюдо, мы о ней писали неоднократно: http://www.jp-club.ru/?p=2018 Советую обратиться туда. Я видел их показательные выступления не только по стрельбе из лука, но и по фехтованию — впечатление очень хорошее.

Добавить комментарий