МОНПАРНАССКИЙ САМУРАЙ

Мы представляем вашему вниманию статью Надежды Сухаревой. Надежда познакомилась и увлеклась творчеством художника Леонара Фудзита. Для нас этот опыт интересен тем, что душа и судьба художника вместила в себя две культуры, на первый взгляд, полярные, но если вдуматься, то в них можно обнаружить много общего – японскую и французскую. Владивосток, как город, в котором встречается Восток и Запад, обладает такой же потенциальной энергией создавать людей, которые органично сочетают в себе восточную и западную культуры.


Впервые Надежда увидела работу этого художника «Девочка с котом на руках» около пяти лет назад в книге, где были собраны 500 мировых шедевров живописи. Обратили на себя удивительная аура картины и странное имя художника. Вторая встреча произошла в Японии в Bridgestone Art Gallery (Токио) в 2004 г., увидев картину «вживую», убедилась, что никакая иллюстрация не может передать очарования картины. После этого стала увлеченно искать информацию о нем и его творчестве, о нем много написано и книг и статей, но информации о нем почти нет в России, и широкому зрителю он, к сожалению, не знаком. Однако, нам с вами повезло, потому что Надежда подготовила для нас небольшую справку об этом человеке. Изначально мы планировали заседание-лекцию, посвященную этому художнику, но по объективным причинам лекцию мы пока с Надеждой передвинем на более поздний срок.

МОНПАРНАССКИЙ САМУРАЙ

Леонар Тзугухару Фудзита (Leonar Tsuguhqru Foujita) (27 ноября 1886 – 29 января 1968) – художник и гравёр, один из самых крупных представителей Парижской школы, мастерски соединивший в своём творчестве достижения западного и восточного искусства. В 20-е годы ХХ века он едва ли не самый известный и эксцентричный обитатель художественного Монпарнаса.

Фудзита родился в Токио, в знатной семье, происходившей из рода самураев (его фамилия означает «Поле глициний» или «Наследник мира»). В 1910 г. он заканчивает Западное отделение Академии художеств в Токио и довольно скоро приобретает некоторую известность, сам опальный император Кореи заказал ему свой портрет.

Через 3 года Фудзита наконецто получает разрешение семьи на выезд во Францию. Приехав в Париж, он в ту же ночь встречает на Монпарнасе А. Модильяни, Ж. Паскина, Х. Сутина и Ф. Леже, а в течение недели заводит знакомства с Х. Грисом, П. Пикассо и А. Матиссом.

Фудзита быстро становится настоящим «монпарно», то есть «монпарнасцем»: его часто можно увидеть в художественных кафе «Куполь», «Ротонда», «Дом» или в дешевой столовой, организованной русской художницей М. Васильевой – именно там собираются поэты, художники, скульпторы, критики, модели, революционеры – интернациональная богема Монпарнаса.

Друзья зовут Фудзиту «Фу-Фу» или «Мэд-Мэд», т.е. «сумасшедший»: он носит греческую тунику (потому что изучает «свободный танец» у А. Дункан) или кимоно, причёску в египетском стиле и «вавилонское» ожерелье, а иногда абажур на голове, выдавая его за национальный головной убор. На руке – вытатуированные часы, в ушах – серьги. Страстный охотник за странными антикварными вещами, знаток джиу-джитсу. О нем, как о неотъемлемой части монпарнасской атмосферы пишут И. Эренбург и В. Набоков.

В Париже Фудзита вырабатывает собственную оригинальную технику и в течение нескольких лет особенно после выставки в 1918 г. становится «самым модным и известным художником Парижа» — так, по крайней мере, пишут в газетах. Особую славу приносят ему портреты, работы в жанре «ню» и, конечно, его знаменитые кошки. Кроме этого он пишет тонкие лирические пейзажи, занимается гравюрой.

В 1922 г. Фудзита выставляет на парижском «Осеннем салоне» портрет обнаженной Ки-Ки – знаменитой монпарнасской модели, под названием «Reclining Nude with Toile de Jouy». Картина имеет сенсационный успех и продается за громадную сумму – 8000 франков. Так к художнику приходят не только слава, но и финансовый успех.

В 1925 г. Фудзита, уже признанный мэтр, получает Бельгийский орден короля Леопольда I и орден Почетного Легиона, его картины охотно покупают коллекционеры, а одну из работ приобрел Люксембургский музей.

В 1931 г. Фудзита и его возлюбленная Маду (кстати, приехавшая в Париж из России) путешествуют по Латинской Америке, где его выставки имеют грандилзный успех. Например, в Буэнос-Айрэсе его выставку посетило более 60 тысяч человек!

В 1932 г. Фудзита, теперь уже мировая знаменитость, приезжает в Японию. Там он проживет 3 года – до смерти Маду. Попытка возвращения во Францию оказалась неудачной – угроза немецкой оккупации вынуждает его вернуться в Японию. В «милую Францию» Фудзита сможет приехать – теперь уже навсегда – только в 1950 году. В 1954 г. художник получает французское гражданство, и в 1959 г. принимает католическую веру и имя Леонар (в честь своего любимого мастера – Леонардо да Винчи).

И в зрелые годы Фудзита остается чрезвычайно работоспособным. Помимо живописи он занимается гравюрой, иллюстрирует книги, работает как театральный художник с Швейцарским балетом и Туринской оперой.

Последней крупной работой Фудзита стала роспись церкви в Реймсе, которую он завершил незадолго до смерти в 1962 г. Умер Фудзита в Цюрихе, в возрасте 82 лет, похоронен во Франции в департаменте Эссон.

В 2006 г. исполняется 120 лет со дня рождения Тзугухару Фудзита, что является замечательным поводом для всех нас еще раз обратиться к жизни и творчеству этого выдающегося художника.

К сожалению, в нашей стране имя Фудзита известно преимущественно специалистам. Один из них, М. Герман, известный искусствовед, в книге «Парижская школа» дает следующую оценку искусству Т. Фудзита.: «Его картины могли бы показаться претенциозными, даже кокетливыми из-за нарочитого, гипертрофированного изящества. Но в искусстве случается, что переизбыток некоего качества вдруг приводит к противоположному, чем можно было ожидать, результату. Золотистые фоны, тускло-перламутровые прельстительно-анемичные тела натурщиц, напоминающие драгоценные, чуть рельефные инкрустации, вплавленные в поле почти монохромного холста, линии, усталые, томные, но наполненные вместе с тем той магической энергией, что поражает европейских зрителей, любующихся японской каллиграфией, — все это настолько своеобразно, исполненно чувства стиля и одновременно задумчивой, оцепенелой печали, что ощущение какой бы то ни было красивости исчезает».

ГДЕ МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ РАБОТЫ ЛЕОНАРА ФУДЗИТА:
Art Institute Of Chicago
Tuesday free. 111 South Michigan Avenue,
Chicago, IL 60603; 312-443-3600.
Bridgestone Museum Of Art
Closed Monday. 1-10-1 Kyobashi, 1-Chome,
Chuo-ku, Tokyo 104-0031; 81-03-3563-0241.

One thought on “МОНПАРНАССКИЙ САМУРАЙ

  1. Надежда

    Спасибо большое, встретила репродукцию, искала что-нибудь о художнике, с ходу нашла вашу страницу. Удачи!

Добавить комментарий