ИСКУССТВО ЖОНГЛИРОВАНИЯ

Дорогие читатели, надеюсь, вы уже ждете наш декабрьский репортаж с Культурного форума в Санкт-Петербурге, где нам удавалось последнее время побывать на заседании секции «Цирк». В этом году на Форуме смог побывать только ОСИМА-сан, который на этот раз делал доклад о положении дел с жонглированием в Японии (см. ниже). Каждый год секция «Цирк» под руководством В.И. Полунина выбирает тему для обмена опытом. Под знамена сНежного клоуна, народного артиста РФ Славы Полунина собираются ежегодно лучшие специалисты со всего мира. В декабре 2016 года цирковые артисты собрались для обсуждения темы жонглирования.

image

Согласитесь, тема очень специфическая, нам простым зрителям тут нечего сказать, кроме того, что этот жанр не самый зрелищный из цирковых. Сложность жонглирования понимаешь умом, но не сердцем, и сколько бы предметов ни было у жонглера, мы мгновенно привыкаем к тому, что он их ловко ловит. Даже больше ждем, когда уронит. Почему-то жонглирование вызывает желание сказать: «Не, ну я так тоже могу!». О том, как добавить зрелищности и дать зрителю возможность понять сложность этого жанра, думают лучшие режиссеры-постановщики, чьи номера неизменно завоевывают первые призы, медали и прочие награды на международных конкурсах циркового искусства. Один из таких хорошо вам известных мэтров был в Санкт-Петербурге в этот раз — Валентин ГНЕУШЕВ. Запись его выступления вы можете посмотреть здесь:

Номер «Пьеро»  в исполнении Евгения ПИМОНЕНКО стал классикой режиссуры зрелищного жонглирования:

Каждый год секция «Цирк» делает запись выступлений своих гостей, после чего с ней могут ознакомиться все желающие в сети. Мне кажется, полчаса выступления Гнеушева – это отдельный спектакль, очень трогательный. Видно, как он замирает на долю секунды, рассматривая те объемные образы, которые возникают перед его внутренним взором, как они его трогают и тревожат, оживают. К слову, все, кто выступает у В.И. Полунина на секции «Цирк», поражают своими масштабом и несгибаемостью перед жизненными обстоятельствами, назовем это так. Они нам зрителям всё давно простили: и невежество, и бестактность, и равнодушие.

image

Перед тем, как мы перейдем к докладу Осима-сан, и вы уже просмотрите выступление Гнеушева, мне бы хотелось обратить ваше внимание на его слова: «Цирк, опера и потом уже балет — это искусства высоких философских обобщений». Я могу сказать проще о цирке, мне простительно как зрителю, цирк – это метафора жизни. Какой бы номер или жанр мы ни взяли, он символичен. Надеюсь, мы разовьем эту тему после следующего культурного форума в 2017 году и открытия владивостокского цирка после ремонта. А пока предлагаю свой вариант метафоры жонглирования (ваш вариант приветствуется в комментариях!). Если все в цирке – символ, то мне кажется человек, жонглирующий – это метафора воли. Воля, которая управляет эмоциями, знанием, опытом. Не удивительно, что азиатские жонглеры преуспевают в этом искусстве. Контроль эмоций удается нашим японским соседям неизменно хорошо.

ОСИМА Митио тезисно о современном положении дел в Японии с жонглированием

«Если говорить коротко, то этого очень много и пользуется популярностью и любовью зрителей. Начиная с 2000 года, число жонглеров только растёт, на данный момент их более пятидесяти тысяч человек. Многие принимают участие в конкурсах, организуемых Международной Ассоциацией жонглёров, многие отмечены наградами в этих конкурсах, многие работают за границей в различных шоу и цирках, многие работают в Цирке дю Солей.

Такая популярность жанра жонглирования имеет под собой серьезную основу:

А) почти в каждом регионе есть собрания любителей-жонглёров, из этих людей состоят клубы жонглёров при университетах, кстати, первыми, кто создал бум популярности жонглирования, были ребята из Токийского университета (чтобы было понятно, Токийский университет по значимости и статусу можно сравнить с МГУ), вот ссылка на их клуб жонглеров. Сейчас у них есть уже и средняя и высшая школа жонглирования.

B) историческая традиция (с ранних веков жонглирование было одним из любимых народных развлечений)

С) популярность клоунады — особенно последнее время возросло число артистов, которые зарабатывают себе на жизнь уличными представлениями. С 1992 года В г. Сидзуока проходит клоунский фестиваль, куда приезжают для участия артисты со всей страны. С 2002 года в Токио проходит конкурс Heaven Artist, организатором является префектура Токио. Те артисты, которые проходят конкурс, получают лицензию на артистическую деятельность. Для тех, кто имеет такую лицензию, правительство префектуры Токио выделяет места для представлений (парки, общественные места и другая культурная инфраструктура).

image

ДЛЯ СПРАВКИ: JJF (Всеяпонская Ассоциация жонглёров), в которую со времени образования в 1999 году входит 200 членов, занимается организацией ежегодного фестиваля, и это их основная работа. Помимо 200 членов собственно Ассоциации существуют дружеские связи с артистами других жанров. На ежегодный фестиваль жонглёров выбирают по видеозаписям, которые артисты присылают в отборочный комитет. Участие в этом фестивале очень престижно, мотивирует артистов для достижения отличной профессиональной формы. В 2016 году победителем стал Масанори Такахаси: https://youtu.be/CJ3mGVCyPuY

Три тенденции в японском искусстве жонглирования

А) традиционное жонглирование – это древнее искусство кагура (священные танцы для синтоистских богов). Этой традиции насчитывается более шести ста лет. Началась она в связи с паломничествами в древний храм Исэ, такие паломничества были очень многолюдны и считались чуть ли не обязательными. Но для тех, кто не мог совершить этот трудный поход к храму Исэ, в западной части Японии для них выступали бродячие артисты, переходя из дома в дом, исполняли очень популярный танец львов (сисимаи):

Это выступление приравнивалось к воздаянию благодарности храму Исэ. До сих пор существуют пять таких коллективов, раз в году 24 декабря они собираются и совершают ритуал подношения божеству. Многие выходцы из этой артистической среды перешли в театральную, после ухода со сцены продолжили творческую деятельность за границей. Опыт и традиции артистов кагура оказали сильнейшее влияние на современных жонглёров. Например, Такасима и Растелли:

B) клоунада. Фестиваль клоунады, начавшийся с 1992 года, приобрел огромную популярность. Постепенно жонглирование превратилось в самостоятельное представление, отделившись от клоунады.

С) эксперименты с театрализованным жонглированием. Сегодня хотелось бы поговорить об этом интересном явлении, просмотрев видеозаписи:

 

Первые эксперименты. «жонглирование хори но сото (выход из колеи)» с 2006 года: жонглёры, «объявляют об исполнении, используя один комплект (один предмет, реквизит) в течение более 10 минут», такая задача берется за основу, затем каждый демонстрирует свою индивидуальность. Взаимодействие людей и предметов в конечном итоге дает возможность посмотреть на жонглирование под разными углами зрения, что придает этому действию дополнительную визуальную привлекательность. Отсюда родился жанр театрализованного жонглирования.

Студия «Нагамэкурасицу» жонглёра Ёсукэ Мэгуро. «Выход из колеи» спровоцировал появление нескольких интересных работ. Например, жонглёр и артист Ёсукэ Мэгуро, используя другие жанры и сотрудничество с коллегами, создал новый язык. Особенно начиная с 2014 года, он каждый год создавал новое синтетическое шоу с теми артистами и коллективами, которых выбирала публика. 2014 год, 2015 год. В декабре этого 2016 года выйдет новое шоу. Таким образом, можно сказать, что слияние жанров дало жизнь «новому цирку» в Японии.

Студия «Кутенкидо», созданный Томохиро Кобаяси. С 2015 года регулярно выступают со своими спектаклями жонглёры-любителями в сотрудничестве с профессионалами. Соревновательный дух также дает импульс к созданию нового типа представления.

Голова и рот: в 2015 году был создан сценический дуэт Ватанабэ Хисаси и Ямамура Юри. В декабре 2015 года в спектакле «Монолит» каждый из них в течение 20 минут демонстрировал свою технику, затем вдвоем показывали импровизацию. Зрителей поражало невероятное владение телом и взаимодействие предметов (шаров) и мышц тела. Подбрасывая шары, артист успевал в это время делать сложные движения, ловить шары, демонстрируя выдающиеся способности и технику, ломая стереотипы о жонглировании. Шары, падавшие на пол, он ловил, используя технику жонглирования, как бы продолжая движение шара всем телом. Он сам назвал этот способ «жонглирование на полу».

До сих пор принцип жонглирования был основан на повторении подбрасывания шаров, преодолевая силу гравитации, и (или) на взаимодействии с партнером, который ловил предметы, его способ и манера жонглирования как будто не зависят от силы гравитации. В ноябре 2016 года он выпустил шоу «Висл» в городе Йокохама в достаточно большом зале театра. Это шоу они создали вдвоем. Он упорно держится принципа взаимодействия мышц и шаров. После этого они собрались на гастроли во Францию, получив поддержку города, создали новый спектакль, но Ямамура отошел от дел. Ватанабэ пришлось поехать во Францию одному. С этих пор Ватанабэ пока единственный представитель направления «голова-рот», но он срочно ищет напарника.

Новинки из мира жонглирования артисты узнают из специализированного журнал»

В своём блоге Осима-сан недавно обратился к читателям с просьбой поделиться детской традиционной японской игрушкой кэндама. Просит он об этом не для себя, а для цирка «Упсала». О той огромной работе, что совершается в этом цирке для детей, написано немало. Цирк стал терапией для очень разных ребят, в том числе для группы «социального риска», где жонглирование – один из методов раскрытия творческого потенциала. Меня очень обрадовало это обращение Осима-сан, значит, он собирается принять участие в следующем году в Форуме, а иначе как передать собранные игрушки?

О.С.

Фото выступления Гнеушева: сайт Евгения Пимоненко

Похожие записи:

  • ТОЛЬКО СОДРУЖЕСТВО
    декабря, 30, 2014 | Культурные событияЦирк |
    «…Я по-прежнему думаю,
    что только содружество талантливых людей,
    занимающихся разными видами творчества,
    способно привести к качественно новому художественному результату».
    Слава Полунин,
    Куратор секции «Цирк»
    III Санкт-Петербургского Международного культурного форума
    В течение трех дней с 7 по 9 декабря 2014 г. Санкт-Петербург принимал гостей III Международного культурного форума. В этом году участников насчитывалось более шести тысяч, в прошлом – полторы, и хочется
  • АЛЛЕЯ ЛЮБВИ
    января, 11, 2016 | Культурные событияЦирк |
    «…Живое общение, непосредственные контакты, совместные обсуждения и рассуждения о том, куда движется наше искусство, —
    все это имеет огромное значение для каждого из нас.
    Без этого трудно развиваться и двигаться вперед…»
    Слава Полунин,
    Художественный руководитель
    Большого Санкт-Петербургского государственного цирка,
    руководитель секции «Цирк»
    IV Санкт-Петербургского международного культурного форума
    Мы опьянены детством, когда все были бессмертны[1]
    В декабре 2015 г. в Санкт-Петербурге состоялся IV международный культурный
  • МОЙ УЧИТЕЛЬ РУССКОГО – ЦИРКОВОЙ МЕДВЕДЬ
    августа, 15, 2014 | ИнтервьюЦирк |
    Аэропорт Ниигата…
    на трап самолета «Аэрофлота» вышел медведь на ходулях,
    у меня от удивления рот открылся…
    Осима Микио
    Медведи
    19 июля 2014 г. в Японии начались очередные гастроли Большого цирка. Безусловной популярностью пользовался медведь – с ним можно было сфотографироваться в компании опытных дрессировщиков. Очередь желающих сняться с редким для Японии зверем была бесконечной. На представление мы попали благодаря Осима-сан,
  • Японский Петербург
    августа, 13, 2012 | Икебана |
    Всю свою сознательную жизнь занимаюсь танцами, современной и классической хореографией – выступления, постановки танцев, преподавание. Но…настал период, когда захотелось чего-то большего, постановка просто танцевальных номеров уже не удовлетворяла, захотелось ставить танцы-спектакли, танцы-миниатюры, словом, танцы со смыслом. Это и привело меня в режиссуру.
    Я поступила в Санкт-Петербургский университет культуры и искусств на режиссуру театрализованных представлений и праздников,
  • КОНСЕРВАТИВНЫЙ И СКАЗОЧНЫЙ ГОРОД ТОТТОРИ
    декабря, 1, 2016 | Туристические ресурсы, Путешествия |
    Для начала, немного о том, как я оказалась в Тоттори. В Детской библиотеке иностранной литературы в Санкт-Петербурге (Центральная городская детская библиотека им. А.С. Пушкина, филиал №3) есть коллекция детских книжек картинок, которые были подарены нам 20 лет назад.
    Эти книги появились в Петербурге благодаря дружбе известного в Петербурге преподавателя японского языка, заместителя председателя Общества дружбы

Добавить комментарий