ИСКУССТВО ИКЕБАНА МЕНЯЕТ ЖИЗНЬ

Уважаемые читатели, вашему вниманию представлена вторая часть результатов социологического исследования, проведенного среди участников городских мероприятий по икэбане и Международного образовательного проекта «Икэбана» (2003 – 2006). Сроки исследования: первый этап – с декабря 2005 г. по апрель 2006 г., второй этап – лето — осень 2006 г. Цели и задачи исследования: выявление основных тенденций и перспектив развития образования в области японского искусства икэбана в г. Владивостоке, корректировка образовательных программ Международного Образовательного проекта «Икэбана» (Владивосток – Ниигата) с целью повысить качество подготовки флористов и любителей японской культуры в области икэбаны.

Формат социологического исследования: участникам исследования (респондентам) было предложено ответить на вопросы анкеты, в разработке которой приняли участие Юлия Куликова, инициатор исследования, член КЛЯК, Ольга Сумарокова, сотрудник Японского Центра, и Олеся Присяжная, социолог.

Первый блок вопросов касался общих характеристик участника анкетирования: возраст, пол, образование, опыт изучения икэбаны и вид деятельности. Второй блок выявлял цели участия респондентов в просветительских мероприятиях по икэбане (мастер-классах и др.) и степень их удовлетворенности участием в этих мероприятиях. (см. «Окно в Японию» № 30)

БЛОК 3. «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ИКЭБАНА» (ВЛАДИВОСТОК – НИИГАТА), 2003 – 2006 г.г.»

Цели участия. Большинство респондентов принимали участие в проекте «Икэбана» с целью эстетического развития (70 %), знакомства с икэбаной как части мировой культурой (77 %). Для 23 % и 17 % респондентов значимыми стали, соответственно, цели культурно-познавательного досуга и престижности. Ответы респондентов второго этапа анкетирования подтверждают общие выводы: 70 % участников второго этапа анкетирования посещали мероприятия проекта «Икэбана» с целями «потребности эстетического восприятия и эстетического переживания» и «изучения философско-эстетических основ японской культуры». 60 % указали как на «наиболее значимую» цель участия в проекте «потребность восприятия эстетики (чувственности) природы», 50 % респондентов назвали как «наиболее значимую» цель «повышения уровня художественной культуры».

70 % респондентов отметили важное значение цели «приобретение профессиональных навыков в области флористики». 60 % респондентов отметили важность «изучения художественных принципов построения цветочной композиции», 50 % опрошенных принимали участие в проекте с целью «приобретения профессиональных навыков по мировому флористическому искусству путем изучения его различных жанров и видов». 50 % участников второго этапа анкетирования участвовали в проекте для «общения с представителями Японии».

ВЫВОДЫ. Для участников проекта «Икэбана» наиболее значимыми являются цели эстетического развития, немалое значение имеет для них стремление к познанию японской культуры. В отличие от ответов на вопросы о целях участия в мастер-классах, большинство респондентов отметили важное значение цели «приобретение профессиональных навыков в области флористики» при посещении проекта «Икэбана». Для участников проекта также важно общение с педагогами и участниками: участие в проекте некоторые связывают с «общением с профессионалами, в т. ч. для совершенствования собственных навыков», «духовным обогащением и просто огромным удовольствием», «обучением и общением», «приобретением новых возможностей для самовыражения, творчества». Сравнивая ответы участников мастер-классов, отметим, что мастер-классы посещались 70 % респондентов с целью досуга и общения, а при посещении мероприятий проекта «Икэбана» эти цели досуга не были значимыми для большинства, желание общаться отметили 50 % участников. Это можно объяснить профессиональной направленностью проекта «Икэбана».

Т. о., большинство респондентов посещали мероприятия проекта «Икэбана» с целями эстетического развития, изучения японской культуры и приобретения практических навыков в области флористики, в меньшей степени проект рассматривается его участниками как средство проведения отдыха, в большей степени – как место профессионального общения.

Степень удовлетворенности респондентов участием в проекте «Икэбана».

Наибольшее число респондентов (73 %) отметили «значимость» икэбаны как инструмента эстетического воспитания. 50 % отметили изменение своих взглядов на жизнь (ср. 27 % участников мастер-классов). 57 % отметили появление чувств терпимости и уважения к чужой культуре (ср. 33 % участников мастер-классов). О важности этих чувств некоторые респонденты высказались так: участие в проекте «побудило изучать японскую культуру», через проект я осуществляю «познание мира, понимание места в нем (города, России в т. ч.)», происходит «понимание ценностей ближайших соседей по АТР, через это сближение, общечеловеческое родство, любовь, обретение гармонии и чувства безопасности». 57 % отметили важное значение экологического воспитания (ср. 37 % участников мастер-классов).

10 % респондентов заявили о смене профессии под влиянием изучения искусства икэбана на проекте, 43 % выбрали в качестве хобби занятия икэбаной (ср. 33 % участников мастер-классов), 63 % отметили, что они активно используют приобретенные навыки и знания в своей работе или общественной деятельности. Расширение культурных связей с японцами на частном уровне отметили 27 % (ср. 20 % участников мастер-классов), а важную роль своего участия в проекте для развития российско-японских культурных связей отметили 63 % респондентов (ср. 50 % участников мастер-классов).

ВЫВОДЫ. Безусловное большинство участников исследования признают важность занятий икэбаной на мастерских проекта «Икэбана» для своего эстетического развития. Ответы большей части респондентов свидетельствуют о несомненном значении икэбаны и как инструмента межкультурного сотрудничества между Россией и Японией: большинство респондентов отмечают важное значение «воспитания чувств уважения к другой культуре», качества, без воспитания которого не состоится успешный диалог представителей двух различных по культуре и менталитету стран. Многие участники высоко оценивают значение своего участия в проекте, с помощью которого они участвуют в межкультурном диалоге двух стран. Большинством респондентов отмечено и успешное достижение экологического воспитания через участие в проекте. Потребность респондентов в практическом освоении икэбаны также удовлетворяется большинством респондентов, участников проекта. Это можно объяснить ориентацией мероприятий проекта «Икэбана» на поэтапное обучение искусству икэбана участников проекта, регулярность проведения мастерских по икэбане и более системным (комплексным) подходом к созданию образовательных программ мастерских по икэбане.

БЛОК 4. «ПЕРСПЕКТИВЫ ПОРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА».

На вопрос «Какова цель вашего дальнейшего изучения искусства икэбана?» респонденты ответили следующим образом: 43 % – стать профессиональным мастером и преподавателем, 53 % – использовать новые знания и навыки в своей работе /общественной деятельности. Общее эстетическое развитие как цель изучения икэбаны отметили 63 % респондентов.

Большинство отмечает как «наиболее эффективную форму» изучения искусства икэбана – изучение икэбана в японской школе (66 %). Далее по предпочтениям идут «участие в мастер-классах по икэбане под руководством японских мастеров» — 56 %, «двух-трехдневная мастерская» является «значимой формой» изучения икэбаны для 53 %.

На вопрос о наиболее предпочтительном содержании обучения искусству икебана респонденты ответили следующим образом: 59 % выбрали изучение искусства икэбаны разных школ, 66 % предпочитают изучение традиционных стилей.

ВЫВОДЫ.Предпочтения большинства интересующихся икэбаной отданы изучению традиционных стилей разных школ икэбаны. Согласно японской обучающей традиции без отработки базовых форм (в икэбане – это традиционные стили) мастер не может овладеть настоящим мастерством. Так, один из респондентов написал о том, что изучение традиционных стилей – это «как выучить азбуку, а потом уж писать письмо». Большинство респондентов выразили желание знакомиться со всем многообразием японских школ икэбаны (59 %), тем не менее, почти треть респондентов считают необходимым изучать икэбану одной школы.

Среди пожеланий, написанных в конце анкеты, были предложения «организовывать совместные выставки», «проводить встречи по обмену опытом в рамках подготовки Мастерской – 2007»; «организовать клуб либо любое сообщество любителей искусства икэбана» (такой клуб уже создан Натальей Панченко), «проводить лекционные занятия по философии и основам искусства икэбаны» (существует проблема лекторов), «проводить 2-3-дневные мастерские в Японском Центре, демонстрации, мастер-классы вне Японского Центра и как организационно-завершающий момент – выставка по итогам обучения» и др. В рамках подготовки Мастерской-2007 будут учтены эти пожелания и советы.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МАСТЕРСКИХ ПРОЕКТА:

1. Икэбана – важный инструмент эстетического воспитания личности. В программу обучения обязательно должны включаться обучающие модули с целью общего эстетического развития.

2. Икэбана как инструмент экологического воспитания и воспитания уважения к чужой культуре. В программу обучения обязательно должны включаться обучающие элементы, отвечающие за развитие этих чувств.

3. Икэбана – важный инструмент межкультурного сотрудничества России и Японии. Люди приходят на проект, чтобы, в том числе, приятно провести время, поэтому в обучающих программах нужно предусмотреть как профессиональное, так и свободное общение между мастерами и участниками проекта.

4. При разработке обучающих программ необходимо учитывать заинтересованность большинства участников обучения профессионально совершенствоваться в икэбане и включать в программу обучающие модули с отработкой практических навыков построения композиции и т.д. Для закрепления полученных знаний и навыков после обучения проводить совместную выставку композиций икэбана. Необходимо разработать программу обучения, охватывающую все стороны этого искусства: философию, культурологию, историю, композиционную технику и т.д. Гармоничное (дозированное) сочетание всех компонентов обучения должно обеспечить успех в освоении этой программы.

5. Начать подготовку по организации программ обучения икэбане в Японии.

ВЫВОДЫ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИКЭБАНЕ В ГОРОДЕ:

Подготовлена почва для организации образования в области икэбаны, большую роль в этом сыграл проект «Икэбана». Интерес, который возник у участников мастер-классов, в период мастерских проекта «Икэбана» стал оформляться в стремление профессионально овладеть искусством икэбана. Имеется спрос на образование в области икэбана – у флористов, культурологов, страноведов, дизайнеров, художников и др., однако предложение довольно скудно: мероприятия проекта «Икэбана», проводящиеся один раз в 1,5 года, не удовлетворяют потребности любителей искусства икэбана. Мастер-классы для людей, не один год занимающихся икэбаной, малорезультативны, так как проводятся с целью ознакомления с японским искусством, при этом не учитываются разный уровень знаний и навыков обучающихся. Образование, а не просветительство – вот принцип, согласно которому должны организовываться все мероприятия по икэбане.

Необходимо достигнуть уровня профессионального общения с японскими мастерами икэбана. Для этого в нашем городе должны быть специалисты, прошедшие профессиональное обучение икэбане и признанные (в качестве специалистов по икэбане) японскими мастерами. Следующим этапом станет организационное оформление образования в области икэбана, реальным представляется открытие при помощи японской стороны филиала одной из школ икэбаны. Хотелось бы, однако, сохранить курс, взятый Уэно-сенсеем, на гармоничное существование разных школ и тенденций: этот филиал может стать методическим и образовательным центром изучения искусства икэбана в г. Владивостоке. Это перспектива будущего, в настоящем же можно наладить сотрудничество с мастерами икэбаны на уровне общественных профессиональных организаций (например, в области дизайна, флористики).

Похожие записи:

  • Искусство икебана меняет жизнь
    мая, 11, 2007 | Икебана |

    Вашему вниманию представлена первая часть результатов социологического исследования, проведенного среди участников городских мероприятий по икэбане и Международного образовательного проекта «Икэбана» (2003 2006). Координатором этого проекта несколько лет является член Клуба любителей японской культуры при Японском центре Юлия КУЛИКОВА, которая выступает нетолько в роли организатора, менеджера проекта, но и аналитика процессов, происходящих в нашем городе,

  • Ikebana Art in Vladivostok
    октября, 20, 2010 | Икебана |
    С 28 по 30 октября 2010 г. с краткосрочным визитом наш город посетит исполнительный директор Ассоциации мастеров икебана Ниигата г-н УЭНО, мастер школы «Сагагорю», инициатор международного проекта «Икебана» между Владивостоком и Ниигата с 2003 г. Мы с вами являемся свидетелями интересного процесса, когда наш проект претерпевает серьезные изменения — настало время качественно нового этапа
  • КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ – НА ПЕРВОМ МЕСТЕ
    мая, 1, 2017 | 20-летие Клуба Икебана |
    Позвольте представить нашего следующего собеседника – заместитель директора Центра японского языка и японской культуры «Япония от あ до Я», педагог дополнительного образования (японский язык) ГБОУ школы № 583 г. Санкт-Петербурга, Юлия КУЛИКОВА.
  • МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЕКТ «ИКЕБАНА». История.
    октября, 20, 2008 | Икебана |
    «Язык  икебана» способен стать пространством,
    в котором происходит общение тех, кто любит это искусство,
    знает этот мир, умеет им восхищаться.
    Язык этот более чем интернационален,
    он универсален,
    поскольку все мастера икебана привносят в чисто японскую традицию
    свое национальное понимание».
    УЭНО Косю

    Осенью 2002 года в ходе мастер-классов и встреч сотрудников консульства, музея и флористов города Генеральным Консулом Японии г-ном ТАКАМАЦУ (2001 – 2003)

  • Искусство икебана – игры разума
    апреля, 23, 2010 | Икебана |
    Прошел ровно год после нашей встречи в Киото с УЭНО-сэнсэем, — 19 апреля 2009 г. мы вернулись одухотворенные во Владивосток. В этом году Уэно-сэнсэй приехал 17 апреля с мастерами новой для нас школы – КОРЮ СЁТОКАЙ – КОИДЗУМИ-сэнсэй и МАРУЯМА-сэнсэй. Школа Корю возникла в 1916 г., то было как раз время бурных перемен в

Добавить комментарий