Искусство икебана меняет жизнь

alt

Вашему вниманию представлена первая часть результатов социологического исследования, проведенного среди участников городских мероприятий по икэбане и Международного образовательного проекта «Икэбана» (2003 2006). Координатором этого проекта несколько лет является член Клуба любителей японской культуры при Японском центре Юлия КУЛИКОВА, которая выступает нетолько в роли организатора, менеджера проекта, но и аналитика процессов, происходящих в нашем городе, связанных с профессиональным ростом флористов, занимающихся изучением искусства икебана. Необходимость поддержки качественного уровня проекта заставляетего организаторов постоянно размышлять о перспективах проекта, основываясь на мнении людей, прошедших обучение искусству икебана.

Сроки исследования: опрос проходил в два этапа. Первый этап с декабря 2005 г. по апрель 2006 г., второй этап лето — осень 2006 г.

Цели и задачи исследования: выявление о сновных тенденций и перспектив развития образования в области японского искусства икэбана в г.Владивостоке, корректировка образовательных программ Международного Образовательного проекта «Икэбана» (Владивосток Ниигата) с целью повысить качество подготовки флористов и любителей японской культуры в области икэбаны.

Формат социологического исследования : участникам исследования (респондентам) было предложено ответить на вопросы анкеты, в разработке которой приняли участие Ю. Куликова, инициатор исследования, член КЛЯК, О. Сумарокова, сотрудник Японского Центра, и О. Присяжная, социолог.

Первый блок вопросов касался общих характеристик участника анкетирования: возраст, пол, образование, опыт изучения икэбаны и вид деятельности.

Второй блок выявлял цели участия респондентов в просветительских мероприятиях по икэбане (мастер-классах и др.) истепень их удовлетворенности участием в этих мероприятиях.

Третий блок — цели участия респондентов в мероприятиях Международного Образовательного проекта «Икэбана» (Владивосток — Ниигата) и степень их удовлетворенности участием в этих мероприятиях (мастерские и др.).

Четвертый блок вопросов был направлен на выявление перспектив изучения респондентами искусства икэбана и пожеланий по организации мастерских по икэбане в г. Владивостоке. В этом номере бюллетеня вам будут предложены результаты исследования по первому и второму блокам. Анкетирование проходило в два этапа, на первом этапе опрошенных было 21 человек, на втором 11 человек. Таким образом, в опросе приняли участие 32 человека, все женщины, все непосредственные участники мероприятий или обучения по икэбане в разное время.

altБЛОК 1. УЧАСТНИКИ. Общая характеристика участников исследования.: Все участники в возрасте от 20 до 59 лет, большее число респондентов возрастных категорий 20 — 29 лет и 40 — 49 лет, более 50 % опрошенных принадлежат к числу представителей наиболее активного возраста от 20 до 39 лет.

81 % участников имеют полное высшее образование (остальные имеют среднее специальное образование: художественное и в сфере услуг).

53 % опрошенных имеют гуманитарное образование, в т.ч. японоведческое. 19 % получили образование в сфере естественных наук. 9 % имеют образование в области архитектуры или дизайна. В нас тоящее время 41 % респондентов преподают в вузах города.

63 % респондентов получили дополнительное флористическое образование или посещали курсы флористики, 13 % изучали только икэбану, два респондента изучали икэбану в Японии в течение года и более: в г. Ниигате (школа «Согэцу», 2003-2004 г.г.) и г. Адзигасава (стиль «Энсюрю», 1994 1996 г. г. ) . Несколько человек знакомились с этим искусством в Японии на мастер-классах или демонстрациях.

50% проходили курсы или мастерские по икэбане как в России, так и в Японии или изучали икэбану самостоятельно. Из них 73 % проходили обучение у преподавателя икэбаны в г. Владивостоке в период с 1997 г. по 2006 год, больше половины участников в качестве преподавателя икэбаны назвали фитодизайнера Маргариту Хростовскую (организовавшую при Музее имени В.К. Арсеньева в 1998 г. клуб «Икебана», который в 2000 г. был реорганизован в клуб «Дыхание Востока»). В основном, респонденты отмечают, что проходили недельные (реже месячные) курсы по икэбане школы «Согэцу», участвовали в мастер-классах по икэбане (наиболее часто называют школы «Согэцу» и «Икэнобо»). Один респондент отмечает, что обучается икэбане с начала 2006 г. в Клубе любителей икэбаны у Натальи Панченко (прошедшей годичный курс обучения икэбане в школе «Согэцу», г.Ниигата).

Многие из опрошенных имеют профессиональное отношение к флористической аранжировке. 44% занимаются фитодизайном в интерьере, 31 % изготовлением коллажей, картин из сухоцветов , 28 % изготовлением сувениров из фитоматериалов, 16 % занимаются ландшафтным дизайном. 25 % респондентов практикуют преподавание флористики и 10%-преподавание икэбаны. 28 % не занимаются какими-либо видами флористики или фитодизайна (профессионально или в свободное от основной работы время).

Следует отметить высокую обще ственную активность респондентов 81% заняты в деятельности общественных организаций города. Более половины респондентов участвуют или имеют интерес к общественной деятельности в области изучения японской культуры и развития российско-японских культурных связей.

ВЫВОДЫ Искусством икэбаны интересуются люди с образованием в области гуманитарных и естественных наук, дизайна и архитектуры. Это не стало неожиданностью для организаторов анкетирования. Икэбану можно рассматривать и как часть гуманитарного (страноведческого) знания, имеющую отношение к мировоззрению и формированию ценностей, и как сферу практической деятельности — создание флористических композиций. Для нас важно выделение доли людей, интересующихся икэбаной, с образованием в сфере дизайна и архитектуры. Композиционное построение в икэбане сродни строительству или проектированию любого объекта, с одним отличием вного материала используется живой растительный материал. Увеличение числа людей этой категории может положительно повлиять на развитие профессионального обучения искусству икэбане, в т.ч. в г. Владивостоке. В перспективе эта категория людей должна стать целевой аудиторией для преподавателей икэбаны, аудиторией, способной профессионально освоить искусство икэбана.

Среди интересующихся икэбаной — люди разных профессий, почти половина опрошенных преподаватели вузов. Они не связаны профессионально с искусством икэбана, но для них важен процесс самосовершенствования в этой сфере. Этот процесс важен для большинства участников анкетирования (более 70 %), практикующих различные виды флористической аранжировки и воспринимающих искусство икэбана как этап в освоении флористики.

Более половины из числа изучающих икэбану начали обучение в профильных клубах, руководители которых сочетали занятия икэбаной с просветительской деятельностью, таких как городской клуб «Икебана» при музее, активно работавший в конце 1990-х начале 2000-х г.г. Этот факт может объяснить интерес большинства респондентов к общественной клубной деятельности. Интересно и то, что больше половины респондентов имеют интерес к общественной деятельности в области изучения японской культуры и развития российско-японских культурных связей (например, к деятельности КЛЯКа). Изучение японской культуры большинство участников исследования рассматривает как залог успеха в освоении икэбаны (и наоборот), тем более что большая часть респондентов начинала изучать икэбану не у носителей японской культуры. Можно также предположить, что для этих людей искусство икэбана является не только средством самосовершенствования во флористике, но и инструментом межкультурного сотрудничества между Россией и Японией.

altБЛОК 2. МАСТЕРКЛАССЫ ПО ИКЭБАНЕ, 1990-е нач.. 2000-х гг. Цели участия.

Участникам анкетирования была предложена 5-балльная оценочная шкала: «1» — «не имеет значения», «2» — «скорее имеет значение, чем не имеет», «3» — «частично имеет значение», «4» — «имеет безусловное значение», «5» «наиболеез начимо»

67 % респондентов посещали мероприятия по икэбане с целью «эстетического развития». 60 % посещали и мероприятия с целью знакомства с икэбаной как «частью мировойкультуры».

Ввиду того, что в анкете второго этапа социологического исследования цели участия были конкретизированы, отдельно приводим ответы участников второго этапа исследования.

80 % респондентов второго этапа анкетирования как «наиболее значимую» выбрали цель «потребность эстетического восприятия и эстетического переживания». Для 70 % участников «наиболее значимой» является цель «восприятие эстетики (чувственности) природы». 60 % респондентов признали стремление повысить свой «уровень художественной культуры», и развить «художественный вкус».

Для 70 % опрошенных «наиболее значимой» являлась цель «изучения художественных принципов построения цветочной композиции», а 60% респондентов участвовали в мероприятиях с целью «изучения техники работы с растительным материалом». 30 % участвовали в мастер-классах с целью «приобретения профессиональных навыков по мировому флористическому искусству путем изучения его различных жанров и видов».

70 % респондентов в качестве «значимой» выбралии цель «изучения философско-эстетических основ японской культуры».

70%опрошенных принимали участие в мероприятиях, связанных с искусством икэбана, с целью «проведения приятного отдыха, полного положительных эмоций» и 60 % — с целью «культурный и познавательный досуг».

ВЫВОДЫ. Таким образом, «наиболее значимыми» для респондентов участников просветительских мероприятий по икэбане являются цели эстетического развития. Ответы респондентов характеризуют икэбану, как искусство, занятия которой способствуют «развитию художественного вкуса», «повышению уровня художественной культуры» и обеспечивают «потребность эстетического переживания и восприятия эстетики (чувственности) природы».

Выявлен высокий уровень интереса к японской культуре в целом. Большинство респондентов успешное освоение икэбаны связывают с постижением «философско-эстетических основ японской культуры», Это можно объяснить пониманием большинством респондентов икэбаны как философско-мировоззренческого искусства. К этому выводу нас подводят и высказывания респондентов о целях участия в мастер-классах, такие как «созерцание как шаг в саморазвитии», «достижение смыслов», «самообразование». С другой стороны, с середины 1990-х г.г. в городе стали регулярно проводиться мероприятия, связанные с японской культурой, и это не могло не влиять на возникновение интереса к культуре Японии у некоторых их участников. Большинство респондентов стремится к профессиональному изучению техники построения композиции, к «выработке навыков терпеливого, кропотливого умения «создавать прекрасную композицию». Однако для большинства участников анкетирования цели «профессионального изучения флористической аранжировки» стоят ниже целей эстетического развития. Об этом свидетельствует и низкий процент участников исследования, выбравших цель участия в мастер-классах «приобретение профессиональных навыков по мировому флористическому искусству путем изучения его различных жанровивидов».

Т.о., посещение мастер-классов по икэбане участники исследования связывали, в первую очередь, с потребностью эстетического переживания, удовлетворением интереса к японской культуре и проведением свободного времени, не маловажным для них представлялось и стремление к изучению основ построения композиции и техники работы с растительным материалом.

Степень удовлетворенности респондентов участием в мастер-классах. Респондентам предлагалась такая же оценочная шкала, как и для «Целей участия».

73 % участников отметили отсутствие более или менее «значимых изменений» их взглядов на жизнь после участия в мастер-классах по икэбане. 63 % отметили «наибольшую и безусловную значимость» икэбаны как инструмента эстетического воспитания. 37% и 33 % отметили в своей жизни более или менее значительные изменения в области, соответственно, экологического воспитания и воспитания чувств толерантности.

57 % ответивших на вопросы отметили, что активно используют приобретенные на мастер-классах навыки и знания в своей общественной или профессиональной деятельности. 87 % не отметили кардинальных изменений в своей жизни, таких как смена работы и т.д., после посещений мастерклассов по икэбане. 33 % указали, что после участия в этих мероприятиях они выбрали занятия икэбаной своим хобби.

80 % респондентов отметили незначительное расширение культурных связей с японцами на частном уровне. 50 % считают свое участие в мастер-классах важным для развития российско-японских культурных связей.

ВЫВОДЫ. Наибольшее число респондентов указывают на то, что цели эстетического развития после посещения мастер-классов были полностью достигнуты. Треть участников выбрали икэбану своим хобби после посещения мастер-классов. Большинство участников исследования активно используют приобретенные навыки и знания по икэбане в своей деятельности, некоторые признают, что «невозможно уже без этого жить» и отмечают «изменение жизни во всем». Однако лишь треть участников отметила такие изменения в развитии своей личности, как экологическое воспитание и воспитание чувств толерантности и почти все участники не отметили кардинальных изменений в своей жизни (смена работы или профессии).

Безусловное большинство участников отметили незначительное расширение своих связей с японцами после посещения мастер-классов. Связано это, вероятно, с форматом проведения мероприятий, знакомящих с искусством икэбана: визиты мастеров икэбаны носили официальный характер, целью их программ являлось знакомство с японским искусством, полноценный профессиональный обмен в этой области, на наш взгляд, не происходил. Не смотря на это, многие респонденты отметили важное значение своего участия в развитии российскояпонских культурных связей. Это связано, видимо, в возникающем чувстве причастности к этому процессу во время посещения мероприятий.

Т.о., посещение мастер-классов по икэбане удовлетворяло потребность в чувственном переживании, развивало их художественный вкус, способствовало возникновению чувства сопричастности к культурному диалогу между Россией и Японией. Мастер-классы способствовали привитию вкуса к этому искусству у большинства их участников и подготовили почву для более профессионального изучения икэбаны в дальнейшем.

Продолжение следует

Похожие записи:

  • ИСКУССТВО ИКЕБАНА МЕНЯЕТ ЖИЗНЬ
    декабря, 17, 2007 | Икебана |
    Уважаемые читатели, вашему вниманию представлена вторая часть результатов социологического исследования, проведенного среди участников городских мероприятий по икэбане и Международного образовательного проекта «Икэбана» (2003 – 2006). Сроки исследования: первый этап – с декабря 2005 г. по апрель 2006 г., второй этап – лето — осень 2006 г. Цели и задачи исследования: выявление основных тенденций и перспектив
  • Искусство икебана – игры разума
    апреля, 23, 2010 | Икебана |
    Прошел ровно год после нашей встречи в Киото с УЭНО-сэнсэем, — 19 апреля 2009 г. мы вернулись одухотворенные во Владивосток. В этом году Уэно-сэнсэй приехал 17 апреля с мастерами новой для нас школы – КОРЮ СЁТОКАЙ – КОИДЗУМИ-сэнсэй и МАРУЯМА-сэнсэй. Школа Корю возникла в 1916 г., то было как раз время бурных перемен в
  • Культурный диалог побратимов Владивостока и Ниигата: VI-я встреча по икебана!
    октября, 20, 2008 | Икебана |
    13-15 октября 2008 г. в г. Владивостоке в ГК «ЭКВАТОР» состоялся ряд мероприятий в рамках реализации долгосрочного международного проекта «Икебана» с неизменным партнером – координатором с японской стороны — г-ном УЭНО Косю, исполнительным директором Ассоциации мастеров икебана Ниигата. Данная встреча была посвящена Школе императора Сага (Сагагорю), к которой принадлежат все приехавшие в этот раз сэнсэи.
    В
  • ФЕСТИВАЛЬ «ИКЕБАНА-2005»
    декабря, 9, 2005 | ИкебанаПаруса дружбы |
    23 сентября 2005 г. на борту парусного судна «Паллада» под командованием капитана Н. К. Зорченко состоялась вторая часть церемонии открытия фестиваля «Икебана-2005». Красавица «Паллада» — символ 2005 года для нашего Клуба и символ нашего города – сама похожа на композицию икебаны: три основных ветки – это три мачты, а косые паруса и ванты выполняют
  • VI-я Владивостокская Биеннале 25-29 сентября 2009 г. участники из Японии
    сентября, 23, 2009 | Культурные события |
    Театральный коллектив молодежи Кёгэн школы Окура «SHIN»
    Спектакли и мастер-классы
    27 вс. 14-00
    28 пн.15-30
    Место проведения — ГУК «Приморский краевой драматический театр молодежи» (ул.Светланская, 15А)
    «Кёгэн» – это один из традиционных видов японского театрального искусства. На протяжении многовековой истории, делая в своих пьесах акцент, в основном, на смешные элементы, как в сюжете, так и в манере исполнения, фарсовый

One thought on “Искусство икебана меняет жизнь

  1. Yelena

    здравствуйте!
    я хотела бы учиться на экспресс-курсах в москве. подскажите, где это можно найти. В школе «1000 листьевЭ для меня очень дорого.
    Спасибо, Елена.

Добавить комментарий