БИДЗЭН: ДРЕВНИЕ ТРАДИЦИИ ЯПОНСКОГО ГОНЧАРСТВА

bizen 4

Моя давняя мечта побывать в древних центрах японского гончарства – Бидзэне и Сигараки – осуществилась в прошедшем июне. Сначала по приглашению и при содействии Управления Префектуры Симанэ познакомились с современными гончарными промыслами в городах Гоцу и Мацуэ. А затем я продолжила путешествие в префектуры Окаяма и Сига, где находятся известные на весь мир старейшие районы традиционного гончарства. Помимо Бидзэна и Сигараки, к таким районам, или центрам, относятся Тамба в префектуре Хёго, Сето и Токонаме в префектуре Аити, Этизен в префектуре Фукуи. Бидзэн считается самым древним из этих центров, его история уходит своими корнями еще в период Кофун[1].

Самый простой путь попасть в Бидзэн – сесть в г. Окаяме, столице одноименной префектуры, на поезд локальной линии железной дороги и доехать до станции Имбе. Но сначала два слова об Окаяма. Это небольшой город, компактный, очень уютный и гостеприимный. По широкой улице, идущей в северном направлении от городского вокзала до реки, бегает трамвай, в центре вдоль канала разбит прогулочный бульвар с густой растительностью, а в некоторых кафе даже можно встретить меню с указанием блюд на русском языке! Две самые интересные достопримечательности Окаямы – средневековый замок и сад Коракуэн, входящий в число самых знаменитых старых садов Японии.

Станция Имбе (в переводе с древнеяпонского «Имбе» означает «люди, изготавливающие культовую посуду») находится в 40 минутах езды на поезде в восточном направлении от Окаямы. Именно здесь, на окраине городского округа Бидзэн расположен поселок гончаров. Он раскинулся в долине реки, между зелеными склонами гор. Когда-то, много веков назад в здешних местах нашли богатые залежи гончарных глин и основали первые мастерские по производству керамической посуды и черепицы. Расцвет гончарного центра начался в XIII веке. С тех пор навыки, традиции и секреты работы с глиной передаются из поколения в поколение, от отца к сыну. Японское гончарство – занятие наследственное, семейное, и сегодняшние мастера во многом обязаны своими успехами и признанием дедам и прадедам.

Первое, что замечаешь, когда выходишь из маленького здания вокзала Имбе и окидываешь взглядом окружающий пейзаж – торчащие над крышами домов то тут, то там высокие кирпичные трубы. Это верный признак традиционной ступенчатой печи ноборигама, которой и сегодня широко пользуются в японском гончарстве, несмотря на доступность новейших моделей обжигательных печей. А в Бидзэне ноборигама в особом почете, так как только в этой печи, которую топят сосновыми дровами, можно получить те неповторимые технологические и художественные эффекты, которыми и знаменита местная керамика.

DSCN4087

Для того, чтобы сразу погрузиться в мир гончарного волшебства, надо обязательно зайти в Музей керамики Бидзэн, расположенный рядом со станцией в красивом современном здании. Вход платный – 700 иен. Переходя с этажа на этаж, посетитель знакомится с историей и сегодняшним днем гончарства Бидзэн. Но главное – видит то разнообразие и богатство форм и цветовых оттенков, которые созданы союзом глины и огня. В Бидзэне никогда не использовали искусственных цветных глазурей, достаточно популярных в японском гончарстве. В процессе обжига, продолжающегося до 10-15 дней (!), огненное пламя, в которое попадают частички пепла, мельчайшие растительные примеси, само рисует на стенках изделий узоры, каждый из которых неповторим. Густо-оранжевые, коричневые, темно-серые пятна и полосы на светлом фоне напоминают то затейливый иероглиф, то женский профиль, то стремительный водопад. Иногда содержащиеся в глине зерна минералов дают расплавы на поверхности, и тогда глиняный сосуд покрывается естественной прозрачной глазурью, или приобретает характерный эффект металлизации. Гончар не вмешивается в природное творчество, он только ставит готовое и высохшее изделие в печь – и ждет, что же получится после обжига. Температура в печи очень высокая – до 1250⁰С, и потому керамика получается не только красивая, но и прочная, звонкая, водонепроницаемая. Такие изделия называют «каменной» керамикой.

bizen 3 (1)bizen 3 (2)bizen2

В районе Имбе работают несколько десятков мастерских, многие из них имеют свои магазины-салоны, где продаются изделия – всевозможная столовая, чайная посуда, емкости для кухни, предметы интерьера. Обращает на себя внимание то, что в этих салонах практически не встретишь «китча». На мой взгляд, сдержанный, элегантный, аристократический стиль Бидзэн можно считать вершиной японского гончарства.

DSCN4101

Узкие извилистые улицы гончарного поселка Имбе, где нет сверкающих стеклами небоскребов — тихие, чистые, спокойные. Бродя по ним, все время замечаешь приметы того, чем этот поселок живет. Здесь каменная стенка, крытая сверху крупными кусками битой черепицы, там виднеются ступени ноборигама, а рядом аккуратные вязанки сосновых поленьев, приготовленные для обжига, и запасы светло-серой глины. На стенах зданий – оригинальные керамические панно, опоры фонарей на мостике через канал отделаны красивой плиткой. Особый колорит поселку придают дома под соломенными крышами – таких немного, но выглядит они весьма живописно.

 DSCN4078

Короткая улица Амацумия-дори ведет к небольшим, но изящным синтоистским храмам Амацу-дзиндзя и Имбе-дзиндзя в северной части поселка. Здесь уже начинаются покрытые лесом склоны, на которых когда-то, в далеком прошлом, находились гончарные мастерские. Сегодня вся эта местность считается исторической достопримечательностью. На земле среди деревьев везде попадаются осколки керамических изделий, кое-где сохранились остатки старых печей ноборигама. Тут же находится и заросшее травой и цветами кладбище с могилами известных в древности мастеров керамики Бидзэн. Любопытная деталь – среди могил насыпаны холмики из фрагментов битой или бракованной посуды и черепицы. Я ходила по лесистому склону в полном одиночестве и тишине, получив на короткое время иллюзию погружения в прошлое.

 DSCN4144 DSCN4124

Интересно, что и в самом поселке, возле домов-мастерских часто можно увидеть различные символы синтоизма – маленький алтарь с двумя-тремя керамическими черепками, изящные тории с соломенной веревкой симэнава», каменное изваяние какого-то божества, перед которым лежит горка черепков. Гончарство, как и многие другие японские ремесла, было с древности неразрывно связано с синтоистскими верованиями. Гончар, работая с глиной и огнем, общался с природой, а, значит, должен был уметь разговаривать с духами ками, от которых зависел результат его трудов. У гончаров было и свое божество — Сиинецухико-но-микото (Shiinetsuhikonomikoto).

Бидзэн – одна из самых драгоценных жемчужин в сокровищнице японского гончарного искусства. Не случайно в настоящее время здесь живут и работают несколько мастеров, признанных «живым достоянием» страны. Традиции Бидзэна вдохновляют гончаров-художников всего мира, хотя технология изготовления этой керамики считается одной из сложнейших.

В заключение этого краткого обзора я советую тем, кто хочет увидеть новые, яркие и экзотические страницы культуры Японии, посетить Бидзэн – гончарную столицу префектуры Окаяма.

Жущиховская И.С., доктор исторических наук,

ведущий научный сотрудник,

Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН


[1] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B4_%D0%9A%D0%BE%D1%84%D1%83%D0%BD

Похожие записи:

  • В ГОСТИ К ГОНЧАРАМ МАСИКО
    ноября, 26, 2012 | Декоративно-прикладное искусство Туристические ресурсы, Путешествия |
    Осенью 2003 г., во время научной стажировки в Национальном музее японской истории в г. Сакура мне посчастливилось побывать в соседней префектуре Точиги, где находятся знаменитый культовый комплекс периода Эдо Никко и город гончаров Масико. Никко с его чудесными горными пейзажами и роскошными, сверкающими позолотой храмами в окружении вековых криптомерий является признанной хрестоматийной достопримечательностью Японии. О
  • КАРАЦУ – ГОРОД ГОНЧАРОВ
    сентября, 26, 2012 | Туристические ресурсы, Путешествия |
    Во время пребывания в г. Фукуока (Япония, о-в Кюсю) в июне 2012 г. в связи с участием в работе V Международного конгресса Общества археологии Восточной Азии (SEAA) мне удалось выкроить полдня на короткую поездку в соседний город Карацу (префектура Сага). Побывать там я хотела давно – история Карацу самым тесным образом связана с историей
  • МЯГКАЯ СИЛА ТРАДИЦИИ
    мая, 4, 2016 | Декоративно-прикладное искусство Туристические ресурсы, Путешествия |
    На Миланском салоне мы заметили, что большой популярностью пользовались наши кофейные чашки. Над их дизайном мы усиленно работали, старались найти такой вариант, чтобы в итоге не повысилась стоимость. Лаковое производство вообще дорогое удовольствие. Если мы делаем европейскую чашку с обычной ручкой, то это приводит к удорожанию изделия в полтора раза, поэтому мы придумали эти лаконичные
  • ОНИСИ (鬼師) — СОЗДАТЕЛЬ ЧЕРТЕЙ
    января, 16, 2012 | Декоративно-прикладное искусство Интервью |
    Мы в гостях у САНАДА Кейдзо, мастера-керамиста из г. Гоцу (префектура Симанэ), его специализация весьма специфическая, он все знает о черепице и о горгульях (в Японии – это маски чертей). В гости к нему нас привел интерес к удивительной культуре керамического дела в Японии. Керамика занимает в жизни японца особое место, вернее, можно сказать, что
  • КЕРАМИКА В ОЛИМПИЙСКОМ РЕЗЕРВЕ
    июня, 11, 2015 | Декоративно-прикладное искусство Туристические ресурсы, Путешествия |
    Олимпийский Токио плюс
    Вы уже запланировали, на какие матчи Олимпиады 2020 в Токио пойдете? Времени составить захватывающий план путешествия в Японию остается не очень много. Гостиницы расходятся заранее, особенно те из них, что находятся в удобных местах, не говоря уже о рёканах[1]. Олимпиада в Токио – шанс не только принять участие в грандиозном международном празднике спорта,

Отклики на “БИДЗЭН: ДРЕВНИЕ ТРАДИЦИИ ЯПОНСКОГО ГОНЧАРСТВА”: 4

  1. Ващук Люба

    Спасибо за интересный материал.
    В Благовещенске Амурской области в Музее культуры Востока при Дальневосточном ГАУ есть замечательные экземпляры японской керамики. Несколько экземпляров Бидзен тоже есть. Удивительные по красоте работы.

  2. Галина

    С огромным удовольствием прочитала живой, интересный и в то же время абсолютно научно обоснованный текст увлеченного своим делом ученого и одновременно путешественника. И не только о керамике можно узнать в статье что-то интересное, но и о самой Японии, ее особенностях, восприятии этих особенностей глазами образованного и заинтересованного иностранца.
    Спасибо автору, что поделился своими знаниями и впечатлениями.

  3. Светлана Бутымова

    Здравствуйте! Спасибо Ирине Сергеевне за ее научную работу и такие «зарисовки», как эта. В данный момент изучаю историю керамики (по профессии — художник-керамист). Методическое пособие И.С. Жущиховской стало моей любимой настольной книгой. Хочется иметь возможность следить за дальнейшей работотой Ирины Сергеевны в данном направлении, поэтому очень рада подобным статьям. Буду ждать новостей!

  4. Ирина

    Здравствуйте, Светлана! Спасибо за Ваш интерес к керамике Японии. Возможно, мы могли бы найти интересные профессиональные «точки пересечения». Поэтому оставляю свой электронный адрес для связи — irina1zh@mail.ru
    Удачи!
    И. Жущиховская

Добавить комментарий