МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЕКТ «ИКЕБАНА». История.

«Язык  икебана» способен стать пространством,
в котором происходит общение тех, кто любит это искусство,
знает этот мир, умеет им восхищаться.
Язык этот более чем интернационален,
он универсален,
поскольку все мастера икебана привносят в чисто японскую традицию
свое национальное понимание».
УЭНО Косю

Осенью 2002 года в ходе мастер-классов и встреч сотрудников консульства, музея и флористов города Генеральным Консулом Японии г-ном ТАКАМАЦУ (2001 – 2003) было высказано предложение попробовать самостоятельно российской стороной организовать мастер-класс во Владивостоке, который сможет провести Уэно-сенсей (подоплека предложения вполне объективная – сотрудникам консульства не раз приходилось слышать просьбы флористов города качественно изменить формат мастер-классов). Сразу же в ходе конструктивных переговоров стороны пришли к единому пониманию схемы реализации подобного проекта — он должен быть самоокупаемым. Его финансовая часть должна формироваться из организационных взносов участников действа. Само действо — мастерская, по общему определению, должна была отличаться от традиционных мастер-классов, чтобы улучшить качественно процесс обучения.

Зимой и весной 2003 г. оформился состав партнерского проекта: координацию проекта с японской стороны осуществлял УЭНО Косю, представитель Ассоциации мастеров икебаны города и префектуры Ниигата, помощь оказывали Администрация города Ниигата, Генеральное Консульство Японии и Японский Центр во Владивостоке, официальную поддержку оказывала Администрация города Владивостока.

25-26 апреля 2003 г. в рамках Фестиваля японской культуры в России – 2003 состоялась I-я Профессиональная мастерская по икебане, школа императора Сага (Сагагорю). УЭНО Косю выполнял роль и координатора проекта и мастера обучения, ассистировала ему супруга УЭНО Мисахо. Выстроенная система обучения предполагала схему «теория-демонстрация-практика» и интенсивный режим в течение двух дней с 9 до 18 часов. Организаторы мастерской выявили приоритетные категории потенциальных участников – специалисты и любители икебаны, фитодизайна и японской культуры, представители сферы ресторанно-гостиничного бизнеса, при этом обучающая программа была построена с учетом того, что участником может стать и профессиональный флорист, и новичок в этом деле. Анализ состава участников показал, что прогнозы частично оправдались: более 75 % участников принадлежали к профессиональной флористической сфере. Ожидания организаторов осуществить сотрудничество с представителями ресторанного и гостиничного бизнеса не оправдались. Икебана, как элемент интерьера ресторанов или отелей, пока не рассматривается, организаторы надеются, что такое отношение – временное.

Участники мастерской изучили традиционный стиль «морибана» и современный стиль «омоибана». Икебана меняется вместе со своей эпохой, но именно художественная и философская основа этого искусства, выработанная несколько веков назад, позволяет искать новые формы и стили. Цели и задачи мастерских остаются неизменными: развитие побратимских связей в области культуры, искусства и образования между городами Владивосток и Ниигата, установление профессиональных контактов между флористами двух стран, углубление мастерства российских фитодизайнеров в области японского искусства икебана.

В области обучающих технологий организаторы с еще большей четкостью осознали, как важна для успеха образовательного проекта личность мастера, ведущего мастерскую: Уэно-сенсей, имея по-японски фундаментальное отношение к миру и способность к поиску сути бытия в самых малых его проявлениях, показал высокий класс преподавателя, который по-европейски развернуто и детально давал объяснения по ходу демонстрации.

Результатом проведенной работы явилось постепенное формирование единого пространства общения любителей икебаны – этим пространством стал Японский Центр. Начался процесс оформления Японского Центра как информационного и образовательного Центра икебаны. Также было достигнуто понимание общей цели координаторов проекта для российской и японской сторон: не останавливаться на одной из традиций в этом искусстве, а представить, по возможности, все разнообразие японских школ икебаны города Ниигата и предложить свободу выбора. И, как следствие, оформились планы на следующую мастерскую — обучение икебане никогда не изучаемой в России школы «Рюсейха».

20-21 апреля 2004 г. прошла II-я профессиональная мастерская по икебане школы «Рюсейха» (основана в 1886 г.), мастера — г-жа ИТО, директор Ассоциации икебаны города Ниигата и г-жа МИЯДЗИМА, советник Ниигатского отделения школы «Рюсейха».

При сохранении прежней обучающей схемы («демонстрация-теория-практика», традиционные+свободные стили, неделение аудитории по профессиональному признаку) с некоторыми изменениями (традиционные стили «рикка» и «сейка» не отрабатывались на практике) и двухдневного интенсивного режима организаторы предложили потенциальным участникам возможность выбрать одну из предложенных форм участия (в зависимости от продолжительности, размера оргвзноса и документа, выдаваемого после обучения).

Состав участников претерпел некоторые изменения: соотношение флористов к другим участникам уменьшилось с 75% в апреле 2003 г. до 55% в апреле 2004 г. При этом в число желающих изучать икебану влились дизайнеры, преподаватели, юристы и т. д. С одной стороны, уменьшение интереса и пассивность профессионалов флористического дизайна к икебане вызвало некоторую тревожность организаторов, с другой – появление в списке мастерской людей, никогда не изучавших это искусство, дало новые возможности для работы с потенциальной аудиторией.

В области обучающих технологий мастера г-жа Ито и г-жа Миядзима, в отличие от Уэно-сэнсэя, показали принятую в Японии систему обучения, основные постулаты которой — «делай как я, делай лучше меня», «не спрашивай меня, спроси цветы». В основе такой традиции лежит убеждение, что «опыт невозможно объяснить словами, его богатство можно только ощутить». Стоит, однако, признать, что российским ученикам японских мастеров только предстоит научиться этой методике, научиться считывать нужную информацию во время работы настоящего сэнсэя.

Главным итогом II-й мастерской по икебане явилось решение организаторов провести конкурс икебаны, который станет частью Фестиваля икебана – 2005. Основываясь на положении о том, что «основа эстетического мировоззрения японцев базируется на сезонной красоте японской природы», организаторы решили весенний сезон в икебане сменить на осень, тем более, это время считается золотым сезоном во Владивостоке, а что еще может больше вдохновлять, как не красота осенней природы.

14-19 октября 2004 г. делегация в составе пяти человек от двух клубов: Клуба любителей японской культуры, инициатора проведения Фестиваля икебана-2005, и Клуба флористов “Дыхание Востока” — по приглашению японской стороны побывала в г. Ниигата на незабываемом мероприятии — празднике искусства икебана. Главными составляющими этого праздника стали 7-я международная выставка искусства икебана префектур Ниигата, Тояма и Нагано, а также Симпозиум, посвященный роли искусства икебана, которое давно перестало быть лишь частью традиционных высоких искусств Японии, но превратилось в важный инструмент международного диалога. Уровень приглашенных на симпозиум выступающих специалистов явно говорил о том, что искусство икебана изучают как явление, формирующее особенности менталитета нации, особенности эстетического мировосприятия и отношения к окружающему миру, то есть все то, без чего невозможно понять наших соседей — японцев.

22 – 29 сентября 2005 г. Фестиваль искусства икебана. Девиз Фестиваля «Путь цветка: новое рождение в руках мастера» позволил его организаторам расширить художественные рамки этого события: ключевую позицию займет икебана (III-я мастерская по икебане школ «Икенобо» и «Сагагорю», конкурс мастеров икебана). Другие виды искусства Фестиваля — флористический дизайн витрины с элементами икебана (мастер-классы в салонах «Милленниум» и «Амадей»), оригами, осибана, кимоно (как вид художественного рисунка на ткани) и фотоискусство – представляются как воплощение «Пути цветка».

Символом Фестиваля при поддержке помощника капитана по связям с общественностью Е.И. Девятовой стало парусное учебное судно «Паллада», которая названа Клубом любителей японской культуры символом всего 2005 года, воплощением идеи дружбы и мира между Россией и Японией, отмечающими в этом году 150-летний юбилей дипломатических отношений. На «Палладе» прошла вторая часть церемонии открытия Фестиваля, тогда как первая часть открытия состоялась в Международном выставочном центре – филиале ПГОМ им. В.К. Арсеньева. В кают-компании судна Уэно-сэнсэй поставил композицию, посвященную Фудзи-сан.

Организаторы сохранили прежнее место проведения Мастерской – Японский центр, прежний формат проведения мастерских, увеличив, однако, количество представленных школ и, соответственно, количество дней. Со школами «Икенобо» и «Сагагорю» во Владивостоке уже знакомились, продолжение обучения должно непременно способствовать более глубокому освоению искусства этих школ. К тому же, участники впервые в нашем городе получили возможность на практике освоить стиль «рикка», история которого связана с ритуалом подношения цветов Будде, поэтому композиция, в отличие от других стилей, торжественна. В этот раз Уэно-сэнсэй привез двух сэнсэев из школы «Икенобо» — г-жу ХАРАСИМА (классические стили) и г-жу КУМАГАЭ (современный стиль).

Одним из важных достижений нашего проекта на данном этапе мы можем считать формирование некоего сообщества флористических дизайнеров, увлеченно изучающих на очень серьезном уровне искусство икебана, что в ближайшем будущем даст основание называть Владивосток городом, где укрепились традиции изучения икебана. Статистика данной мастерской говорит о том, что флористов участвовало 43%, то есть еще меньше, чем в 2004 г., но вырастает процент участия дизайнеров и представителей других творческих профессий. Таким образом, наша задача пропагандировать искусство икебана среди профессиональных дизайнеров, архитекторов и т.п. творческих деятелей постепенно осуществляется.

Летом 2006 г. Уэно-сэнсэй выпустил рукопись «Пространство и Время» как результат размышлений о проведенной работе на мастерских во Владивостоке, о разнице менталитетов, и что значит искусство икебана для организации жизненного пространства. Перевод и печать рукописи намечены на 2008 г. Данная работа сэнсэя, которую можно рассматривать и как учебное пособие для изучающих икебана, и как экскурс в историю развития пространственного мышления и чувства прекрасного у японцев, поможет организаторам проекта четко выражать в информационном пространстве мысль о том, что есть нового в изучении искусства икебана для людей, родившихся и сформировавшихся в другой эстетической традиции.

13-16 сентября 2007 г. после достаточно длительного перерыва организаторами решено провести IV-ю Мастерскую по икебана школы «Сагагорю» в рамках проведения большого проекта «Биение сердца: Восток и Запад встречаются во Владивостоке». Главным преподавателем на этой мастерской был сам Уэно-сэнсэй, в качестве помощников он привез двух очень талантливых своих учеников: г-жу СИМИДЗУ и г-на ИИ.

Деятельность сэнсеев не ограничилась только проведением мастерской, несмотря на краткое пребывание в г. Владивостоке, нам удалось организовать постановку композиций икебана на фотовыставке «Образы Богоматери», которая проходила в галерее «Портмэй» в рамках проекта «Биение сердца». Уэно-сэнсэй, узнав заранее о том, что он ставит главную работу, долго искал образ, и создал потрясающую своей простотой и нежностью композицию, для которой он использовал выбеленные пальмовые ветви и нежные розы. Более того, во время постановки композиции сэнсэй познакомился с главой делегации французских барабанщиков, приехавших для участия в проекте «Биение сердца», таким образом, Восток и Запад встретились во Владивостоке в совершенно конкретном месте – галерея «Портмэй».

Статистика участников показала, что сформировался основной состав флористов, изучающих искусство икебана на протяжении долгого времени, что появилась новая сила в лице Клуба любителей икебана (руководитель Н. Панченко), которые составляют половину аудитории Мастерской и являются представителями совершенно различных профессий, около 20% аудитории составляют дизайнеры. Желание организаторов проекта «Икебана» познакомить людей с новым ракурсом видения пространства и времени, организации жизненного пространства постепенно находит свою аудиторию.

В декабре 2007 г. Участники мастерской, успешно сдавшие квалификационный экзамен на начальную ступень, получили из Японии, из храма Дайкакудзи (штаб-квартира икебана школы Сагагорю, Киото) сертификат, в котором говорилось о том, что они вступили на Путь изучения икебана. Торжественная церемония была проведена в Японском центре в присутствии заместителя Генерального консула Японии в г. Владивостоке г-на ХАСЭГАВА. Уэно-сэнсэй прислал приветственный адрес всем участникам.

В мае 2008 г. делегация из гг. Владивостока и Хабаровска в количестве 63 человека посетила выставку икебана, посвященную 20-летию Ассоциации мастеров икебана города Ниигата, где Уэно-сэнсэй занимает ключевую позицию, с целью познакомиться с японским опытом организации подобных мероприятий, получить удовольствие от созерцания шедевров искусства икебана и обозначить круг тех, кому интересна культурная традиция Японии, и кто готов взять лучшее от древнего искусства икебана, чтобы украсить свою жизнь. Половина участников делегации – клиенты УК «Тройка Диалог». Партнером в организации поездки стала туркомпания «Ист Навигатор».

13-15 октября 2008 г. VI-я Мастерская по икебана, в этот раз также решено сосредоточиться на школе Императора Сага (Сагагорю). Опыт предыдущих мастерских показал, что наступило время, когда становится необходимым разделить участников проекта на две группы: начинающих и продолжающих. Занятия в начинающей группе проводил коллега Уэно-сэнэя КОСУГИ Мизухо, ассистировала супруга КОСУГИ Ацуми. Продолжающая группа училась традиционно под руководством Уэно-сэнсэя, ассистировала супруга Уэно Мисахо.

Удивительно, что при анкетировании все опрошенные из 7 предложенных целей участия в мастерской на первое место поставили изучение японской культуры, на втором с минимальным разрывом поставили повышение квалификации, на третьем – участие в значимом для города культурном событии.

<!— /* Font Definitions */ @font-face {font-family:»MS Mincho»; panose-1:2 2 6 9 4 2 5 8 3 4; mso-font-alt:»?? ??»; mso-font-charset:128; mso-generic-font-family:modern; mso-font-pitch:fixed; mso-font-signature:-1610612033 1757936891 16 0 131231 0;} @font-face {font-family:»Arial Narrow»; panose-1:2 11 6 6 2 2 2 3 2 4; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:swiss; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:647 2048 0 0 159 0;} @font-face {font-family:»\@MS Mincho»; panose-1:2 2 6 9 4 2 5 8 3 4; mso-font-charset:128; mso-generic-font-family:modern; mso-font-pitch:fixed; mso-font-signature:-1610612033 1757936891 16 0 131231 0;} /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-parent:»»; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-fareast-font-family:»MS Mincho»;} p.MsoBodyTextIndent2, li.MsoBodyTextIndent2, div.MsoBodyTextIndent2 {mso-style-noshow:yes; margin-top:0cm; margin-right:0cm; margin-bottom:0cm; margin-left:72.0pt; margin-bottom:.0001pt; text-indent:-72.0pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-fareast-font-family:»MS Mincho»;} @page Section1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} —>

12-19 апреля 2009 г. состоялась поездка в Киото. В эти дни отмечается день памяти императора Сага, покровителя изящных искусств и икебана, в честь него названа школа, которой принадлежит Уэно-сэнсэй. Наша поездка совпала с периодом цветения сакуры.

Похожие записи:

  • Ikebana Art in Vladivostok
    октября, 20, 2010 | Икебана |
    С 28 по 30 октября 2010 г. с краткосрочным визитом наш город посетит исполнительный директор Ассоциации мастеров икебана Ниигата г-н УЭНО, мастер школы «Сагагорю», инициатор международного проекта «Икебана» между Владивостоком и Ниигата с 2003 г. Мы с вами являемся свидетелями интересного процесса, когда наш проект претерпевает серьезные изменения — настало время качественно нового этапа
  • Церемония награждения сертификатами первой ступени школы икебана «САГАГОРЮ» участников мастерской по икебана в декабре 2007 г
    августа, 13, 2008 | Икебана |
    Церемония награждения сертификатами первой ступени школы икебана «САГАГОРЮ» участников мастерской по икебана в декабре 2007 г.
    26 декабря (среда) с 11.00 до 12.00 по адресу Океанский проспект, 37, 2 этаж, состоялась церемония награждения участников мастерской по икебана в сентябре 2007 г., школа императора Сага. С приветственным словом выступит г-н ХАСЭГАВА, Заместитель Генерального консула Генерального консульства
  • БИЕНИЕ СЕРДЦА: ВОСТОК И ЗАПАД ВСТРЕЧАЮТСЯ ВО ВЛАДИВОСТОКЕ
    декабря, 17, 2007 | Икебана |
    Восток и Запад встретились, пожав друг другу руки в галерее «Портмэй» 15 сентября 2007 г.
    В наших встречах с УЭНО-сэнсэем произошел перерыв в два года, слишком долго, если учесть интенсивность обменов с 2003 г. Дело в том, что стараниями Уэно-сэнсэя икебана действительно стала инструментом международного общения, во всяком случае, для Ниигаты. Насыщенная творческая жизнь и активная
  • Культурный диалог побратимов Владивостока и Ниигата: VI-я встреча по икебана!
    октября, 20, 2008 | Икебана |
    13-15 октября 2008 г. в г. Владивостоке в ГК «ЭКВАТОР» состоялся ряд мероприятий в рамках реализации долгосрочного международного проекта «Икебана» с неизменным партнером – координатором с японской стороны — г-ном УЭНО Косю, исполнительным директором Ассоциации мастеров икебана Ниигата. Данная встреча была посвящена Школе императора Сага (Сагагорю), к которой принадлежат все приехавшие в этот раз сэнсэи.
    В
  • Икебану придумали самураи
    апреля, 30, 2010 | Икебана |
    Во владивостоке прошли мастер-классы по составлению икебаны под руководством профессора Косю Уэно, самого известного в Японии мастера этого традиционного искусства аранжировки цветов. В Приморье он прилетел из Ниигаты по приглашению Восточного центра и консульства Японии во Владивостоке.
    Цветы после битвы
    До знакомства с сэнсэем Уэно я, как и большинство россиян, считал, что икебана – это чисто женское

1 thoughts on “МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЕКТ «ИКЕБАНА». История.

  1. Натали-Елина

    Я УЧАСТНИК ПРОЕКТА «ИКЕБАНА» И *БИЕНИЕ СЕРДЦА*…

    ЯПОНИЯ -РОССИЯ……БОЖЕ! КАК ЗАМЕЧАТЕЛЬНО..
    столько воспоминаний и напоминание о пути…

    В декабре 2007 г. Участники мастерской, успешно сдавшие квалификационный экзамен на начальную ступень, получили из Японии, из храма Дайкакудзи (штаб-квартира икебана школы Сагагорю, Киото) сертификат, в котором говорилось о том, что они вступили на Путь изучения икебана. Торжественная церемония была проведена в Японском центре в присутствии заместителя Генерального консула Японии в г. Владивостоке г-на ХАСЭГАВА. Уэно-сэнсэй прислал приветственный адрес всем участникам.
    р.с. сертификат вместе со всем моим багажом исчез бесследно в Малайзии, в аэропорту Куала-Лумпур …

Добавить комментарий